Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ те-мы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студен-тов | |||
лекции | семина-ры | ||||
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья | |||||
1.1 | Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций | ||||
1.2 | Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) | - | |||
1.3 | Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). | - | |||
1.4 | Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) | - | |||
Раздел 2. Мировая экономическая система в XVII - XIX вв. | |||||
2.1 | Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) | - | |||
2.2 | Становление индустриальной системы | - | |||
2.3 | Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония | - | |||
2.4 | Экономическое развитие России в XVIII – XIX вв. | - | |||
Раздел 3. Мировая экономическая система в XX – начале XXI вв. | |||||
3.1 | Дезинтеграция мирового хозяйства и мировые войны | - | |||
3.2 | Проблемы и тенденции мирового экономического развития в 1950 – 1960-е гг. | - | |||
3.3 | Экономическая дифференциация стран современного мира | ||||
3.4 | Экономика России в период империализма (1900 – 1917) | - | |||
3.5 | Экономика советского периода | - | |||
3.6 | Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв. | - | - | ||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ те-мы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студен-тов | |||
лекции | семина-ры | ||||
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья | 0,5 | 25,5 | |||
1.1 | Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций | 0,5 | - | 7,5 | |
1.2 | Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) | - | - | ||
1.3 | Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). | - | - | ||
1.4 | Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) | - | - | ||
Раздел 2. Мировая экономическая система в XVII - XIX вв. | |||||
2.1 | Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) | 0,5 | - | 5,5 | |
2.2 | Становление индустриальной системы | - | - | ||
2.3 | Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония | 0,5 | - | 5,5 | |
2.4 | Экономическое развитие России в XVIII – XIX вв. | - | |||
Раздел 3. Мировая экономическая система в XX – начале XXI вв. | 1,5 | 38,5 | |||
3.1 | Дезинтеграция мирового хозяйства и мировые войны | 0,5 | - | 7,5 | |
3.2 | Проблемы и тенденции мирового экономического развития в 1950 – 1960-е гг. | 0,5 | - | 7,5 | |
3.3 | Экономическая дифференциация стран современного мира | 0,5 | - | 7,5 | |
3.4 | Экономика России в период империализма (1900 – 1917) | - | - | ||
3.5 | Экономика советского периода | - | - | ||
3.6 | Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв. | - | - | ||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья
Тема 1.1. Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций
I. Задания для самостоятельной работы[1]
1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): «неолитическая революция», «плодородный полумесяц», азиатский способ производства, города-государства, храмовые города, ирригационное земледелие, полис, трапезиты, «золотой век» Афин, реформы Диоклетиана, латифундии, виллы, эргастерии, колонат, караванная торговля, «Великий шелковый путь».
3*. Провести сравнительный анализ речных цивилизаций (в терминологии русско-французского географа и социолога Л.И. Мечникова), а именно шумерской, египетской, индийской, китайской.
4. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Гуляев В.И. Становой хребет месопотамской цивилизации (С.23-27); Дьяконов И.М. Имперская древность (С.28-38).
5. Подготовить реферат на тему: «Происхождение и эволюция монетных денег».
II. План семинарского занятия
1. Основные черты экономического развития Древней Греции. Эволюция земельной собственности и рабовладения в греческих полисах.
2. Развитие экономики Древнего Рима. Хозяйство римской империи. Замена рабства наемным трудом.
3. Особенности экономического строя Восточной Римской империи. Константинополь как центр евразийской торговли.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение данной темы следует начать с выявления общих закономерностей экономического развития стран Древнего Востока. В этой связи особое внимание следует уделить проработке понятия «азиатский способ производства». Для уяснения особенностей экономического развития древневосточных государств необходимо заполнить таблицу 1 в письменной форме (задание № 3).
Таблица 1.
Сравнительный анализ речных цивилизаций
Название цивилизации | Особенности экономического развития | Особенности политического развития | Достижения |
Междуречье | |||
Египет | |||
Китай | |||
Индия |
Большая роль при освоении данного курса отводится проработке текстов, содержащихся в хрестоматии по экономической истории, изданной ГУ-ВШЭ. При изучении данной темы необходимо сделать краткий конспект указанных статей.
Семинарское занятие посвящено особенностям экономического развития античного мира – Древней Греции и Древнего Рима. Следует помнить, что развитие этих государств шло иным путем, отличным от развития стран Древнего Востока.
