Тема 2. организация общественного производства и ее исторические типы. экономическая система
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, воспроизводство, ресурсы производства, факторы производства, продукт труда, товар, общественное благо, коллективное благо, индивидуальное благо, экономическая система, традиционное общество, административно-командная система, рыночная экономика, смешанная экономика.
2. Раскрыть содержание характеристик «функционирования» и характеристик «развития» производства.
3. Провести сравнительный анализ внеэкономического и экономического типов организации общественного производства. Внести данные в таблицу «Сравнительный анализ экономических систем».
4. Провести сравнительный анализ особенностей функционирования смешанной экономики в развитых странах современного мира. Внести данные в таблицу «Модели смешанной экономики».
6. Подготовиться к ролевой игре «Командно-административная, рыночная и смешанная экономики: плюсы и минусы систем».
II. План семинарского занятия
1. Производство и его объективные характеристики. Понятие «ресурсов» и «факторов» производства
2. Воспроизводство. Фазы воспроизводства. Обмен как универсальный механизм соизмерения затрат и результатов производства.
3. Традиционное общество и командная система как внеэкономический тип организации общественного производства
4. Экономический тип организации общественного производства: рыночная и смешанная экономики. Модели смешанной экономики.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий;
- обратите внимание на условность разграничения характеристик «функционирования» и «развития», так как производство является непрерывно изменяющимся процессом. Покажите роль общественного разделения труда в развитии производства, превращении индивидуального производства в общественное производство. Анализируя взаимосвязь и особенности простого и расширенного воспроизводства, обоснуйте возможные способы реализации расширенного воспроизводства. Внесите в словарь-справочник определения экстенсивного и интенсивного форм расширенного воспроизводства, способов укрупнения и разукрупнения производства (концентрация, интеграция, диверсификация, деконцентрация, дезинтеграция);
- при проведении сравнительного анализа внеэкономического и экономического типов организации общественного производства важно руководствоваться критерием: роль отношений распределения (обмена) во взаимосвязи производства и потребления. В таблицу «Сравнительный анализ экономических систем» необходимо внести содержательные характеристики традиционного общества, командно-административной, рыночной и смешанной экономик в соответствии со следующими критериями: а) тип собственности (частная, общественная); б) способ распределения ресурсов; в) способ принятия экономических решений: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить; г) наличие личной экономической свободы непосредственного производителя; д) способ распределения полученного дохода.
- используйте при составлении таблицы «Модели смешанной экономики» следующие критерии для сравнительного анализа европейской, азиатской и англо-американской моделей смешанной экономики: а) роль государственной собственности в экономике; б) роль государственного программирования экономики; в) наличие и механизм решения социальных проблем. При заполнении таблицы можно воспользоваться статистическими данными;
- при подготовке к ролевой игре составьте развернутый план или конспект, в которых раскрываются: механизм функционирования систем, наличие (отсутствие) стимулов к высокоэффективному труду и производству, экономические характеристики систем, исходя из практики их функционирования (политика в области доходов, проблемы бедности, предоставление общественных благ);
- используя данные таблиц, важно в логически последовательной форме и аргументировано изложить положительные стороны и недостатки исторически сложившихся экономических систем.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 2.
2. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб.: Киров: «АСА», 2003. - Гл. 3, §1,2,3; Гл. 4.
3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.:Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 1; Гл. 2, §6.
4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- лекция 3.
5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 1, §1,2; Гл. 2, §5.
6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 9-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3.
Дополнительная литература:
1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2002. Гл. XXXVI.
3. Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя. Прес, 2001.
4. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.