Моделирование социально-экономических систем

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Методические указания по выполнению курсового проекта

для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент»

очной и заочной форм обучения

Караваево

Костромская ГСХА

УДК 655.58

ББК 74

М 54

Составитель: доцент кафедры экономической кибернетики Костромской ГСХА

С.Г. Кузнецов

Рецензент: доцент кафедры экономики Е.Н. Морозов

Рекомендовано к изданию

методической комиссией экономического факультета, протокол № 5 от 01 июля 2015 г.

Моделирование социально-экономических систем:методические указания по выполнению курсового проекта для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения / сост. С.Г. Кузнецов. – Караваево: Костромская ГСХА, 2015.- 36 с.

Издание содержит методический материал по выполнению курсового проекта

Методические указания предназначены для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения.

УДК 655.58

ББК 74

  Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2015
  ÓС.Г. Кузнецов, составление, 2015
  Ó Оформление, РИО КГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

2 Требования, предъявляемые к курсовому проекту.. 5

3 Порядок проведения защиты и критерии оценки курсового

проекта.. 6

3.1 Порядок проведения защиты.. 6

3.2 Критерии оценки курсового проекта. 7

4 Методика выполнения курсового проекта.. 8

4.1 Этапы выполнения курсового проекта. 9

4.2 Выбор и утверждение темы проекта. 9

4.3 Порядок представления и защита курсового проекта. 10

4.4 Примерная структура проекта. 12

5 Этапы моделирования социально-экономических систем... 13

5.1 Постановка экономико-математической модели задачи. 13

5.2 Структурная экономико-математическая запись модели. 14

5.3 Информационное обеспечение экономико-математической модели задачи. 16

5.4 Разработка числовой экономико-математической модели задачи. 17

5.5 Решение задачи на ПК.. 19

5.6 Анализ результатов решения задачи. 23

Список рекомендованных источников.. 27

Приложение А Темы курсовых проектов по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем». 28

Приложение Б Пример оформления титульного листа курсового проекта. 29

Приложение В Исходная информация для построения экономико-математической модели задачи 30

Приложение Г Числовая экономико-математическая модель задачи по определению оптимального состава кормосмеси для кур-несушек. 31

Приложение Д Исходный файл для решения экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения. 33

Приложение Е Решение экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения 34

Приложение Ж Отчет по результатам.. 35

Приложение И Отчет по устойчивости. 36

Приложение К Отчет по пределам.. 37

ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебному плану студенты дневной и заочной форм обучения направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения выполняют курсовой проект по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем».

Основными целями курсового проекта являются:

– закрепление полученных в ходе изучения дисциплины знаний по методологии математического моделирования;

– углубленное изучение теоретических и практических положений математического моделирования экономических систем;

– развитие у студентов навыков использования приемов математического моделирования к исследованиям экономических проблем;

– освоение студентом методов систематизации конкретного материала, умение его анализировать и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения с обоснованием практического использования;

– формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

В результате написания курсового проекта студент приобретет следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

– способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

– владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

– владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

– способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

– владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем» выполняется (в соответствии с учебным планом направления и профиля) студентами экономического факультета очной и заочной форм обучения.

Курсовой проект является самостоятельной научной работой студента. Он не должна походить на реферат или доклад по теме. Для руководства научной работой студента назначается руководитель, который составляет задание на курсовой проект, следит за ходом его выполнения, проводит консультации, оказывает помощь в процессе исследований.

Задание на курсовое проектирование, кроме его наименования, содержит расшифровку темы и предусматривает комплексное решение поставленных задач. Выполнение проекта осуществляется в предусмотренное время для самостоятельной работы. Практическая часть исследований проводится в компьютерных классах корпуса экономического факультета академии. При необходимости место работы может выбираться студентом самостоятельно.

Чтобы разобраться в социально-экономических процессах и явлениях по избранной теме студент должен использовать фактический материал конкретного предприятия (организации), отдельной отрасли. По ряду тем могут быть использованы районные и областные статистические данные. Данные берутся за три последних календарных года. По усмотрению преподавателя информационное обеспечение курсового проекта может быть предложено руководителем.

Фактический материал должен позволять:

– проводить характеристику конкретного социально-экономического явления;

– содержать данные, позволяющие провести экономический анализ;

– разрабатывать экономико-математическую модель поставленной задачи.

