Проведение практического занятия в форме игры позволяет участвовать в обсуждении темы всей группе, кроме того делает семинар познавательным и в то же время занимательным.
По итогам семинарского занятия по теме “Специфика реформирования отношений собственности” необходимо достичь следующие цели:
Доступно донести информацию по данной теме до аудитории;
Установить контакт между студентами, путем их активного участия в игре;
Выяснить знания студентов по данному вопросу;
Заинтересовать студентов в дальнейшей разработке и изучении данного вопроса.
Поставленные цели могут быть достигнуты при помощи определенной методики, которая представляет собой следующее:
I. На первом этапе игры аудитории было предложено разгадать кроссворд, состоящий из семи вопросов:
Для этого аудитория делится на 4 команды;
Каждой команде раздается кроссворд, где было зашифровано ключевое слово;
Фиксируется время(3 мин.), в течение которого команды должны были отгадать весь кроссворд + ключевое слово;
Команде, выполнившей задание в указанное время и отгадавшей все слова кроссворда, присуждаются баллы:
7 баллов – за 7 слов + 1 балл за ключевое слово;
Команде, выполнившей задание раньше отведенного на данное задание времени, присуждаются баллы:
7 баллов – за 7 слов + 1 балл за ключевое слово + 1 балл за быстроту;
Команде, не отгадавшей кроссвод полностью баллы присуждаются в соответствиии с отгаданными словами. Например, 5 слов – 5 баллов и т.п.
II. На втором этапе игры командам предлагаются 4 варианта тестов с вопросами по теме семинара. Баллы присуждаются аналогично ответам (верный ответ на 1 вопрос теста – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов).
III. На третьем этапе команды составляют вопросы и задают их друг другу по принципу: “ты мне – я тебе”. Ответы оцениваются командой, задающей вопрос. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
IV. Четвертый этап носит форму конкурса между капитанами команд. 4 капитана, по принципу жеребьевки, вытягивают по 2 вопроса. Вопросы подвергаются обсуждению внутри каждой команды в течении 10 мин., после чего команды отстаивают позицию своей группы перед аудиторией. Ответы оценивается по пятибалльной системе.
Победителем игры признается команда, набравшая по итогам четырех этапов наибольшее количество баллов.
Кроссворд
1. | ||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||
7. |
Вопросы:
Какая акция дает государству право на принятие решений, касающихся деятельности АО?
Политический институт, осуществляющий контроль за ходом приватизации?
Деньги, вкладываемые в приватизированное предприятие?
Ценная бумага, дающая право владения на часть собственности в капитале предприятия?
Объект приватизации?
Элемент экономической реформы, с которым тесно связана приватизация?
Имущество, находящееся в частном владении?
Ответы:
1. золотая; 2. государство; 3. капитал; 4. акция; 5. предприятие; 6. демонополизация; 7. собственность.
Варианты тестов
Тест №1
Существенным препятствием на пути ускоренной приватизации было:
отсутствие ресурсов;
нехватка квалифицированных специалистов;
отсутствие у населения необходимых денежных средств.
2. При проведении приватизации в РБ большое внимание уделялось:
форсированному разгосударствлению экономики;
совершенствованию нормативно-правовой базы;
перечисленное неверно,
3. Замедление процесса приватизации происходило в Российской Федерации в:
1992-1994 гг.;
1995-1996 гг.;
1996-1997 гг.
4. В 1995 году по итогам приватизации получено:
55 млрд. руб.;
56 млрд. руб.;
59 млрд. руб.
5. Какой процент государственных предприятий на сегодняшний день приватизирован в РБ?
75%;
78%;
79%.
6. Государство, как самый крупный акционер, должен вести себя следующим образом:
не вмешиваться в деятельность предприятия;
руководить предприятием и не учитывать интересы других акционеров;
быть самым крупным инвестором предприятия.
Тест №2
1. Что дала переоценка основных фондов:
увеличилась сумма выкупа государственного и арендованного имущества;
снизилась сумма выкупа государственного и арендованного имущества;
перечисленное не верно.
2. Сколько предприятий было приватизировано в РБ в 1992-1993 гг.:
532;
537;
558.
3. Приватизация развивалась в 2 этапа. Их последовательность такова:
1-й этап – достижение качественных результатов, 2-й этап - достижение количественных результатов;
наоборот.
4. В какие годы приватизация в РБ набирает силу:
1992-1993 гг.;
1993-1994 гг.;
1995-1996 гг.
5. Доля государственных предприятий в общественном питании и бытовом обслуживании составляет:
15%;
менее 20%;
более 20%.
6. Общее число АО на 1 января 1997 года составило:
40 тыс.;
30 тыс.;
55 тыс.