Первый вопрос семинарского занятия посвящен экономическому развитию Древней Греции. Необходимо охарактеризовать, выделить специфические особенности экономического развития в крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды. Изучите устройство полисов, законы Драконта, реформы Солона, особенности афинского и спартанского социально-экономического развития, «Великую греческую колонизацию». Особое внимание при изучении классического периода древнегреческой истории следует уделить, во-первых, развитию ремесленного производства, торговли, кредитно-финансовых институтов, во-вторых, причинам и последствиям социально-экономического кризиса IV в. до н.э.
Второй вопрос семинарского занятия посвящен изучению экономики Древнего Рима. Историю Древнего Рима можно рассматривать как классический образец зарождения, расцвета и гибели рабовладельческого общества. Охарактеризуйте особенности экономического развития Древнего Рима в царский (VIII - VI вв. до н.э.), республиканский (510 – 27 гг. до н.э.) периоды и в период Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г.). Уясните, когда патриархальное рабство превращается в классическое, когда начинается кризис рабовладения, каковы были его последствия. Особое внимание следует уделить развитию ремесла, сельского хозяйства, торговли, бюджету, денежному обращению.
Третий вопрос семинара посвящен особенностям экономического развития Византии в V - X вв. Поскольку значительное место в курсе отводится проблемам международной торговли, то акцент при изучении данного вопроса следует сделать на господствующее положение Константинополя в бассейне Средиземного моря.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.1.
2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007.
3.Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.17-50.
Дополнительная литература
1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.2, 4.
2. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики». Р-н-Д, 2007.
3. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 1.3. Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.)
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): мануфактура, абсолютная монархия, каравелла, «революция цен», колониальные товары, Тордесильясский договор, «острова пряностей», Ост-Индские компании, асьенто, акционерные компании, биржи, Московская компания, «Индийский дом», «Безансонская» биржа, фольварк, мир-экономика.
3*. Составить опорный конспект фрагмента книги Броделя Ф., представителя влиятельнейшей в мировой историографии XX века школы «Анналов», «Динамика капитализма» (хрестоматия по экономической истории, С. 121-132). Зафиксировать признаки и структуру мир-экономики.
4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику предпринимательской династии Фуггеров.
II. План семинарского занятия
1. Технологические инновации в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие ремесла в Италии, Германии, Фландрии.
2. Великие географические открытия: причины, последствия. «Революция цен». «Второе издание крепостничества».
3. Становление мировой торговли и институциональные инновации.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.
Изучая первый вопрос семинарского занятия, обратите внимание на достижения технического прогресса (усовершенствование ветряного двигателя, появление доменных печей, водоотливных насосов, нового способа книгопечатания, самопрялки с колесом и т.д.). Следует понимать, что все эти и подобные технические нововведения привели к кардинальным переменам в социально-экономических отношениях и методах организации труда. Далее перейдите к изучению мануфактурного производства и изменений в сельском хозяйстве. В заключение разберитесь как происходило формирование сильных абсолютистских монархий в Европе, какова роль абсолютизма в разложении феодального строя.
Второй вопрос семинарского занятия посвящен Великим географическим открытиям. Важно четко уяснить их причины и последствия. Уясните, как «революция цен» повлияла на экономику всех европейских стран.
При подготовке третьего вопроса в обязательном порядке проработайте статьи из третьей книги И.М. Кулишера «История экономического быта Западной Европы»: «Старые и новые торговые центры» (С.235-265), «Специализация в области торговли» (С.284-316), «Торговые компании». Далее проработайте вопросы, связанные с возникновением и развитием бирж и перемещением торговых путей.
Семинарское занятие предполагает обсуждение докладов по вопросу № 1 по теме: «Экономическое развитие Флоренции» и вопросу № 3 по теме: «Ост-Индские торговые компании: становление, развитие, итоги деятельности». Основные требования к докладу:
1) тема доклада;
2) введение в проблематику доклада;
3) доклад проводится в виде презентации при помощи программного продукта Microsoft Power Point либо с использованием раздаточных и иных наглядных материалов (плакатов, рисунков и т.д.);
4) продолжительность доклада не превышает 8-10 мин.;
5) подводятся итоги выступления в сжатом виде.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл. 3.
2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 113- 132.
Дополнительная литература
1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 5.
2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга III. Челябинск, 2004. С.201- 422.