На основе глубокого изучения теоретических вопросов, относящихся к теме курсового проекта, всестороннего анализа работы предприятия (организации), студент обязан выявить и показать прогрессивные методы работы, пути их достижения, выявить недостатки, имеющиеся в работе предприятия (организации) и на основе полученного оптимального решения внести практически приемлемые, экономически обоснованные предложения по их устранению. Работы, написанные только на основе литературных источников, не могут быть признаны удовлетворительными и подлежат возврату на доработку. По окончании исследований студент представляет преподавателю работу на проверку.

Требования, предъявляемые к курсовому проекту

Курсовой проект должен:

– выполняться на актуальную, имеющую практическое значение, тему, по обоснованному плану;

– быть написан на основе глубокого изучения законодательства по рассматриваемой проблеме, научной литературы, электронных изданий, а также монографий и статей, посвященных избранной теме;

– свидетельствовать о том, что его автор знает современные теоретические и методические основы применения методов математического моделирования к исследованию экономических процессов;

– подтверждать то, что его автор умеет работать с литературными источниками: находить необходимый материал, анализировать точки зрения различных авторов, на основе анализа давать свои оценки и формулировать собственные выводы;

– содержать анализ фактического состояния экономики предприятия (организации), конкретную числовую экономико-математическую модель задачи, аргументированные выводы по решению модели задачи и адресные предложения;

– соответствовать изложенным ниже указаниям относительно объема, структуры работы и в то же время содержать элементы оригинального, творческого подхода к решению тех или иных вопросов темы;

– быть оформлен в строгом соответствии с методическими указаниями.

Соблюдение перечисленных требований является критерием для определения оценки студенческого курсового проекта.

Порядок проведения защиты

По результатам проверки курсового проекта выставляется оценка. Работа оценивается положительно при условии соблюдения перечисленных выше требований. В том случае, если работа не отвечает предъявляемым требованиям (не раскрыты тема или отдельные вопросы плана, использовано менее десяти литературных источников, изложение материала поверхностно, отсутствует заключение), то она возвращается автору на доработку. Студент должен переделать работу с учетом замечаний и предоставить для проверки новый вариант. Если сомнения вызывают отдельные аспекты курсового проекта, то в этом случае они рассматриваются во время устной защиты работы перед комиссией.

Работа в готовом варианте должна быть предоставлена на проверку преподавателю не менее, чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии. Студенты, не защитившие курсовые проекты, не допускаются до сдачи экзамена.

Защита курсового проекта представляет собой устный публичный отчет студента, на который ему отводится не более 10 минут, а также ответы на вопросы членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач проектирования, его актуальность, описание выполненного проекта, основные выводы и предложения, разработанные студентом в процессе курсового проектирования.

Примерная структура проекта

Курсовой проект выполняется в соответствии с планом и состоит из ряда разделов. План курсового проекта разрабатывается применительно к закрепленной теме с учетом специфики предприятия, на примере которого выполняется работа. Следует использовать примерные планы для некоторых тем, которые приведены в данных методических указаниях. При этом рекомендуется проконсультироваться с преподавателем-руководителем курсового проекта.

Проект начинается с титульного листа стандартной формы (приложение Б), за которым следует лист задания, далее содержание проекта, которое включает введение, несколько разделов, заключение, список использованных источников, приложения.

Ведение содержит общий обзор работы, позволяющий составить общее представление об исследуемой проблеме и полученных результатах. Здесь указывается объект исследования, цели и задачи проекта, методы исследования, указывается значимость полученных теоретических и практических разработок. Во введении также может быть предложена краткая аннотация отдельных разделов проекта. Введение должно занимать не более трех страниц.

Первый раздел включает анализ научной литературы по избранной теме. Предметом анализа могут быть новые идеи или проблемы в области математического моделирования, возможные методологические подходы к решению той или иной проблемы, данные экономического характера. В этом разделе должно быть полно и систематизировано изложено состояние проблемы с использованием значительного количества литературных источников. Первый раздел должен зсоставлять не более одной третьей части всего проекта.

Во втором разделе проекта целесообразно дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовой проект. Студентам необходимо проанализировать месторасположение, зону деятельности, организационно-правовую форму предприятия, трудовые ресурсы, специализацию, материально-техническую базу предприятия и др. Второй раздел свключает не более 10 страниц.

