Тема 10. доход производителя и его распределение
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: фирма, издержки производства, альтернативные издержки, бухгалтерские издержки, экономические издержки, эффект масштаба: повышающийся, снижающийся, неизменный, валовая выручка, валовой доход, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль.
2. Раскрыть содержание издержек производства фирмы:
а) охарактеризовать бухгалтерские и экономические издержки;
б) объяснить, почему экономические издержки предстают в виде
постоянных, переменных и общих издержек производства;
в) построить график соответствующих издержек производства.
3. Проанализировать динамику издержек производства фирмы в краткосрочном и долговременном периодах. Построить соответствующие графические модели.
4. Объяснить условие равновесия фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции. Построить соответствующие графические модели.
5. Подготовить доклад на тему:
« Теория прибыли в экономической науке»
II. План семинарского занятия
1. Фирма как оптимизирующий субъект рыночного хозяйства Виды издержек производства фирмы.
2. Динамика издержек производства в краткосрочном и долговременном периодах Повышающаяся, неизменная и снижающаяся отдача от масштаба производства
3. Равновесие фирмы на рынках совершенной и несовершенной крнкуренции
4. Валовой доход производителя: понятие и структура
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при подготовке первого вопроса семинарского занятия опирайтесь на знания, полученные при изучении темы 6, в частности, вспомните, что понимается под «фирмой», какие теоретические концепции сложились в экономической науке;
- обратите внимание на важность анализа издержек производства, исходя из определения альтернативных издержек. Данная категория уже известна, она изучалась в теме 3 учебного курса. При подготовке конспекта ответа важно последовательно объяснять связь и обусловленность издержек, показать, что экономические издержки в деятельности фирмы предстают как постоянные, переменные и общие издержки производства;
- целесообразно начать изучение второго вопроса семинарского занятия с анализа производственной функции, определения допущений к данной модели. Это позволит обосновать необходимость учета временного фактора при исследовании динамики издержек производства в краткосрочном и долговременном периодах;
- обратите внимание, что в краткосрочном периоде фирма решает задачи:
а) оптимизации использования переменного фактора;
б) определяет оптимальный объем производства в условиях действия закона убывающей отдачи производства при использовании дополнительных единиц переменного фактора (труда или капитала). Графики издержек производства в краткосрочном периоде должны соответственно отразить:
а) изменение среднего (АР), общего (ТР) и предельного продукта (МР);
б) изменение средних постоянных (AFC), средних переменных (AVC) и средних общих издержек производства (АТС);
в) динамику предельных издержек (МС), предельного дохода (МR) и средних общих издержек производства (АТС) в соотнесении рыночной ценой;
- важно уяснить, что в долгосрочном периоде все издержки производства являются переменными. При построении графика средних общих издержек (АТС или АС) в долгосрочном периоде необходимо иметь в виду, что определение оптимального объема производства зависит от уровня цен, формирующихся на рынке. Более обстоятельно о динамике издержек в долгосрочном периоде можно узнать, прочитав главу 7 и 10 учебника «Экономическая теория» /Под ред. Камаева В.Д., или главу 6 и 10 учебника «Курс экономической теории» /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л.;
- используя указанные источники, изучите самостоятельно проблему равновесия фирмы в краткосрочном и долговременном периодах. Постарайтесь уяснить содержание условия равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции (MR=MC=AC=P) и на рынке несовершенной конкуренции (MR=MC<AC<P), построить соответствующие графические модели.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 7 § 2, 3, 5, 6; Гл. 10 § 4, 6, 7, 8.
2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - Киров, АСА, 2003. - Гл. 10,14.
3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 6.
4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл.10.
5. Экономика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.
6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 7,10.
Дополнительная литература:
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СПб.: Экономическая школа, 2002.
2. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2002. – Гл. XXXVI.
4. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, к.э.н., доц. А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.
5. Экономическая теория: общие основы и особенности России. Учебное пособие / Под ред. Н.К. Ларионова. - М.: - Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
ТЕМА 11. РЫНОК ТРУДА
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: спрос на труд, предложение труда, рабочая сила, равновесие на рынке труда, занятость, безработица, заработная плата, системы оплаты труда, рыночный доход, кривая Лоренца, коэффициент Джини, бедность, прожиточный минимум.
2. Раскрыть содержание проблемы равновесия на рынке труда. Построить графическую модель неоклассической теории равновесия на рынке труда.
3. Построить графическую модель выбора индивида между потреблением и досугом (эффект дохода и замещения на рынке труда) проанализируйте содержание данной модели, покажите ее теоретическое и практическое значение.
4. Составить структурно-логическую схему на тему «Заработная плата: сущность, формы и системы».
5. Изучить самостоятельно и дать объяснение причин существования, видов и последствий безработицы. Обосновать необходимость и методику оценки: уровня занятости, уровня безработицы, уровня активности населения. Внести формулы данных показателей в словарь-справочник.
