Воздействие государства на экономику.
Государство управляет экономикой с помощью специальных методом (способов, приемов). Эти методы делятся на две большие группы.
В первую - входят командные методы. Иногда их называют командно-административными.
Действие командных методов основано на принуждении. Эти метлы заставляют выполнять решения государства независимо от желания исполнителей. Их сущность можно выразить фразой: «приказ начальника — закон для подчиненного».
Дли командных методов государство использует такие рычаги нондействия, как приказы, указы, постановления, директивы, инструкции.
Когда государственные команды наделяются юридической силой, они становятся законами. Законы— самые важные рычаги воздействия, потому что их обязаны выполнять все, на кого они распространяются.
Основная сфера применения командных методов - государственная экономика (заметьте: она не случайно называется также командной). В этой экономике государство является единоличным хозяином, предприятия и работники подчинены ему и служат исполнители ми его решений.
Эти методы государство отчасти применяет и в рыночной экономике. Ведь участники рыночной экономики нуждаются в условиях, Которые создаются обществом для их предпринимательской деятельности (например, в правопорядке, безопасности, образовательном потенциале населения, достижениях научно-технического прогресса).
Созданием таких условий распоряжается государство. Поэтому в обмен на их получение участники рыночной экономики Попадают в зависимость от государства и вынуждены подчиняться ecu командам. Так, с помощью командных методов государство разрешает или запрещает деятельность частных предприятий, контролирует их работу, отчисляет в пользу общества часть получаемых доходов.
Командные методы управления экономикой — методы (способы) управления экономикой, основанные на принуждении; приказах, постановлениях, директивах, инструкциях, законах.
Вторую группу составляют рыночные методы. Иногда их не совсем верно называют экономическими методами.
Действие этих методов основано на учете экономических интересов. Основная сфера распространения - рыночная экономика.
Участники этой экономики самостоятельно, без помощи государства создают товары и потому экономически независимы от него. По этой причине командные методы здесь менее эффективны. Например, приказ государства производить больше товаров для школьников вряд ли будет «услышан» частными предприятиями, если производство таких товаров невыгодно и не приносит прибыли (заметьте, что этого не могут сделать участники государственной экономики).
Рыночные методы действуют по правилам рынка: решения государства выполняются не по принуждению, а в обмен на блага, вызывающие экономический интерес частных производителей. Государство выступает своеобразным продавцом своих решений, а частные производители - их покупателями.
Для рыночных методов государство использует такие рычаги, как предоставление кредитов на льготных условиях, снабжение природными ресурсами по низким ценам, передача в собственность части общественного имущества, предоставление субсидий.
Считается, что самая большая государственная субсидия, выданная когда-либо правительством США, была получена гигантской автомобильной компанией «Крайслер». В 70-х годах XX в. компания стояла на грани разорения, а это означало, что тысячи людей останутся без работы, и государственная казна недополучит миллионы долларов в виде несобранных налогов. Поэтому было решено оказать компании денежную помощь, достаточную для уплаты долгов.
Решение правительства оправдалось, и автомобильный гигант снова стал процветать.
Нередко государство пользуется таким рычагом, как гарантированный заказ. В этом случае оно объявляет себя покупателем продукции частного предприятия и этим гарантирует ему получение дохода от продаж. В условиях острой конкуренции за рынки сбыта, такой заказ исключительно выгоден, и ради его получения частные предприятия всегда готовы к сотрудничеству с государством.
Одним из основных рычагов рыночных методов служат налоги. Они заставляют действовать в желаемых для государства направлениях. Маневрируя ими, повышая или понижая, можно заинтересовать предприятия в выполнении государственных решений.
В странах СНГ (например, России, России, Украине) немало женщин трудятся в условиях, которые наносят вред женскому организму. Законы запрещают использовать труд женщин в таких условиях. Но предприятия нарушают законы.
Один из основных принципов японского производства — заставить работники усердно трудиться на хозяина по собственному убеждению. Японское экономическое чудо в значительной мере обязано осуществлению этого принципа.
Социально-психологические методы управления экономикой - (способы) управления экономикой, основанные на убеждениях, влиянии на взгляды и жизненные ценности работающих.