Теоретические концепции регионализации.
Методы анализа региона.
Сравнительный качественный и количественный анализ:
– качественный – описание сходств и подобий 2-х и более объектов
XIX век – появляется институциональный анализ (сравнение формальных политических институтов).
Милль «Система логики», Маркс «Капитал». Эмпирический материал, сравнение Европы и Америки. Используется максимально доступный материал
Метод сопутствующих суждений – сравнить ситуации, где оба явления присутствуют или отсутствуют.
Принципы сравнительного метода:
· индукция и дедукция
· сопоставление изменений и причин
Метод сходства – признак явления вызывает результат, только если он присутствует везде.
Главные методы – качественный анализ и сравнительный институциональный (политические институты).
Вебер: цель – дать визуальное объяснение ситуации. Вводит типологизацию – «идеально чистый тип» – мысленный образ, не являющийся истинной реальностью. По значению – пограничное понятие, с которым сравнивают. Т.е. это упрощение действительности – логически построена, но максимально эмпирически отражает действительность.
вместо индукции и дедукции –> поведение и наблюдение. Лабораторный инструмент, опросы, математическое моделирование.
Бихейвиористская революция – изменение методов, объектов исследования (политическое поведение, а не политические институты). Другие инструменты исследования: из социологии, психологии, математики – количественные методы анализа
Идеи бихейвиоризма:
1. регулярность повторения явлений
2. верификация, проверка теоретических гипотез практическим опытом
3. новые способы получения знаний
4. максимальное использование количественных методов описания политических процессов
5. разграничение ценностей теоретических и эмпирических
6. систематичность исследования
7. принцип «чистой науки»
интеграция общественных наук.
Мало случаев – много переменных (ограниченное число случаев, но любая политическая система обладает множеством качественных переменных). По возможности переводят качественные описания в количественные.
Переменная – признак явления, который принимает различные значения в разные моменты времени для одного случая или в разных случаях (например, когда мы сравниваем одно и то же явление в рамках региона или национальной политической системы).
Переменные: 1) большая часть – за рамки исследования,
2) меньшая – в исследование.
Связь зависимых и независимых переменных подвергается исследованию. На взаимодействие зависимых и независимых переменных может влиять то, что находится за рамками исследования – вмешивающаяся переменная, – т.е. надо контролировать контекст исследования. Можно нивелировать воздействие контекста, важен выбор случая исследования
Стратегия преодоления «мало случаев – мало переменных»:
1. повышение числа случаев
2. уменьшение числа переменных, но такое, которое не искажает результат
3. региональные исследования area studies
4. концепция контрастного сравнения
5. углубленное исследование. Case studies
Проблема диффузии – явление, при котором события в какой-то одной стране влияют на жизнь какой-то другой, проблема Гальтона – проверка этого влияния на результат сравнительного исследования.
Анализ девиантного случая.
Суть его состоит в том, чтобы уточнить существующую теорию и получить превращение достоверного знания путем углубленного изучения отдельного явно отклоняющегося случая.
Решение проблемы сравнимости.
· сбор фактов по единой классификационной системе;
· единообразие и различие выясняются и интерпретируются;
· гипотезы о политических процентах
· эмпирическая проверка гипотезы;
· абстрагирование, т.е. политические феномены, выбираются исходя из характера исследования; случаи проходят через призму теоретической концепции –> истина относительна
Теоретические парадигмы сравнительного исследования:
· Структурный функционализм
· Теория рациональности (общего выбора)
· Неоинституционализм
Структурный функционализм.
Появляется в 50-х гг. в Америке: Истон, Алмонд, Дойм.
1962 г. – Алмонд противопоставляет теорию систем теории разделения властей (пришла на смену). Неудовлетворённость методами политического анализа. Потребность в теории среднего уровня (избежать сверхфактологии эмпириков и потери информации теоретиков).
Поскольку политическая система – это сложное, иерархическое образование, встает вопрос о ее структурных элементах. Алмонд выделяет 3 широких класса объектов: 1 – специфические роли и структуры, такие как з/д и исполнит. органы или бюрократия, 2 – носители ролей (монархи, законодатели, администраторы), 3 – конкретные публичные мероприятия (решения или исполнения решений).