3. Фурсов К.А. Европейские Ост-Индские компании: двигатель и тормоз капитализма// X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн./ отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.2. М., 2010. С.165-171.
4. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова структура и признаки мир-экономики, согласно концепции Ф. Броделя?
2. Как происходило формирование мануфактурного производства в Западной Европе?
3. Какими методами пользовались европейские страны при колониальных захватах?
4. Какое влияние имели Великие географические открытия на экономическое развитие Европы?
5. Какие последствия имело перемещение торговых путей из бассейна Средиземного моря в Атлантический и Индийский океаны?
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.142-153), гл.5 (С.216-229).
2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.97-112.
Дополнительная литература
1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 7, 9, 12.
2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга IV. Челябинск, 2004.
3. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего. М., 2008. С. 132- 170.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы социально-экономические последствия аграрного переворота в Англии?
2. В чем заключалась сущность промышленного переворота в Англии? Какую роль при этом сыграла хлопчатобумажная промышленность?
3. Кто такие луддиты, чартисты?
4. В какой стране и когда произошел первый кризис промышленного перепроизводства?
5. Каковы причины успешного экономического развития Бельгии в первой половине XIX в.?
6. Какова была специфика промышленного переворота во Франции?
Тема 2.3. Модели перехода к индустриальной экономике:
США, Германия, Япония
I. Задания для самостоятельной работы
1. *Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.
2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): «треугольная торговля», «железный закон», фронтир, доктрина Монро, «золотая лихорадка», Гомстед-акт, индекс Доу-Джонса, грюндерство, сегунат Токугава, революция Мэйдзи, Банк Японии, «открытие» Японии, дзайбацу, казенный капитализм.
3. Составить опорный конспект работы известного российского экономиста Н. Кондратьева «Северо-Американские Соединенные Штаты», написанной для энциклопедического словаря «Гранат» в 1926 г. (С. 142-153, хрестоматия по экономической истории).
4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: А. Гамильтон, К. Вандербильт, Отто фон Бисмарк, Муцухито.
5. Выдающийся русско-французский географ, социолог Л.И. Мечников в своем труде «Японская империя» отмечал эра Мэйдзи – «полный радикальный переворот». Приведите аргументы в защиту данного тезиса или опровергните его.
II. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о структурных и институциональных особенностях индустриальных трансформаций экономик США, Германии, Японии. Тщательно проработайте статьи из хрестоматии по экономической истории. При составлении опорного конспекта статьи Н. Кондратьева «Северо-Американские Соединенные Штаты» четко выделите этапы индустриализации, характерные черты каждого из них. Статью известного американского экономиста российского происхождения Александра Гершенкрона «Экономическая отсталость в исторической перспективе» прочтите в книге «Истоки. Экономика в контексте истории и культуры» (С.430-443). Сконцентрируйтесь на особенностях развития экономики Германии.
Особое внимание уделите изучению индустриализации Японии. Реформы Мэйдзи признаются сегодня одной из наиболее успешных форсированных модернизаций за всю мировую историю. Следует помнить, что, проводя реформы, правительство делало все, чтобы сохранить традиционные основы японского общества. С одной стороны, это способствовало тому, что реформы были поддержаны практически всеми слоями общества и прошли относительно безболезненно. С другой стороны, именно незавершенность буржуазной революции и сохранение у населения, прежде всего бывших самураев, феодального духа превратили Японию в очень агрессивную страну. Тщательно проработайте фрагмент монографии американо-канадского историка и дипломата Г. Норманна «Становление капиталистической Японии», которая вышла в 1940 г. и до сих пор считается наиболее глубоким в западной литературе анализом японской модернизации, широко используемым и в японских университетах (С. 167-184, хрестоматия по экономической истории).
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.6 (С.272-285), гл.7 (С.334-364), гл.8 (С.425-431).
2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.133-184.
Дополнительная литература
1. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе// Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М., 2004. С.430-443.
2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 9, 10.
3. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М.,2010. С.43-57.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как формировались английские колонии? Чем обуславливалась их жизнеспособность?
2. Кто положил начало фабричной промышленности в США?
3. Каковы были предпосылки, особенности и последствия промышленного переворота в США?
4. Почему США в начале XX в. заслужили название «плавильный котел Европы»?
5. Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.?
6. Что вы знаете о Таможенном союзе германских государств?