Тест №3
1. На начало 1992 года в собственности государства находилось предприятий:
300 тыс.;
400 тыс.;
250 тыс.
2. В уставном капитале образованных до 1997 года акционерных обществах был закреплен в государственной собственности пакет акций общей номинальной стоимостью:
7 млн.руб.;
11 млн. руб.;
5 млн. руб.
3. Наибольшее количество приватизируемых в первом полугодии 1996 г. предприятий и объектов находилось на территории:
Омской области (303);
Ярославской области (87);
Московской области (157).
4. Замедление процесса приватизации происходило в Российской Федерации в:
1992-1994 гг.;
1995-1996 гг.;
1996-1997 гг.
Приватизация проходила в 2 этапа. В каком году начинается 2-й этап?
95 г.;
98 г.;
97 г.
6. Количество фермерских хозяйств на конец 1996 года составило:
3167 ед.;
3152 ед.;
3169 ед.
Тест №4
1.Наиболее допустимой формой сделок с землей является:
свободная купля-продажа земли;
бессрочная аренда без права выкупа;
аренда с последующим выкупом земли.
2. На какой год приходится пик приватизации предприятий:
1993 г.( 435 ед.);
1994 г. (438 ед.);
1997 г.(506 ед.).
3. Какова главная задача приватизации:
развитие рыночных отношений на основе свободной купли-продажи земли и объектов государственной собственности;
устранение монополии государственной собственности в народном хозяйстве;
все вышеперечисленное не верно.
4. В ходе приватизации реформаторы достигли:
создание широкого слоя ответственных собственников;
успешного функционирования предприятий;
вышеперечисленное является недостатками, просчетами в проведении приватизации.
5. В 1996 году фермерами было призведено от всей валовой продукции сельского хозяйства:
0,8%;
0,7%;
0,6%.
6. В каком году по прогнозам аналитиков фермерство станет реальной экономической силой:
2004 г.;
2044 г.;
2040 г.
Вопросы для капитанов
Охарактеризуйте процесс приватизации в РБ.
Каковы итоги приватизации в РБ?
Каковы, на ваш взгляд, перспективы приватизации на ближайшие годы?
В чем заключается сущность приватизации, ее цели и задачи?
Какая форма хозяйствования на селе остается преобладающей в РБ?
Что было существенным препятствием на пути ускоренной приватизации?
С какими элементами экономической реформы имеет связь приватизация?
Разрешена ли продажа земли в частные руки в РБ?
Основная обязательная литература:
Экономика Башкортостана: Учебник для ввузов и ссузов / Под общ. ред. Х.А. Барлыбаева. Изд-е Башкирск. Ун-та. –Уфа, 1998.
Научные основы управления экономическим и социальным развитием Республики Башкортостан в условиях перехода к рыночным отношениям: Монография.-Уфа: Гилем, 1998.
Послания Президента РБ Госсобранию (печатаются ежегодно в газете “Республика Башкортостан”).
Башкортостан: Краткая энциклопедия.- Уфа: научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 1996.(также имеется издание 1997 г. на башкирском языке).
Конституция Республики Башкортостан.- Уфа, 1996.
История Башкортостана. С древнейших времен до 1917 года: Учебник.-.Уфа, 1991.
Атлас Республики Башкортостан.- М., 1992.
Хисматов М.Ф. Территориальная организация производительных сил Башкирии и пути ее совершенствования. – Уфа: Башкнигоиздат, 1987.
Фаткуллин Р.А. Природные условия Башкортостана. – Уфа, 1998.
Экономика Башкирской АССР на рубеже 80-х гг.- Уфа, 1983.
Исянбаев М.Н. Методологические основы формирования и функционирования хозяйственных комплексов республик./ БНЦ УрО РАН. – Уфа, 1992.
Дополнительная литература:
Исянбаев М.Н.и др. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития. Учебное пособие.-Уфа, Китап, 1995.
Исянбаев М.Н., Габитов Х.Ш., Ярмухаметов З.Г., Баймуратова Х.Г., Хайруллина В.Г. Уральский экономический подрайон: проблемы формирования и развития. –Уфа, 1995.
Развитие реформы и становление новых экономических отношений в Республике Башкортостан. / Отв. ред. М.Н. Исянбаев. Уфа: Гилем, 2000.
Северо-восточный экономический подрайон Республики Башкортостан. Проблемы развития производительных сил. – Уфа, 1996.
Хисматов М.Ф. Башкирия (Экономико-геграфический очерк). – Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1979.
Из истории социально-экономического развития Советской Башкирии. – Уфа, 1988.
Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие Башкирской АССР. Сборник статей. _ Уфа, 1990.
Ответы президента Башкортостана М.Г.Рахимова на 100 вопросов граждан республики. – Уфа, 1998.
