Тема 8. теория потребительского поведения
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: свобода выбора потребителя, полезность, предельная полезность, общая полезность, кривая безразличия, карта безразличия, бюджетное ограничение, равновесие (оптимум) потребителя.
2. Раскрыть содержание принципов поведения потребителя. Определить критерий рационального выбора потребителя.
3. Проанализировать связь между количеством потребляемого блага и полезностью дополнительной единицы потребляемого блага, сформулировать сущность кардиналистского подхода, построить соответствующие графические модели.
4. Построить графическую модель карты безразличия, раскрыть ее экономическое содержание. Сформулировать сущность ординалистского подхода к анализу полезности.
5. Построить графическую модель линии бюджетного ограничения потребителя. Проанализировать факторы динамики бюджетного ограничения потребителя.
6. Раскрыть экономическое содержание графической модели равновесия потребителя, построить данную модель и показать ее практическое значение.
7. Подготовить доклад на тему:
«Маржиналистская революция в экономической теории»
II. План семинарского занятия
1. Принципы поведения потребителя на рынке
2. Понятие полезности и рыночный спрос. Сущность кардиналистского подхода к пониманию полезности
3. Ординалистская концепция полезности. Кривые и карта безразличия
4. Бюджетное ограничение. Условие равновесия потребителя
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при подготовке первого вопроса плана семинарского занятия попытайтесь уяснить сущность маржиналистской революции в развитии экономической теории. Подготовьте доклад «Маржиналистская революция в экономической теории». Воспользуйтесь источником 1, 3, 5 списка дополнительной литературы;
- обратите внимание при изучении учебной литературы и материалов лекции ко второму вопросу семинарского занятия на связь между количеством потребляемого блага и субъективной оценкой полезности дополнительной единицы потребляемого блага. Впервые в науке эта зависимость была отражена работах Г. Госсена. Сформулируйте три закона Г. Госсена. Постарайтесь показать вклад австрийской школы в разработку теории предельной полезности, в частности измерение полезности, объяснение того факта, что редкие ресурсы имеют высокую ценность на рынке;
- при построении графической модели кривых и карты безразличия попытайтесь уяснить свойства кривых безразличия: наклон линий, непересекаемость линий, норма замещения одного блага другим. Это позволит понять, почему точки комбинаций благ, расположенных на одной линии безразличия обладают равной полезностью, а линии, отдаленные от начала координат содержат наборы, обладающие более высокой полезностью, чем наборы, расположенные на предыдущих кривых безразличия;
- подготовка четвертого вопроса семинарского занятия должна включать построение графической модели линии бюджетного ограничения. Постарайтесь понять, почему линия бюджетного ограничения строится благодаря соединению точек максимума двух благ, входящих в набор. Анализируя влияние дохода и цен товаров на бюджетные возможности потребителя, покажите изменение положения линии бюджетного ограничения (параллельное смещение, движение по часовой или против часовой стрелки);
- изложение вопроса о равновесии потребителя предполагает построение графической модели. В этом вопросе требуется объяснение того факта, что из многообразия доступных потребителю наборов лишь один набор, в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения характеризует равновесие потребителя.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 4 §6,10.
2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 5 § 3,9,10.
3. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 7.
4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл 9 §2.
5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СПб.: Экономическая школа, 2002.
2. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: Инфра-М, 2000.- XVI.
4. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.
5. Экономическая теория: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. коммент., словарь, предм. указ. - Е.Ф. Борисов. - М.: Высшая школа, 2000.
ТЕМА 9. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: рыночное равновесие, рыночная цена, равновесный объем производства, цена, функции цены, ценообразование.
2. Раскрыть содержание рыночного равновесия, спроса и предложения. Построить графическую модель равновесия на рынке совершенной конкуренции А. Маршалла.
3. Построить графические модели следующих рыночных ситуаций:
а) D ↑ S – const; б) D ↓ S – const;
в) S ↑D – const; г) S ↓ D – const;
д) S ↓ D↓; е) S ↑D ↑.
Где - D спрос, S – предложение. Охарактеризовать возможные сценарии в достижении равновесия.
4. Построить графические модели равновесия в краткосрочном, мгновенном и длительном периодах. Объяснить их значение.
5. Проанализировать влияние нерыночных факторов, то есть налогов и дотаций на поддержание рыночного равновесия.
6. Раскрыть сущность и функции цены в рыночной экономике. Дать характеристику видов цен и механизма ценообразования в современной экономике.
7. Подготовить доклад на тему:
1) Ценовая политика фирм на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.
2) Положительные и отрицательные эффекты предпринимательской деятельности и проблема равновесия рынков.
3) Ценовая политика фирм на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.
II. План семинарского занятия
1. Рыночное равновесие спроса и предложения в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах
2. Влияние дотаций и налогов на рыночное равновесие
3. Функции цены в рыночной экономике. Виды цен
4. Ценообразование на неконкурентных рынках
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- при подготовке первого вопроса плана семинарского занятия обратите внимание на тот факт, что модель равновесия А. Маршалла характеризует равновесное состояние рынка совершенной конкуренции. Вспомните основные характеристики данного рынка, изученные в теме 5. Особое значение в анализе модели имеет тезис о непрерывном изменении цен на рынке чистой конкуренции. Данное положение позволяет понять причины возникновения дефицита продукции и его избытка. Следует также учесть не тождественность явлений дефицита и избытка товаров на рынке с избытком потребителя и избытком производителя;
- построение графических моделей в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах необходимо осуществлять исходя из положения о том, что наиболее изменчивой стороной рыночного механизма является спрос. Производители не могут быстро отреагировать на изменение спроса. По этой причине принято рассматривать равновесие в указанных временных интервалах;
- в конспекте ответа на второй вопрос семинарского занятия должно быть отражено четкое разграничение рыночных факторов равновесия – взаимодействие спроса, цены и предложения и нерыночных – государственное регулирование равновесия при производстве общественных благ и классических товаров с помощью налогов и дотаций. Наиболее обстоятельно данный вопрос изложен в главе 15 параграф 1, 3 учебника «Курс экономической теории» под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.;
- при изучении вопроса о сущности и функциях цены в рыночной экономике опирайтесь на теоретические знания о цене, которые вы получили, изучая тему 4 данного курса. Вспомните субъективную и объективную концепцию цены. В данной теме сделайте акцент на те функции цены, которые полнее раскрывают сущность свободных, рыночных цен. Раскройте многообразие видов цен на основе различных классификационных критериев. Это позволит понять содержание процесса ценообразования (См. об этом более подробно: «Экономическая теория»: учебник для вузов / Под ред. Камаева В.Д. гл);
- анализируя особенности ценообразования на неконкурентных рынках, постройте графические модели, отражающие ценовую политику фирм на рынках чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии;
- при подготовке доклада на тему «Ценовая политика фирм на рынках совершенной и несовершенной конкуренции» воспользуйтесь учебником «Курс экономической теории» /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., гл. 6-7. Обратите внимание на механизм барьеров входа и выхода из отрасли, дискриминации цен, ценовой войны, неценовой конкуренции.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 11,14.
2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 6,7.
3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М, 2001. - Гл. 3 §3.
4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 10.
5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 11,12.
6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 8,9.
Дополнительная литература:
1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. Учебник. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2001.
2. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфа-М, 2002 – Гл. XXXVI.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФА-М, 2001.
5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, к.э.н., доц. А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.