Политический процесс складывается из след. основных циклов:
- поступление инфо. из окружающей среды в рецепторы полит. системы
- циркуляция ее в системе
- преобразование политической системы
- решение системы по авторитетному распределению ценностей
Можно определить политический процесс как совокупную деятельность всех акторов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Функции политической системы:
1) функция преобразования, конверсии – обеспечение преобразований, требуемых в политических решениях
Вход: артикуляция и агрегация интересов
Выход: - разработка обязательных правил
- проведение правил в жизнь
- судебная функция
- политическая коммуникация
2) функции адаптации, приспособления - (т.к. требования постоянно растут идет перегрузка системы –> надо: специальный персонал для принятия обработки требований, политическая социализация.
3) функции способности политической системы
· Способность мобилизовывать ресурсы, необходимые для функционирования системы (налоги, способность строить инфраструктуру)
· способность регулировать (контроль над людьми)
· способность распределять (ключевая) – предоставлять услуги и т.д.
· способность поддерживать символику
· способность слушать (умение принять требования до того, как они породят серьёзные противоречия в обществе).
Если есть функции всех политических систем –> их можно сравнивать. Идеальное разделение функций между элементами системы на практике недостижимо, т.к. любая политическая система многофункциональна. Выявление функциональных эквивалентностей – залог.
Структурно-функциональный анализ интересен тем, что можно моделировать ситуации, выявлять факторы, которые виноваты в дисфункциях и кризисах, максимальное заимствование количественных методов.
Успехи:
· строгий политически нейтральный язык политического анализа
· понятие политической системы позволило очертить границы власти, формальных и неформальных институтов власти
· возможность анализировать ситуации в странах третьего мира (там неформальные способы принятия решений).
Недостатки:
· пристрастие к статус-кво;
· отсутствие метод. ясности;
· акцент на роли стабильности;
· неспособность изучать социальные изменения.
В 60-е гг. появляется техническая аппаратура для накопления материала – ЭВМ.
Осуществлялось 3 глобальных проекта анализа:
1. Сравнительный анализ государств (Массачусетский институт);
2. Измеримость наций;
3. Йельская программа сбора данных.
Неоинституционализм
Появился в американской политологии в 1980-е годы. (Д.Марч, И.Ольсен)
3 фундаментальные позиции:
1 – институты формируют политику
2 – институты сами формируются историей
3 – практическая деятельность институтов определяется социальным контекстом, внутри которого они функционируют.
Политический институт это:
а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения
б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями
в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением
г) определенная идея, совершаемая в конкретной социальной среде.
Основные течения:
1 – нормативный институционализм
2 – трактовка институтов с точки зрения теории рационального выбора (теория общественного выбора)
3 – социальный институционализм
4 – структурный институционализм
5 – исторический институционализм
Теоретические концепции регионализации.
1. Концепция центр – периферия (Стейн Роккан).
Центр – некая привилегированная местность на территории государства, где встречается владения ресурсов, высокая концентрация населения.
Периферия – зависимая территория, для контроля ограничиваются ресурсы, и испытывает влияние центр, незначительный культурный потенциал. Во всех сферах зависима от 1 или более центров. Если в государстве более 1 центра (политический + экономический), то силён сепаратизм (Каталония – политический, Баски – экономический). Любое государство, где есть центр и периферия сталкиваются с противоречиями между ними.
3 элитных группы для формирования центра:
· Коммерческая городская буржуазия (экономические центры)
· Университетская/школьная элита (культурные центры)
· Альянс землевладельцев военных чиновников (военно-административные центры)
Все 3 типа в одном месте – моноцентральная структура.
Если дисперсия – полицентральная структура
Моноцентральная структура – благоприятна для национальных государств, полицентральная – сепаратизм.
2. Неомарксистская концепция.
Валлерстайн: возникновение глобальной системы, в основе – разделение труда.
Типы политических систем:
- Империя (политический, административный контроль, но без контроля над культурой, пример – Древний Египет)
- Мир – экономикс (как система). В основе – национальные государства, они объединены мировой системой разделения труда, различное положение в системе (доминирование или нет)
Каждый цикл – 3 фазы: военное столкновение (меняется гегемон), гегемония, упадок гегемона.
Современная капиталистическая экономика – единственная возможная, в социальных государствах – государственный капитализм.