Промышленный комплекс Центрального экономического подрайона Башкирии (Проблемы формирования и развития). Сб. науч. трудов. – Уфа, 1987.
Социальное развитие национальных автономий РСФСР в новых условиях. М., 1990.
Развитие и размещение производительных сил Башкирской АССР. Проблемы совершенствования территориальной организации промышленного производства Башкирской АССР. Тезисы докладов на региональной научн.-практ. конференции. –Уфа, 1989.
Транспортная система Башкирии: региональные особенности и пути совершенствования. Сб. статей. – Уфа, 1987.
Экономические отношения В АПК. Сб. статей. – Уфа, 1991.
Южный экономический подрайон Башкирии (Проблемы формирования и развития). Сб. статей. – Уфа, 1989.
Юсупов К.Н. Автономная республика в системе общественного производства. -–М.: Наука, 1980.
Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. – Уфа: Гилем, 1997.
Кузеев Р.Г. Историческая этнография Башкирского народа. – Уфа, 1978.
Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История башкортостана с древнейших времен до ХVI в. – Уфа: Китап, 1994.
Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII- XIX вв. –Уфа: Китап, 1998.
Башкирия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документы и материалы. - Уфа: Китап, 1995.
Башкортостан: выбор пути. (сост. М.А. Кутлугяллямов). - Уфа: Китап, 1995.
Хисматов М.Ф. Учителю о народнохозяйственном комплексе Башкирии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1990.
Барлыбаев Х.А. Приватизацию – на пользу народа. - Уфа, 1994.
Исмагилев Н.А. Региональная экономическая политика в Российской Федерации в условиях перехода к рынку. - Уфа, 1996.
Барлыбаев Х.А., Исмагилев Н.А., Кильметов А.Ф., Михайлов А.С. Основы финансовой устойчивости. - Уфа, 1994.
Минасов М.Ш. Государственное управление потоками материально-технических ресурсов в Республике Башкортостан. - Уфа, 1996.
Суверенный Башкортостан: стратегия развития. Общественно-политические чтения. Сборник статей. – Уфа: РИО БАГСУ, 1996.
Структурная политика и механизм ее реализации в промышленном комплексе РБ / Науч. ред. А.С. Макулов // Отчет по НИР АН РБ. – УГАТУ, 1995.
Макулов А.С. Организационно-экономический механизм структурной модернизации промышленного комплекса суверенной Республики Башкортостан. Уфа: Гилем, 1998.
Программа социально-экономического развития РБ до 2005 года. – Уфа: АН РБ, 1998.
Система ведения агропромышленного комплекса в Республике Башкортостан. – Уфа: Гилем, 1997.
Концепция государственной политики Республики Башкортостан в области использования природных ресурсов (краткий вариант). “Известия Башкортостана”, 1994, № 192.
Махмутов А.Х., Галин Р.А., Россинская Г.М., Сидорова О.В., Брялина Г.Н., Мазитова Л.М. Проблемы развития предпринимательства в РБ.: Препринт. – Уфа: РИО БАГСУ, 1996.
Сагитдинов М.Ш. Развитие банковской системы в Республике Башкортостан. – Уфа, 1996.
Проблемы социально-экономического развития малых городов и рабочих поселков Республики Башкортостан. – Уфа, 1992.
Башкортостан и башкиры в зеркале статистики. – Уфа, 1992.
Аминев Н.Г., Фаткуллин Б.А. Жилищно-коммунальному хозяйству – ускоренное развитие. – Уфа, Башк. Кн. Изд-во, 1989.
Социально-экономические проблемы образования и подготовки кадров в регионе. Сборник статей. – Уфа, 1992.
Ганиев А., Кадыров С., Малина М. Уровень жизни населения и социальная стратификация в 1995 г.// Экономика и управление, 1996, № 3.
Мухамедьяров А.М. Формирование научного потенциала республики и проблемы эффективногг его использования. – Уфа: УНЦ РАН, 1995.
Исследование условий и уровня жизни населения в регионе. Сборник статей. – Уфа: БНЦ Уро АН СССР, 1989.
Исянбаев М.Н., Ярмухаметов З.Г. Социально-экономическая эффективность формирования горнопромышленного комплекса в регионе в условиях перехода к рыночным отношениям. –Уфа, 1998.
Материалы научной конференции “Социально-экономические проблемы развития Уральского региона РБ”. Сборник статей. – Сибай, 1998.
Неделя науки “Сибай – 99”. Тезисы докладов научно-практической конференции. – Сибай, 1999.
Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона Республики Башкортостан. Тезисы докладов. Том 1,2. – Сибай, 2000.
Сибай. Краткий популярный историко-этнографический и социально-экономический очерк. Уфа, Слово, 1995.