В последующих разделах, число которых произвольно, дается постановка задачи, исходная информация для построения числовой экономико-математической модели задачи, структурная и развернутая модели, решение задачи на ПК и анализ результатов решения.

Заключение содержит перечень основных полученных в проекте результатов и сделанных выводов. В него могут включаться рекомендации относительно перспектив продолжения данной работы.

В списке использованных источников указываются использованные автором проекта научные публикации, а также другие источники, в том числе электронные. На все перечисленные в списке литературы источники в соответствующих местах проекта должны быть сделаны ссылки (номер источника в квадратных скобках). Количество использованных источников должно быть не менее 15. Оформление списка использованных источников проводится согласно ГОСТ Р7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления.

Общий объем курсового проекта должен составлять 30-35 страниц машинописного текста (без учета приложений).

Решение задачи на ПК

Мощным средством анализа данных MS Excel является надстройка Solver (Поиск решения). С ее помощью можно определить, при каких значениях указанных влияющих ячеек формула в целевой ячейке принимает нужное значение (минимальное, максимальное или равное какой-либо величине). Для процедуры поиска решения можно задать ограничения, причем не обязательно, чтобы при этом использовались те же влияющие ячейки. Для расчета заданного значения применяются различные математические методы поиска. Вы можете установить режим, в котором полученные значения переменных автоматически заносятся в таблицу. Кроме того, результаты работы программы могут быть оформлены в виде отчета.

Программа Поиск решений – дополнительная надстройка табличного процессора MS Excel, которая предназначена для решения определенных систем уравнений, линейных и нелинейных задач оптимизации. Размер задачи, которую можно решить с помощью базовой версии этой программы, ограничивается такими предельными показателями:

– количество неизвестных – 200;

– количество формульных ограничений – 100;

– количество предельных условий на неизвестные – 400.

Программа Поиск решений при инсталляции пакета MS Office 2007 могла быть не установлена, перед ее активизацией обратитесь к команде [Данные] приложения Excel.

По умолчанию в MS Excel надстройка Поиск решения отключена. Чтобы активизировать ее в Excel 2007, щелкните значок Кнопка [Microsoft Office] , щелкните [Параметры Excel], а затем выберите категорию [Надстройки]. В поле [Управление] выберите значение [Надстройки Excel] и нажмите кнопку [Перейти]. В поле [Доступные надстройки] установите флажок рядом с пунктом [Поиск решения] и нажмите кнопку [ОК]. После запуска программы на экране появится окно [Поиск решения].

Прежде чем воспользоваться программой Поиск решения необходимо создать файл данных. Файл данных создается в электронных таблицах Excel.

Электронная таблица с исходными данными оптимизационной задачи представим в приложении Д. Необходимо уточнить следующее. В ячейках B4:I4 должны быть поставлены нули – это изменяющиеся ячейки. Здесь в результате решений будут находиться значения искомых переменных величин.

В ячейке J5:J22 необходимо ввести формулы. Например, для ячейки J5 формула выглядит следующим образом:

=СУММПРОИЗВ(B5:I5;$B$4:$I$4).

Целевая ячейка L23 содержит формулу:

=СУММПРОИЗВ(B23:I23; $B4$4:$I$4).

В этой ячейке будет находиться минимальное значение целевой функции.

В диалоговом окне Поиск решения необходимо задать ряд параметров (рисунок 1). В поле [Установить целевую ячейку] следует указать адрес ячейки, содержимое которой должно быть оптимизировано. В нашем случае это ячейка М23, в которой представлена минимум стоимости кормосмеси. Очень важно, чтобы эта ячейка содержала формулу и была хотя бы косвенно связана с влияющими ячейками, иначе при изменении одной ячейки не будет изменяться другие. Поскольку в нашем примере необходимо минимизировать значения в целевой ячейке, выделите в группе опций [Равной] опцию [Минимальному значению]. В поле [Изменяя ячейки] необходимо задать область ячеек, значения которых программа должна заменить для получения оптимального результата. Активизируйте указанное поле ввода и выделите ячейки C4:J4 (в случае необходимости переместите диалоговое окно или укажите адрес области вручную).

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Рисунок 1 – Окно Поиск решения

Теперь следует приступить к заданию ограничений, играющих немаловажную роль. Ограничения могут применяться к зависимым, влияющим или другим ячейкам, прямо или косвенно связанным с целевой ячейкой. Заданные ограничения следует указать в одноименном поле диалогового окна Поиск решения.