Капиталистическая система, 3 глобальных региона:
Ø Ядерный (государственные ядра) – высокоразвитые, господствующие позиции, выгода из международного разделения труда («ножницы цен» - понижение цены на сырьё, повышении на промышленную продукцию). Стремятся сохранить ситуацию, глобализация для них выгодна.
Ø Периферия – сырьевая база, помойка, слабые правительства, изгои глобализации. Предлагаемые Западом пути решения не дают результата – развал Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.
Ø Полупериферия – менее технологичная продукция, более низкое качество производства, следовательно, нет конкуренции с ядром – зависимость. Может быть расположена между ядром и периферией, между ядром и ядром. Посредник. Центральная и Восточная Европа, Россия, Юго-восточная Азия. Во время структурных перестроек часть попадает в ядро, большинство – в периферию. Говорят о деградации России, в лучшем случае попадёт в буферную группу. Полупериферия – жертвы глобализации; понижение зависимости запада от периферии (сырьевой, экономической), т.к. структурная перестройка. Периферия, полупериферия – экономические, социальные проблемы, нет ресурсов для решения – повышение зависимости от ядра.
Ядро: Север, Северо-запад.
Периферия: Юг, Юго-восток.
Периферия – терроризм, исследовательский фундаментализм.
Признаки капиталистической экономики:
- Непрерывное накопление капитала, как основа
- Разделение Север – Юг
- Наличие полупериферии
- Соответствие границам государства, достигла максимальных пределов
- Наличие государства – гегемона (США)
- Слаборазвитый регулятор периферии
- Цикличный характер развития системы
- Существование системы в движении
Система достигла точки, когда близка гибель: глобальна, меньше исторически дешёвой рабочей силы, понижение роли накопления капитала – предельное уменьшение нормы прибыли + экономическая проблема (затраты).
11 сентября – заканчивается цикл американской гегемонии, как и мира-экономики. Будет глобальная перестройка.
Неофеодализм (война всех протии всех) – глобальная система, регионы по несколько государств, которые будут бороться с другими за энергетические ресурсы.
a) Демократическая диктатура – человечество подошло к точке, когда 20% должно заниматься производственным трудом, они контролируют богатство. 80% просятся, чтобы их включили в систему эксплуатации. Маловероятный сценарий, т.к. «где взять диктатора в демократических обществах».
b) Децентрализованный справедливый мир – более справедливое перераспределение богатств, но надо ограничить потребление (т.к. энергетические ресурсы не бесконечны) – или расширенное воспроизводство и проблемы или ограничения из единого центра.
Это и есть переход к социальному миру. Вс1 считают утопией, Валлерстайн – наиболее вероятный.
Р. Робертсон – 4 сценария:
- Всемирная деревня – качественно новые СМК (?) позволяют каждому становиться очевидцем событий во всём мире. События за пределами нашей территории влияют на население.
- Мондиализм – модификация мирового порядка, наднациональное правительство (органы власти).
- Мозаика суверенных взаимо-открытых государств – интенсификация межгосударственных связей.
- Мозаика закрытых, ограниченных региональных сообществ, одно будет ведущим.
Базовые сценарии глобализации:
1) Ассимиляция, глобальная цивилизация на основе западных ценностей – либерализм, открытая экономика. Вашингтонский кнценсус 1992 года:
- либерализация торговли
- финансирование либерализации
- приватизация
- государственное дерегулирование
- устранение барьеров для инвестирования
- гарантия собственности
- унифицированные курсы обмена валюты
- понижение государственных расходов
- налоговые реформы: повышение числа налогоплательщиков, понижение ставок (прогрессивная шкала)
- гибкость рынка труда (защита интересов работников, гарантирование доходов)
Новые рычаги контроля – понижение бюрократии. «Несостоявшиеся» государства не могут выполнять роль. Сценарий выгоден «золотому миллиарду», ведёт к обществу 1/5 , соотношение богатых/бедных. 1/16 (официально 1/24 неофициально) в РФ, 1/9 в Западной Европе. Социальная дифференциация – напряжение, дестабилизация. Появление среднего класса. Навязывание массовой культуры. Принцип управляемости и предсказуемости, необходимо понижение социального, повышение роли гражданского общества (антиглобалисты). Институты гражданского общества могут восполнить недостаток государства в социальной сфере.