7. Каковы особенности промышленного переворота в Германии?
8. Каковы итоги аграрной реформы Мэйдзи?
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.177-198), Гл.8 (С.438-457).
2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.
3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.477-485, 521-535.
Дополнительная литература
1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 15.
2. Симония Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор. МЭиМО, 2009, № 4.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему 1950-е гг. называют «золотыми годами нефтяных компаний», 1960-е – «золотыми годами потребителей нефти»? Как, в этой связи, называют 1980-е – 1990-е гг.?
2. Что являлось теоретической основой «рейганомики» и «тэтчеризма?
3. Какова роль Ж. Моне в процессе европейской интеграции?
4. Каким по счету было расширение ЕЭС-ЕС 2007 г., включившее Болгарию и Румынию?
В конце XX – начале XXI вв.
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): приватизация, бартеризация экономики, чековые инвестиционные фонды, дефолт, финансовые пирамиды.
3*. Прочесть и сделать краткий конспект фрагмента курса лекций Ясина Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ (С.535-549, хрестоматия по экономической истории).
4. Просмотреть комплекты журналов «Вопросы экономики», «ЭКО», «Российский экономический журнал» за 2007-2011 гг. Прореферировать статьи по теме 3.5.
II. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), конспектирование научных статей.
По итогам изучения данной темы студент должен выявить этапы реформ, особенности переходного периода в России, основные структурные и институциональные изменения, которые произошли в 1990-е гг. в российской экономике.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Глава 15.
2. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.535-549.
Дополнительная литература
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М., 2005, очерк 9.
2. Шкаратан О.И. Факторы и последствия реформ по-российски // Мир России. - 2006. - N 3. - С.3-30.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как происходило развитие экономических реформ 1992-1993 гг.? Расскажите о динамике инфляции, обменного курса рубля, а также о распаде рублевой зоны?
2. Каковы итоги развития российской экономики в конце 1990-х гг.?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Экономика стран Древнего Востока.
2. Экономика древнегреческого полиса.
3. Основные черты экономики Древнего Рима.
4. Основные черты феодализма как хозяйственной системы.
5. Цеховая система.
6. Два круга европейской морской торговли - левантийский и ганзейский.
7. Значение Великих географических открытий и «революции цен» для развития европейской экономики.
8. Сущность «второго издания крепостничества» в Восточной Европе.
9. Первые мировые биржевые центры.
10. Города-лидеры ремесла в Италии, Германии, Фландрии. Ярмарки.
11. Кольбертизм во Франции.
12. Нидерландская революция. Хозяйственная система Голландии (конец XVI - XVII вв.).
13. Возвышение Англии в XVII – XVIII вв. Политические революции XVII в. и огораживание как факторы роста капиталистического предпринимательства. «Аграрный переворот» и его значение.
14. Ост-Индские торговые компании. Их значение.
15. Сущность промышленного переворота.
16. Особенности промышленного переворота в Англии, Бельгии, Франции.
17. Экономическое развитие в XIX веке: базовые детерминанты.
18. Превращение США в мировую индустриальную державу.
19. Реформы Мейдзи в Японии и их результаты.
20. Особенности индустриализации в Германии.
21. Золотой стандарт.
22. Появление стандартизации и массового производства.
23. Экономическое развитие в XX веке: базовые детерминанты.
24. Изменение общих условий хозяйственной жизни в начале XX века (новые технологии и структурные сдвиги, финансовый капитализм и финансовая олигархия, формы монополий).
25. Экономические итоги Первой мировой войны.
26. Версальско-Вашингтонская система: экономические аспекты и противоречия.
27. Пути выхода из «Великой депрессии» ведущих стран Европы и США.
28. Тоталитарные варианты выхода из «Великой депрессии».
29. Бреттон - Вудская система: основные положения, причины заключения договора.
30. План Маршалла и восстановление экономики Западной Европы.
31. Варианты «экономического чуда» в послевоенной Западной Европе. Факторы успешного развития.
32. «Нефтяные шоки», структурные кризисы 1970-х. Неоконсерватизм.
33. Истоки и эволюция ЕЭС-ЕС.
34. Монеты и денежное обращение на Руси.
35. Внешнеэкономические связи Киевской Руси.
36. Предпринимательство в допетровской Руси.
37. Меркантилистская политика Петра I: великодержавные ориентиры петровских преобразований, форсированное создание промышленности и ее ресурсная база, попытки насаждения западных институтов.