6. Раскрыть содержание проблемы формирования и распределения рыночного дохода. Проиллюстрировать с помощью графической модели кривой Лоренца проблему распределения доходов. Объяснить значение коэффициента Джини.
7. Изучить самостоятельно и назвать основные направления государственного регулирования доходов, а также инструменты оценки и реализации социальной защиты граждан в рыночной экономике. Составить соответствующий словарь.
8. Подготовить доклад на тему:
1) Социальное партнерство как модель экономических отношений на рынке труда
2) Проблема бедности в современном обществе
II. План семинарского занятия
1. Спрос и предложение на рынке труда. Выбор индивида между потреблением и досугом
2. Заработная плата, как цена фактора «труд». Фомы и системы оплаты труда
3. Безработица: сущность, виды и последствия
4. Распределение рыночного дохода. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
5. Система социальной защиты граждан в рыночной экономике
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- при подготовке первого вопроса семинарского занятия обратите внимание на особенности рынка труда как факторного рынка, влияние уровня оплаты труда на динамику спроса и предложения труда. Постарайтесь в данном вопросе отразить теоретические подходы, сложившиеся в экономической науке к проблеме равновесия. Основное внимание уделите неоклассической теории равновесия на рынке труда, постройте соответствующую модель;
- важным звеном в анализе равновесия на рынке труда является выяснение механизма превращения индивидуального предложения труда в совокупное предложение. С этой целью необходимо построить графическую модель выбора индивида между потреблением и досугом (эффект дохода и замещения на рынке труда). Уточните содержание категорий фактор «труд», и «рабочая сила», которое дается в современной экономической теории. Сравните данные определения с трактовкой содержания указанных категорий с позиций политэкономического анализа (теория предельной производительности фактора «труд» и теория стоимости товара «рабочая сила»);
- второй вопрос плана семинарского занятия целесообразно изложить, используя структурно-логическую схему «Заработная плата: сущность, формы и система». При разработке схемы обратите внимание на два обстоятельства. Первое: заработная плата – это цена фактора «труд». Следовательно, как всякая цена, заработная плата выражает стоимость фактора «труд» и учитывает изменение рыночной конъюнктуры. По этой причине при построении схемы важно исходить из определений номинальной и реальной заработной платы. Второе обстоятельство вытекает из определения заработной платы как денежной суммы, выплачиваемой в соответствии с количеством и качеством произведенных благ и услуг. Следовательно, следующий уровень ее анализа – характеристики повременной и сдельной форм и их систем;
- изучение третьего вопроса семинарского занятия, посвященного проблеме безработицы, важно начинать с тезиса о нарушении равновесия на рынке труда, то есть превышение предложения труда над спросом. Данное положение позволяет перейти к поиску причин нарушения равновесия и, соответственно, видам безработицы. Практические аспекты анализа проблем безработицы связаны с определением методики измерения, а также возможностью и направлениями государственного регулирования. (См. «Курс экономической теории» /Под общ. ред. Чепурина В.М., Киселевой Е.Л. Гл. 11, 19. «Экономическая теория» /Под ред. Камаева В.Д. Гл. 10.;
- при составлении конспекта ответа (развернутого плана) на вопрос о распределении рыночного дохода воспользуйтесь учебником «Современная экономика» / Под ред. Мамедова О.Ю. Лекции 15, 17. Обратите внимание на принцип функционального и вертикального распределения доходов, которое дается в данном источнике. Уясните для себя, что функциональное распределение доходов не обеспечивает их равномерного распределения, так как обусловлено реализацией собственности на факторы «земля», «труд», «капитал», «предпринимательство». Соответственно формируются: рента, заработная плата, процент, прибыль. Следовательно, возникает потребность в их перераспределении, то есть вертикальном распределении. Кривая Лоренца отражает реальное распределение доходов в рыночной экономике, которое не может быть равномерным. Объясните, какую роль играет коэффициент Джини в регулировании доходов;
- анализируя систему социальной защиты граждан, постарайтесь понять принципы государственной политики в области доходов: какими должны быть подходы государства в отношении экономически активного населения, в том числе и предпринимателей, и как должна строится политика для социально-уязвимых слоев общества. Исходя из этого, составляется структура инструментов оценки и реализации социальной защиты: оценка уровней активности, занятости, безработицы, стимулирование занятости, прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет), минимальная заработная плата, доход на душу населения, индексация доходов (заработной платы, пенсий, пособий), трансферты. Найдите определения данных категорий и внесите в словарь-справочник (см. источники 3, 4, 5, 6 списка основной литературы; 1, 3, 4 списка дополнительной литературы).
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М,2001. - Гл. 6.
2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 11.
3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М., 2001. - Гл. 9 § 1, 2, 3.
4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 15,17.
5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 14.
6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. –Гл. 10.
Дополнительная литература:
1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - Киров, АСА, 2002.
3. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Экономика. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.
5. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.