2) Фрагментация - укрепление блоков национальных государств, которые будут вести борьбу за скудеющие энергетические ресурсы. Раздел глобальных рынков в ходе войн. ООН ждёт учесть Лиги Наций. Бауман: «Интеграция и раздробленность перераспределения власти в мировом масштабе, синтез этих процессов». Культурная поляризация («макдонолизация») - многополярный мир; Север-Юг, христианство – мусульманство. Столкновение цивилизаций. Этому во многом соответствует неофедерализм.
3) Локализация мира – очистить культуру от (каких-то) ценностей, автаркия в экономике в рамках региональных группировок. Свёртывание общества потребления. В наиболее радикальных формах всех движений – конфликт, изоляция в культуре, а не общность.
4) Блоколизация - век доминирования национальных государств в подходе к концу. Локальные культуры + глобальное = культурная гибридизация. Регулировать должны институты гражданского общества. Сценарий децентрализации справедливого мира. Критики: конфликт из-за социальной дифференциации во всём мире.
Сейчас стадия глобальной неопределённости, какой будет сценарий, никто не знает.
Концепция внутреннего колониализма (М. Хежстер).
На национальном уровне воспроизводятся отношения между государствами, между метрополией и колонией – существование присущей той или иной культуре территориального разделения труда, которая способствует развитию групп.
Центр эксплуатирует периферию, зависимость. Сохранение региональных идентичностей. Региональное движение формируется на:
- Функциональных секционализм – на основе экономических условий (не культурных)
- Периферийный секционализм - на основе культурных, этнических, национальных различий.
Концепция ментальных карт.
Понятие 40-х годов, главные работы в 70-е. Междисциплинарная концепция.
Абстрактное понятие – те ментальные способности, которые позволяют собирать, упорядочивать, хранить, перерабатывать, вызывать из памяти образы окружающего пространства. Варьируются в зависимости от ценностей, культуры человека – следовательно, субъективна, политически ангажирована (границы зависят от того, представитель какой цивилизации рассматривает).
Концепция показывает, что во имя политических мотивов используются различные характеристики
Методы анализа региона.
Сравнительный качественный и количественный анализ:
– качественный – описание сходств и подобий 2-х и более объектов
XIX век – появляется институциональный анализ (сравнение формальных политических институтов).
Милль «Система логики», Маркс «Капитал». Эмпирический материал, сравнение Европы и Америки. Используется максимально доступный материал
Метод сопутствующих суждений – сравнить ситуации, где оба явления присутствуют или отсутствуют.
Принципы сравнительного метода:
· индукция и дедукция
· сопоставление изменений и причин
Метод сходства – признак явления вызывает результат, только если он присутствует везде.
Главные методы – качественный анализ и сравнительный институциональный (политические институты).
Вебер: цель – дать визуальное объяснение ситуации. Вводит типологизацию – «идеально чистый тип» – мысленный образ, не являющийся истинной реальностью. По значению – пограничное понятие, с которым сравнивают. Т.е. это упрощение действительности – логически построена, но максимально эмпирически отражает действительность.
вместо индукции и дедукции –> поведение и наблюдение. Лабораторный инструмент, опросы, математическое моделирование.
Бихейвиористская революция – изменение методов, объектов исследования (политическое поведение, а не политические институты). Другие инструменты исследования: из социологии, психологии, математики – количественные методы анализа
Идеи бихейвиоризма:
1. регулярность повторения явлений
2. верификация, проверка теоретических гипотез практическим опытом
3. новые способы получения знаний
4. максимальное использование количественных методов описания политических процессов
5. разграничение ценностей теоретических и эмпирических
6. систематичность исследования
7. принцип «чистой науки»
интеграция общественных наук.
Мало случаев – много переменных (ограниченное число случаев, но любая политическая система обладает множеством качественных переменных). По возможности переводят качественные описания в количественные.
Переменная – признак явления, который принимает различные значения в разные моменты времени для одного случая или в разных случаях (например, когда мы сравниваем одно и то же явление в рамках региона или национальной политической системы).
Переменные: 1) большая часть – за рамки исследования,
2) меньшая – в исследование.
Связь зависимых и независимых переменных подвергается исследованию. На взаимодействие зависимых и независимых переменных может влиять то, что находится за рамками исследования – вмешивающаяся переменная, – т.е. надо контролировать контекст исследования. Можно нивелировать воздействие контекста, важен выбор случая исследования
Стратегия преодоления «мало случаев – мало переменных»:
1. повышение числа случаев
2. уменьшение числа переменных, но такое, которое не искажает результат
3. региональные исследования area studies
4. концепция контрастного сравнения
5. углубленное исследование. Case studies
Проблема диффузии – явление, при котором события в какой-то одной стране влияют на жизнь какой-то другой, проблема Гальтона – проверка этого влияния на результат сравнительного исследования.
Анализ девиантного случая.
Суть его состоит в том, чтобы уточнить существующую теорию и получить превращение достоверного знания путем углубленного изучения отдельного явно отклоняющегося случая.
Решение проблемы сравнимости.
· сбор фактов по единой классификационной системе;
· единообразие и различие выясняются и интерпретируются;
· гипотезы о политических процентах
· эмпирическая проверка гипотезы;
· абстрагирование, т.е. политические феномены, выбираются исходя из характера исследования; случаи проходят через призму теоретической концепции –> истина относительна
Теоретические парадигмы сравнительного исследования:
· Структурный функционализм
· Теория рациональности (общего выбора)
· Неоинституционализм
Структурный функционализм.
Появляется в 50-х гг. в Америке: Истон, Алмонд, Дойм.
1962 г. – Алмонд противопоставляет теорию систем теории разделения властей (пришла на смену). Неудовлетворённость методами политического анализа. Потребность в теории среднего уровня (избежать сверхфактологии эмпириков и потери информации теоретиков).
Поскольку политическая система – это сложное, иерархическое образование, встает вопрос о ее структурных элементах. Алмонд выделяет 3 широких класса объектов: 1 – специфические роли и структуры, такие как з/д и исполнит. органы или бюрократия, 2 – носители ролей (монархи, законодатели, администраторы), 3 – конкретные публичные мероприятия (решения или исполнения решений).
Политический процесс складывается из след. основных циклов:
- поступление инфо. из окружающей среды в рецепторы полит. системы
- циркуляция ее в системе
- преобразование политической системы
- решение системы по авторитетному распределению ценностей
Можно определить политический процесс как совокупную деятельность всех акторов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Функции политической системы:
1) функция преобразования, конверсии – обеспечение преобразований, требуемых в политических решениях
Вход: артикуляция и агрегация интересов
Выход: - разработка обязательных правил
- проведение правил в жизнь
- судебная функция
- политическая коммуникация
2) функции адаптации, приспособления - (т.к. требования постоянно растут идет перегрузка системы –> надо: специальный персонал для принятия обработки требований, политическая социализация.
3) функции способности политической системы
· Способность мобилизовывать ресурсы, необходимые для функционирования системы (налоги, способность строить инфраструктуру)
· способность регулировать (контроль над людьми)
· способность распределять (ключевая) – предоставлять услуги и т.д.
· способность поддерживать символику
· способность слушать (умение принять требования до того, как они породят серьёзные противоречия в обществе).
Если есть функции всех политических систем –> их можно сравнивать. Идеальное разделение функций между элементами системы на практике недостижимо, т.к. любая политическая система многофункциональна. Выявление функциональных эквивалентностей – залог.
Структурно-функциональный анализ интересен тем, что можно моделировать ситуации, выявлять факторы, которые виноваты в дисфункциях и кризисах, максимальное заимствование количественных методов.
Успехи:
· строгий политически нейтральный язык политического анализа
· понятие политической системы позволило очертить границы власти, формальных и неформальных институтов власти
· возможность анализировать ситуации в странах третьего мира (там неформальные способы принятия решений).
Недостатки:
· пристрастие к статус-кво;
· отсутствие метод. ясности;
· акцент на роли стабильности;
· неспособность изучать социальные изменения.
В 60-е гг. появляется техническая аппаратура для накопления материала – ЭВМ.
Осуществлялось 3 глобальных проекта анализа:
1. Сравнительный анализ государств (Массачусетский институт);
2. Измеримость наций;
3. Йельская программа сбора данных.