Социальный фон экономических реформ в Республике Башкортостан. Монография. Под ред. А.Х.Махмутова. –Уфа: РИО БАГСУ, 1997.
Хисматов М.Ф. Территориальная организация производительных сил Башкирии и пути ее совершенствования. –Уфа: Башк. кн.изд-во, 1987.
Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 1999, ч.1,2.
Города и районы Республики Башкортостан. Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 2000.
Сельское хозяйство в Республике Башкортостан. Статистический. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 2000.
Образование, наука и культура в Республике Башкортостан. Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 1999.
Труд и занятость в Республике Башкортостан. Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 1999.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан. Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. –Уфа, 1999.
География Республики Башкортостан. Рабочая тетрадь с комплектом карт для 8-9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 1999. – 48 с., карты цветные 8 с.
Атлас Республики Башкортостан. Учебно-справочное пособие. – Москва, 1999.
Экономическая и социальная география (варианты тестов о оценке знаний школьников 9-10 классов) / Составители Р.Г. Сафиуллин, Г.А. Гафаров, Р.З. Хисматуллин. – Уфа, 1992.
Официальный и деловой Башкортостан. Каталог-справочник республики, городов и сельских районов. 1998 / 99 – Уфа: Изд-во “Слово”, 1998.
Башкортостан сегодня. Каталог-справочник крупных хозяйственных субъектов экономики РБ. – Уфа: Изд-во “Слово”, 1996.
Фаткуллин Р.А. Природные ресурсы Республики Башкортостан и рациональное их использование. Учеб. пособие. Уфа: Китап, 1996.
Исянбаев М.Н., Ярмухаметов З.Г. Проблемы социально-экономического развития уральского региона РБ. – Уфа: Гилем, 2001.
Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
М.Д. Маслов, А.А. Цветаев. География Башкирии. Учеб. пособие для 8 кл. – Уфа: Башк. кн. изд., 1969.
Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана. Учеб. пособие для 9 кл. – Уфа: Китап, 2000.
Примерные темы рефератов, докладов, выступлений
Современное социально-экономическое положение Республики Башкортостан.
Зоны экономического благоприятствования в Республике Башкортостан: проблемы, достигнутые результаты и перспективы развития.
Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятий Башкортостана.
Монополизм в экономике Республики Башкортостан и основные направления его ограничения.
Антимонопольное регулирование и демонополизация экономики в Республике Башкортостан.
Внешняя торговля Республики Башкортостан: современное состояние, проблемы и перспективы.
Экономический рост в экономике Республика Башкортостан: темпы, пропорции, проблемы, перспективы.
Анализ рынка труда и безработицы в России и в Республике Башкортостан: общее и особенное.
Необходимость и основные направления государственного регулирования рынка труда.
Адаптация агропромышленного комплекса Республики Башкортостан к рынку.
Рынок труда и занятость в аграрном секторе Республики Башкортостан.
Проблемы приватизации в России и Республике Башкортостан: общее и особенное.
Социально-экономические проблемы охраны окружающей среды в республике в условиях перехода к рынку.
Любые узловые вопросы, а также вопросы из перечня на зачет, после предварительного согласования с преподавателем, могут быть использованы в качестве основы для разработки рефератов, докладов и выступлений.
Вопросы на зачет по курсу “Экономика Башкортостана”
1. Необходимость изучения курса "Экономика Башкортостана".
2. Общий обзор экономики Башкортостана.
3. Экономико-географическое положение Башкортостана.
4. Краткая экономическая история Башкортостана в досоветский период.
5. Становление современного народнохозяйственного комплекса Башкортостана (1920-1990гг.).
6. Специфика и характерные черты, результаты и перспективы социально-экономических реформ в Республике Башкортостан.
7. Современная отраслевая структура промышленности РБ и ее качественно-количественная характеристика.
8. Важнейшие проблемы отраслей промышленного комплекса РБ. Направления реформирования промышленного комплекса РБ.
9. Особенности сельскохозяйственного производства РБ.
10. Современное состояние АПК РБ. Направления и механизм аграрных преобразований.
11. Строительный комплекс РБ: проблемы и перспективы.
12. Транспортная система РБ.
13. Малое и среднее предпринимательство в РБ.
14. Структурно-инвестиционная политика в РБ.
15. Развитие рынка ценных бумаг в РБ.
16. Рынок потребительских товаров и вопросы функционирования сферы торговли.
17. Развитие сферы услуг в РБ.
18. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РБ.
19. Банковская система РБ,
20. Рынок труда в РБ
21. Развитие системы подготовки кадров.
22. Переход к рыночным отношениям и необходимость эффективного использования научного потенциала республики.
23. Оценка ресурсного потенциала РБ.
24. Вопросы рационального использования природно-сырьевых ресурсов республики.
25. Современное состояние внешнеэкономической деятельности в РБ.