38. Послепетровская экономическая политика. «Золотой век дворянства».
39. Реформы М.М. Сперанского, экономическая политика Е.Ф. Канкрина.
40. Особенности российской индустриализации.
41. Создание Госбанка и системы коммерческих банков. Финансовая политика.
42. Реформы С.Ю. Витте.
43. Экономика России в период империализма (1900-1917).
44. «Военный коммунизм». Переход к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924 гг.
45. Роль ГУЛАГа в мобилизационной экономике.
46. Индустриализация в СССР: финансовые источники, проведение, результаты.
47. Денежная реформа 1947 года, отмена карточной системы.
48. Экономическая политика Н.С.Хрущева
49. Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв.
50. СЭВ: цели организации, структура, деятельность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: «Экономическая история»
Специальность:
080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»
Автор:
Татьяна Викторовна Лобас
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения) 5 курс
№ те-мы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студен-тов | |||
лекции | семина-ры | ||||
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья | |||||
1.1 | Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций | ||||
1.2 | Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) | - | |||
1.3 | Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). | - | |||
1.4 | Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) | - | |||
Раздел 2. Мировая экономическая система в XVII - XIX вв. | |||||
2.1 | Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) | - | |||
2.2 | Становление индустриальной системы | - | |||
2.3 | Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония | - | |||
2.4 | Экономическое развитие России в XVIII – XIX вв. | - | |||
Раздел 3. Мировая экономическая система в XX – начале XXI вв. | |||||
3.1 | Дезинтеграция мирового хозяйства и мировые войны | - | |||
3.2 | Проблемы и тенденции мирового экономического развития в 1950 – 1960-е гг. | - | |||
3.3 | Экономическая дифференциация стран современного мира | ||||
3.4 | Экономика России в период империализма (1900 – 1917) | - | |||
3.5 | Экономика советского периода | - | |||
3.6 | Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв. | - | - | ||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
[1] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ те-мы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студен-тов | |||
лекции | семина-ры | ||||
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья | |||||
1.1 | Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций | ||||
1.2 | Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) | - | |||
1.3 | Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). | - | |||
1.4 | Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) | - | |||
Раздел 2. Мировая экономическая система в XVII - XIX вв. | |||||
2.1 | Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) | - | |||
2.2 | Становление индустриальной системы | - | |||
2.3 | Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония | - | |||
2.4 | Экономическое развитие России в XVIII – XIX вв. | - | |||
Раздел 3. Мировая экономическая система в XX – начале XXI вв. | |||||
3.1 | Дезинтеграция мирового хозяйства и мировые войны | - | |||
3.2 | Проблемы и тенденции мирового экономического развития в 1950 – 1960-е гг. | - | |||
3.3 | Экономическая дифференциация стран современного мира | ||||
3.4 | Экономика России в период империализма (1900 – 1917) | - | |||
3.5 | Экономика советского периода | - | |||
3.6 | Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв. | - | - | ||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ те-мы | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студен-тов | |||
лекции | семина-ры | ||||
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья | 0,5 | 25,5 | |||
1.1 | Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций | 0,5 | - | 7,5 | |
1.2 | Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) | - | - | ||
1.3 | Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). | - | - | ||
1.4 | Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) | - | - | ||
Раздел 2. Мировая экономическая система в XVII - XIX вв. | |||||
2.1 | Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) | 0,5 | - | 5,5 | |
2.2 | Становление индустриальной системы | - | - | ||
2.3 | Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония | 0,5 | - | 5,5 | |
2.4 | Экономическое развитие России в XVIII – XIX вв. | - | |||
Раздел 3. Мировая экономическая система в XX – начале XXI вв. | 1,5 | 38,5 | |||
3.1 | Дезинтеграция мирового хозяйства и мировые войны | 0,5 | - | 7,5 | |
3.2 | Проблемы и тенденции мирового экономического развития в 1950 – 1960-е гг. | 0,5 | - | 7,5 | |
3.3 | Экономическая дифференциация стран современного мира | 0,5 | - | 7,5 | |
3.4 | Экономика России в период империализма (1900 – 1917) | - | - | ||
3.5 | Экономика советского периода | - | - | ||
3.6 | Экономическое развитие России в конце XX – начале XXI вв. | - | - | ||
Зачет | |||||
ИТОГО: |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья