Воспитательная роль коллектива преподавателей и студенческого коллектива

Преподавательрассматривается как главное лицо воспитательно­го процесса в вузе. В процессе обучения наряду с воспитывающим влиянием значение придается влиянию общественных организаций и общественной жизни вуза. Поскольку воспитание — процесс об­щественный, роль общественных организаций, роль коллектива принципиально важна для достижения целей, составляющих суще­ство воспитания в высшей школе. Без органического слияния уче­бы, постоянного научного поиска, с ежедневным личным участием каждого студента в общественной жизни вуза высшая школа не может формировать полноценного специалиста.

Важнейшее место в системе общественной жизни вуза занимает студенческий трудовой коллектив. Это признание ведущей роли коллектива студентов вытекает, в частности, из связи общественной жизни студенчества с коллективом преподавателей и сотрудников вуза. Несомненно, что лучшие свойства коллектива: забота о каж­дом студенте, внимание к его нуждам, взаимная помощь и взыска­тельность должны активно прививаться в студенческих коллективах академических групп, потоков, курсов, факультетов, чтобы прин­цип воспитательной роли коллектива полнее находил свое вопло­щение в жизни вуза. Жизнь и учеба каждого студента настолько тесно переплетена с жизнью и учебой его коллектива, что каждый момент педагогического воздействия на личность становится и воз­действием на коллектив. И наоборот, каждое прикосновение к кол­лективу обязательно воспитывает и каждую личность, входящую в коллектив.

6.8. Общественная жизнь студентов

На уровне студенческой группы (потока, курса) тесно смыкаются воспитательная роль педагога и воспитательная роль коллектива. Именно здесь преподаватель имеет возможность оказывать индивиду­альное воспитательное воздействие на каждого студента. И в то же время именно в группе каждый студент может оказаться объектом по­вседневного воспитательного воздействия своих коллег и товарищей.

В группе студент постоянно на виду — и в учебе, и в быту, и в отношении к своим общественным обязанностям. Практика показы­вает, что мнение студентов, которые постоянно находятся рядом, оказывает сильное воздействие на человека. Все наиболее эффектив­ные формы воспитательной работы, нашедшие свое место в практике вузов в последние годы, отличаются тем, что центр тяжести при про­ведении различных мероприятий относится именно к студенческой группе. Весьма важно, чтобы коллектив студенческой группы рас­сматривался именно как трудовой коллектив. К сожалению, нередко бывает так, что в попытках сплотить коллектив сами студенты, а по­рой и преподаватель пытаются объединить людей по принципу со­вместного проведения свободного времени: экскурсий, походов в театр, вечеров КВН и т. п.

Это, может быть, самый очевидный, однако не самый надеж­ный путь. Как правило, коллектив, созданный на этих основах, не­прочен. В нем ослаблены внутренние связи, в нем нет серьезной деловой основы. Важно, чтобы преподаватель как старший товарищ постоянно и настойчиво внедрял в сознание студентов мысль о том, что учеба — их главное занятие в вузе — это труд. Учеба — это не только подготовка к будущей трудовой деятельности, но и по­стоянный элемент труда специалиста на протяжении всей его жиз­ни. Разница заключается лишь в том, что на студенческой скамье человек преимущественно учится, а, став специалистом, придя на производство, он работает и учится, но уже в качестве второго сво­его основного занятия на протяжении всей жизни.

6.9. Аттестация учебной роботы студентов

Курсовые экзамены преследуют цель оценить работу студента за курс, семестр. Оцениваются полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного усвое­ния студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсо­вых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учеб­ной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой. В отдельных случаях зачеты могут приходить как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.

Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соот­ветствии с учебными планами, а также утвержденными программа­ми, едиными для дневных, вечерних и заочных высших учебных заведений (филиалов, факультетов, отделений).

Курсовые экзамены на дневных факультетах сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

Деканам факультетов, с учетом мнения общественных органи­заций, предоставляется право разрешать успевающим студентам досрочную сдачуэкзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими установленных практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих за­нятий по другим дисциплинам.

Студенты, которым разрешен, в порядке исключения, в преде­лах общего срока обучения индивидуальный график занятий,могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, уста­навливаемые деканами факультетов.

Студенты дневных факультетов, а также вечерних отделений до­пускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов,предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи установ­ленных работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

При наличии уважительных причин, по ходатайству обществен­ных организаций декану факультета в отдельных случаях предостав­ляется право допускать до экзаменационных сессий студентов дневного обучения, не сдавших зачеты по дисциплинам, по кото­рым не установлены экзамены.

Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в обще­установленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные ко­мандировки, стихийные бедствия), документально подтвержденным соответствующим учреждением, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

Расписание экзаменационной сессиисоставляют с таким расче­том, чтобы на подготовку по каждой дисциплине былоотведено, как правило, не менее 3—4 дней.

При явке на экзамены и зачеты студенты обязаныиметь присебе документ, удостоверяющий личность, и зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. При проведении экзаменов могут быть использованы тех­нические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических во­просов, давать задачи и примеры по программе данного курса.

Экзамены принимают лица, которым разрешено, в соответствии с действующими положениями, чтение лекций, это — лекторы дан­ного потока. Зачеты принимают преподаватели, руководившие практическими занятиями группы или читавшие лекции по данно­му курсу.

Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях.

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах.

По некоторым наукам зачеты проводят путем опроса студентов. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

Зачеты по отдельным курсам, не имеющим экзаменов, проводят по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии.

Успеваемость студентов определяется оценками: «отлично»; «хо­рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Положительные оценки заносят в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительную оценку проставляют толь­ко в экзаменационной ведомости.

Неявку на экзамен отмечают в экзаменационной ведомости словами «не явился».Если эта неявка была связана с неуважитель­ной причиной, то декан факультета проставляет неудовлетвори­тельную оценку.

Результаты сдачи зачетов оценивают отметкой «зачтено», а диф­ференцированные — оценками «отлично», «хорошо», «удовлетвори­тельно», «неудовлетворительно».

Студентов, полностью выполнивших требования учебного плана данного курса, успешно сдавших все экзамены и зачеты, переводят на следующий курс распоряжением декана факультета. Студентов, получивших в весеннюю сессию не более двух не­удовлетворительных оценок, можно с разрешения ректора переводить на следующий курс с обязательством ликвидировать академическую задолженностьв первый месяц следующего семестра.

Студенты, ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок, считаются студентами данного курса.

По представлению декана факультета, с учетом мнения общест­венных организаций, приказом ректора отчисляют из вуза студентов:

• не сдавших в сессию экзаменов по трем и более дисциплинам;

• не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность;

• переведенных на следующий курс и не ликвидировавших ака­демическую задолженность в установленный срок (студент считается отчисленным с курса, с которого он был переведен);

• не выполнивших программу производственной практики, если они имеют две неудовлетворительные оценки по курсо­вым экзаменам.

Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценки в период эк­заменационной сессии, как правило, не допускается. Вотдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору одного экзамена.

Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же эк­замену допускается не более 2 раз.

Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается ректором вуза в исключительных случаях по представлению декана факультета с учетом мнения общественных организаций.

6.10. Академический отпуск студента

Вопрос о предоставлении академического отпускаи об оставлении студента на повторное обучение решается ректором по представлению декана при наличии уважительных причин (болезни, семейных обстоя­тельств, служебных командировок), подтвержденных документально, с учетом мнения общественных организаций вуза и факультета.

Студенту, оставленному на повторное обучение независимо от полученных оценок за курс, по представлению декана ректор вуза может установить дисциплины, по которым он должен вновь вы­полнить домашние, лабораторные и практические задания, прослу­шать курс лекций и сдать зачеты и экзамены.

Повторное обучение студента после академического отпуска на одном из курсов допускается в виде исключения не более 2 раз за весь срок его пребывания в вузе. Основанием для предоставления академических отпусков сту­дентам по медицинским показаниям является снижение трудоспо­собности вследствие нарушений функций организма, обусловлен­ных хроническими дефектами, длительными и частыми заболева­ниями, а также беременностью и родами.

6.11. Восстановление отчисленных студентов

Перевод и восстановление на I курс высших учебных заведений запрещается. Восстановление и перевод студентов допускается по­сле окончания 1 и последующих курсов в период летних каникул. При этом перевод в разнотипные вузы — только по окончании I или II курса.

Восстановление лиц, отчисленных из вуза за академическую неуспеваемость или выбывших из вуза по неуважительной причине, если с момента перерыва в их обучении прошло не более 3 лет, может в порядке исключения производиться решением рек­тора совместно с общественными организациями при наличии стажа работы после исключения не менее 1 года и при условии ходатайства и положительной характеристики с последнего места работы. При этом не требуется согласия вуза, в котором студент обучался ранее.

Лицам, выбывшим из учебного заведения, выдают академиче­скую справку.

Студенческие стипендии

Студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» и активно ра­ботающих в общественных организациях вуза, обеспечивают сти­пендией в установленном размере.

Деканатам и стипендиальным комиссиям дано право не назна­чать стипендию даже отлично успевающим студентам, если послед­ние не занимаются научно-исследовательской работой.

Ректору вуза предоставлено право лишать студентов стипендии за нарушение дисциплины и наличие текущей академической задолжен­ностипо представлению деканов факультета.

В случаях особой необходимости ректору вуза дано право на­значать студентам единовременное пособие.

Наиболее активные студенты, успешно сочетающие отличную учебу с научной работой, представляются на назначение именных стипендий.

Стипендии назначают студентам высших учебных заведений с учетом их успеваемости и участия в научной работе, в первую оче­редь имеющим отличные и хорошие оценки.

Студентам, получившим по результатам экзаменационной сес­сии отличные оценки по всем предметам и проявившим себя .в об­щественной работе, размер стипендии повышают.

Ректоры вузов могут при участии деканата в отдельных случаях назначать студентам, имеющим только отличные и хорошие оценки по результатам экзаменационной сессии и проявившим себя в обще­ственной и научно-технической работе, повышенную стипендию.

Стипендиальные комиссииорганизуются под председательством декана или его заместителя сроком на один год.

Студентам I курса высших учебных заведений стипендии в пер­вом семестре назначают с учетом оценок, полученных на вступи­тельных экзаменах, в обычном размере.

Во втором и последующих семестрах стипендии назначают с пер­вого числа следующего за экзаменационной сессией месяца. Студен­там, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам после экзаменационной сессии, стипен­дию не назначают независимо от того, какие оценки они получили.

Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пере­сдавшим экзамены по этим дисциплинам в период экзаменацион­ной сессии, стипендию назначают на общих основаниях.

Студенту вуза, сдавшему курсовые экзамены с оценкой «отлич­но» не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, а по ос­тальным дисциплинам — с оценкой «хорошо» и сдавшему государ­ственные экзамены с оценкой «отлично», а также проявившему се­бя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.

Наши рекомендации