Чтобы задать ограничения, нажмите кнопку [Добавить], после чего на экране появится диалоговое окно, в котором можно выполнить все необходимые установки (рисунок 2).

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Рисунок 2 – Окно Добавление ограничений

В поле [Ссылка на ячейку] этого диалогового окна следует указать адрес ячейки, содержимое которой должно удовлетворять заданному ограничению. В поле необходимо задать значения или адрес ячейки, если требуемое значение содержится в определенной ячейке. Содержимое указанных полей соединяется с помощью известных операторов сравнения.

После ввода ограничений необходимо нажать кнопку ОК, при этом диалоговое окно задания ограничений будет закрытым. Тем самым все параметры для запуска программы Поиск решения заданы. При необходимости, используя кнопку [Изменить], Вы сможете в дальнейшем изменить заданные ограничения. После нажатия кнопки [Удалить] выделенное ограничение будет удалено из списка. Чтобы можно было без особых проблем несколько раз последовательно повторить поиск оптимального значения для одной и той же целевой ячейки с измененными параметрами, записи в диалоговом окне Поиск решения сохраняются. При следующем вызове программы Поиск решения необходимо изменить только желаемый параметр. Вышесказанное имеет силу только во время одного сеанса работы с программой и при работе только с текущей рабочей книгой. При сохранении рабочей книги после применения программы Поиск решения параметры, установленные в диалоговом окне Поиск решения, также будут сохранены. В дальнейшем после открытия данной рабочей книги и активизации программы Поиск решения все параметры снова будут представлены на экране.

Далее необходимо установить параметры. Для этого необходимо нажать кнопку [Параметры]. В окне Параметры поиска решения необходимо отметить параметры [Линейная модель] и [Неотрицательные значения], затем нажать кнопку [ОК] (Рисунок 3).

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Рисунок 3 – Окно Параметры поиска решения

Запустите процесс вычисления нажатием кнопки [Выполнить] и следите за строкой состояния. В ней отображаются отдельные шаги выполнения операции поиска решения. После завершения вычислений новые значения будут вставлены в таблицу, а на экране появится диалоговое окно, информирующее о завершении процесса поиска решения (рисунок 4).

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Рисунок 4 – Окно Результаты поиска решения

В полученном решении программа предоставляет свободу выбора. Полученный результат можно отразить в текущей рабочей книге или представить в виде отчета. Отчет создается на отдельном рабочем листе. При задании режима создания отчета в списке [Тип отчета] следует выбрать [Тип отчета]. Если активизирована опция [Сохранить найденное решение], то после закрытия диалогового окна нажатием кнопки [ОК], новые значения будут представлены в текущей таблице (приложение Е).

Если поиск решения успешно закончен, в окне диалога [Результаты поиска решения] выводится одно из следующих сообщений:

– решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены;

– все ограничения соблюдены с установленной точностью и найдено заданное значение целевой ячейки;

– поиск свелся к текущему решению. Все ограничения выполнены;

– значение целевой ячейки, не менялось в течение последних пяти итераций. Решение возможно найдено или итеративный процесс улучшает решение очень медленно;

Если поиск не способен достичь оптимального решения, в окне диалога [Результаты поиска решения] выводится одно из следующих сообщений:

– поиск не может улучшить текущее решение. Все ограничения выполнены;

– поиск остановлен (истекло заданное на поиск время);

– поиск остановлен (достигнуто максимальное число итераций);

– значение целевой ячейки не сходятся;

– поиск не может найти подходящего решения;

– поиск остановлен по требованию пользователя.

– условия для линейной модели не удовлетворяются.

– при поиске решения обнаружено ошибочное значение в целевой ячейке или в ячейке ограничения;

– мало памяти для решения задачи.

Примечания:

1 Чтобы прервать поиск решения, нажмите клавишу ESC. Лист Excel будет пересчитан с учетом последних найденных значений для изменяемых ячеек.

2 Чтобы создать отчет на основе решения, найденного с помощью Поиск решения, выберите тип отчета в поле Отчеты и нажмите кнопку ОК. Отчет будет создан на новом листе книги. Если Поиск решения не удастся найти решение, параметры создания отчета будут недоступны.

3 Чтобы сохранить значения изменяемых ячеек в виде сценария, который затем можно будет просмотреть, нажмите кнопку [Сохранить сценарий] в диалоговом окне [Результаты поиска решения]и введите имя сценария в поле[Имя сценария].

Приложение А

Темы курсовых проектов по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем»

1. Оптимизация структуры кормопроизводства предприятия.

2. Оптимизация распределения заготовленных кормов.

3. Оптимизация состава и использования машинно-тракторного парка.

4. Оптимизация состава, использования и доукомплектования машинно-тракторного парка.

5. Определение оптимальных размеров и специализации фермерского хозяйства.

6. Определение оптимального состава автомобильного парка предприятий.

7. Определение оптимальной внутрихозяйственной специализации предприятий.

8. Использование экономико-статистических моделей для анализа экономических явлений.

9. Разработка оптимизационных моделей задач с векторным критерием качества.

10.Оптимизация плана ассортимента и выпуска продукции перерабатывающих предприятий.

11.Оптимизация плана работы предприятий технического сервиса.

12.Оптимизация структуры выпуска продукции лесоперерабатывающих предприятий.

13.Оптимизация плана производства овощей защищенного (открытого) грунта.

14.Оптимизация работы предприятий в условиях рынка.

15.Оптимизация структуры посевных площадей сельскохозяйственных предприятий.

16.Оптимизация товарооборота торговых предприятий.

17.Оптимизация плана размещения сельскохозяйственных культур региона.

18.Оптимизация структуры кормопроизводства предприятия.

19.Использование методов математического моделирования для разработки бизнес-плана предприятия.

20.Оптимизация рисков коммерческого банка.

21.Оптимизация плана использования трудовых ресурсов.

Приложение Б

Пример оформления титульного листа курсового проекта

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГБОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ

Направление 38.03.01– «Экономика»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Моделирование социально-экономических систем»

Приложение В

Приложение Г

Числовая экономико-математическая модель задачи по определению оптимального состава кормосмеси для кур-несушек

Имя ограничения Переменные Тип ограничения Объем ограничения
комбикорм концентраты мясокостная мука рыбная мука ракушка масло подсолнечное соль сода
x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7 x8
1. По суммарной массе компонентов, входящих в кормосмесь, г =
2. По содержанию обменной энергии, ккал. 2,60 2,60 2,75 2,50   9,00     >=
3. По содержанию сырого протеина, г 0,15 0,46 0,40 0,64         >= 15,40
4. По содержанию кальция, г 0,0118 0,0130 0,0710 0,0440 0,4000       >= 3,1000
5. По содержанию фосфора, г 0,0016 0,0080 0,0430 0,0640         >= 0,7000
6. По содержанию натрия, г 0,00061 0,00300 0,01700 0,02700     0,39000 0,23000   0,40000
7. По минимальному содержанию концентрированных кормов, ккал. 2,60 2,60             >= 215,6
8. По максимальному содержанию концентрированных кормов, ккал. 2,60 2,60             <= 225,4
9. По минимальному содержанию кормов животного происхождения, ккал.     2,75 2,50         >= 12,005
Продолжение приложения Г
10. По максимальному содержанию кормов животного происхождения, ккал.     2,75 2,50         <= 24,255
11. По минимальному содержанию масла, ккал.           9,00     >= 4,90
12. По максимальному содержанию масла, ккал.           9,00     <= 12,103
13. По содержанию соли (не менее), г               >= 0.03
14. По содержанию соли (не более), г               <= 0,40
15. По содержанию соды (не менее), г               >= 0,03
16. По содержанию соды (не более), г               <= 0.05
17. По минимальному содержанию рыбной муки в группе кормов животного происхождения, г     -0,2 0,8         >=
18. По максимальному содержанию рыбной муки в группе кормов животного происхождения, г     -0,4 0,6         <=
Целевая функция задачи – минимум стоимости кормосмеси, коп. 0,37 0,41 0,65 2,60 0,03 1,75 0,10 0,45 " min

Приложение Д

Исходный файл для решения экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Приложение Е

Решение экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Приложение Ж

Отчет по результатам

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Приложение И

Отчет по устойчивости

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

Приложение К

Отчет по пределам

моделирование социально-экономических систем - student2.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Методические указания по выполнению курсового проекта

для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент»

очной и заочной форм обучения

Караваево

Костромская ГСХА

УДК 655.58

ББК 74

М 54

Составитель: доцент кафедры экономической кибернетики Костромской ГСХА

С.Г. Кузнецов

Рецензент: доцент кафедры экономики Е.Н. Морозов

Рекомендовано к изданию

методической комиссией экономического факультета, протокол № 5 от 01 июля 2015 г.

Моделирование социально-экономических систем:методические указания по выполнению курсового проекта для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения / сост. С.Г. Кузнецов. – Караваево: Костромская ГСХА, 2015.- 36 с.

Издание содержит методический материал по выполнению курсового проекта

Методические указания предназначены для студентов направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения.

УДК 655.58

ББК 74

  Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2015
  ÓС.Г. Кузнецов, составление, 2015
  Ó Оформление, РИО КГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

2 Требования, предъявляемые к курсовому проекту.. 5

3 Порядок проведения защиты и критерии оценки курсового

проекта.. 6

3.1 Порядок проведения защиты.. 6

3.2 Критерии оценки курсового проекта. 7

4 Методика выполнения курсового проекта.. 8

4.1 Этапы выполнения курсового проекта. 9

4.2 Выбор и утверждение темы проекта. 9

4.3 Порядок представления и защита курсового проекта. 10

4.4 Примерная структура проекта. 12

5 Этапы моделирования социально-экономических систем... 13

5.1 Постановка экономико-математической модели задачи. 13

5.2 Структурная экономико-математическая запись модели. 14

5.3 Информационное обеспечение экономико-математической модели задачи. 16

5.4 Разработка числовой экономико-математической модели задачи. 17

5.5 Решение задачи на ПК.. 19

5.6 Анализ результатов решения задачи. 23

Список рекомендованных источников.. 27

Приложение А Темы курсовых проектов по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем». 28

Приложение Б Пример оформления титульного листа курсового проекта. 29

Приложение В Исходная информация для построения экономико-математической модели задачи 30

Приложение Г Числовая экономико-математическая модель задачи по определению оптимального состава кормосмеси для кур-несушек. 31

Приложение Д Исходный файл для решения экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения. 33

Приложение Е Решение экономико-математической модели задачи по программе Поиск решения 34

Приложение Ж Отчет по результатам.. 35

Приложение И Отчет по устойчивости. 36

Приложение К Отчет по пределам.. 37

ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебному плану студенты дневной и заочной форм обучения направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.03.02 – «Менеджмент» очной и заочной форм обучения выполняют курсовой проект по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем».

Основными целями курсового проекта являются:

– закрепление полученных в ходе изучения дисциплины знаний по методологии математического моделирования;

– углубленное изучение теоретических и практических положений математического моделирования экономических систем;

– развитие у студентов навыков использования приемов математического моделирования к исследованиям экономических проблем;

– освоение студентом методов систематизации конкретного материала, умение его анализировать и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения с обоснованием практического использования;

– формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

В результате написания курсового проекта студент приобретет следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

– способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

– владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

– владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

– способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

– владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект по дисциплине «Моделирование социально-экономических систем» выполняется (в соответствии с учебным планом направления и профиля) студентами экономического факультета очной и заочной форм обучения.

Курсовой проект является самостоятельной научной работой студента. Он не должна походить на реферат или доклад по теме. Для руководства научной работой студента назначается руководитель, который составляет задание на курсовой проект, следит за ходом его выполнения, проводит консультации, оказывает помощь в процессе исследований.

Задание на курсовое проектирование, кроме его наименования, содержит расшифровку темы и предусматривает комплексное решение поставленных задач. Выполнение проекта осуществляется в предусмотренное время для самостоятельной работы. Практическая часть исследований проводится в компьютерных классах корпуса экономического факультета академии. При необходимости место работы может выбираться студентом самостоятельно.

Чтобы разобраться в социально-экономических процессах и явлениях по избранной теме студент должен использовать фактический материал конкретного предприятия (организации), отдельной отрасли. По ряду тем могут быть использованы районные и областные статистические данные. Данные берутся за три последних календарных года. По усмотрению преподавателя информационное обеспечение курсового проекта может быть предложено руководителем.

Фактический материал должен позволять:

– проводить характеристику конкретного социально-экономического явления;

– содержать данные, позволяющие провести экономический анализ;

– разрабатывать экономико-математическую модель поставленной задачи.

На основе глубокого изучения теоретических вопросов, относящихся к теме курсового проекта,

Наши рекомендации