Соколова г.н. базовые ценности россиян и белорусов вчера и сегодня

Социетальные изменения обычно связывают с радикальными экономическими и социально-политическими переменами, но никакие перемены не могут глубинно изменить общество, пока не изменятся базовые ценности населения. Их изучение дает исследователю представление о внутренних механизмах, регулирующих экономическое, социальное и политическое поведение индивидов и в конечном счете успех или неудачу тех или иных реформ, их краткосрочный или долгосрочный характер. Базовые ценности – это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения индивидов и социальных групп, их жизненные стратегии и мотивации. В этом плане, появление монографии Л.Г. Титаренко «Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект» представляется весьма актуальным. Цель работы — анализ структуры ценностного сознания современного белорусского общества и рассмотрение доминирующих ценностей сквозь призму гендерного подхода. Реализация цели позволила показать ценностный мир, характеризующий современное общество с учетом гендерных различий.

Автор создает широкую теоретическую панораму для анализа динамики ценностей в постсоветских странах. Во-первых, это парадигма травмы П. Штомпки, предложенная польским социологом для объяснения состояния всего постсоциалистического региона и особенно населения этих стран в первые годы после распада Советского Союза. С точки зрения П. Штомпки, чтобы понять процессы, происходящие в постсоциалистическом мире, надо соединить парадигму травмы с концепцией глобализации, ибо транзитивные процессы и глобальная интеграция причудливо сочетаются, создавая уникальную картину посткоммунистического развития в Восточной и Центральной Европе.

Во-вторых, это концепция постсоветской трансформации как длительного и всестороннего процесса перехода, который затрагивает все сферы общества и протекает неравномерно от страны к стране, региона к региону, социальной группы к группе (Т.И. Заславская, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, Н.И. Лапин и др.). В рамках этой парадигмы можно выделять качественно разные этапы трансформации (что и делает автор применительно к Республике Беларусь) определять темпы трансформации в отдельной стране, сравнивать между собой разные страны.

В-третьих, в монографии используется постиндустриальная парадигма, предложенная в рамках общеевропейского исследования ценностей, проведенного под руководством автора в 1990 и 2000 гг., для описания общего направления движения государств Европы в русле социокультурных изменений.

Методологическое содружество исследования социокультурной трансформации современной России, проведенного под руководством Н.И. Лапина (1990—2000 гг.), и исследования динамики базовых ценностей белорусского общества, проведенного под руководством Л.Г. Титаренко (1990 – 2000 гг.), дает широкие возможности для сравнительного анализа результатов этих исследований.

Согласно Н.И. Лапину, для того чтобы понять действия человека в переходном обществе, нужно решить две самостоятельные задачи: проследить зависимость социального поведения индивида от особенностей переходного нестабильного общества и увидеть независимую логику, по которой живет внутренний мир индивида в этом обществе. При этом, возникает третья, не менее сложная задача – объединения этих двух «параллельных» рядов (детерминированного и свободного поведения) в один поток, единую картину, объясняющую нам, что происходит с человеком в переходное время. Приблизиться к решению этой задачи помогает выделение во втором ряду особого элемента, связывающего оба ряда, а именно — восприятия человеком объективных процессов с точки зрения своей, личной ситуации, оценки их давления, чуждости, жесткости. Качественное изменение такой оценки становится механизмом, который вызывает изменения не только в отдельных реакциях человека, но приводит к смене человеком самой жизненной стратегии, системной реакции, определяемой внутренними факторами. Связь внешней и внутренней детерминации человеческого поведения — проблема не только психологическая и социальная, но и политическая. Именно здесь, в этой плоскости, может позитивно решаться ключевой вопрос запаздывающей модернизации о конструктивном взаимодействии реформаторских и консервативных ориентации населения (Динамика ценностей населения реформируемой России, С. 40 – 41).

Особенность методологического подхода Л.Г. Титаренко состоит в том, что она исследует разные уровни и пласты ценностей, которые находятся в постоянном взаимодействии и переплетении в повседневном сознании. Ею выделяется идеологизированный слой (или несколько слоев) ценностей, официально санкционированный политической системой, и слой (или слои) массовых ценностей, инвариантно выявляемых через мыслительные и поведенческие стереотипы, привычки, стили поведения. Рассматриваемое под этим углом зрения ценностное сознание общества представляется сложным и многослойным комплексом социально-психологических механизмов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, Такой взгляд на ценностную картину мира делает ее непростой для изучения; однако он наполняет социальные категории конкретным содержанием, позволяет фиксировать духовную жизнь не только на уровне идеологических абстракций, но и на уровне повседневных бытовых проявлений, не всегда совпадающих друг с другом. Изучение всех ценностных пластов важно потому, что, во-первых, позволяет охватить все сферы жизнедеятельности человека; во-вторых, презентирует не только лежащие на поверхности идеологические ценности, но и более глубокие латентные ценностные ориентации, присущие большинству людей данной эпохи; в третьих, дает возможность оценивать качественное изменение ценностных ориентации населения.

Так же как и Н.И. Лапин, Л.Г. Титаренко выделяет в ценностном сознании четыре структурных компонента: интегрирующее ценностное ядро, интегрирующий (структурный) резерв, оппонирующий дифференциал и периферию. Следование указанному структурному и количественному принципу позволяет сопоставить результаты российского и белорусского исследований и показать сходство и различие в иерархии ценностей россиян и белорусов на начало нового тысячелетия.

Интегрирующее ценностное ядро – доминирующие ценности, которые разделяются не менее чем 60% опрошенных и интегрируют общество в некоторое целое по наиболее важным вопросам жизни. В этом ядре выделяются два аспекта — личностный и социетальный. Первый включает те ценности, которые непосредственно важны для каждого человека и являются смысложизненными. Второй объединяет ценности, особенно важные для всего общества, создающие общую ценностную атмосферу. Таких интегрирующих ценностей в ядре в 2000 г. оказалось три: одна личностная (семья) и две социетальные – порядок и свобода.

Если сравнить белорусские результаты с российскими, то две ценности оказываются сходными — семья и порядок. В российском варианте порядок определяется как установленный государством правопорядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими, в белорусском — акцент делается только на правопорядок и безопасность. Тем не менее, можно считать эти ценности сопоставимыми. Тот факт, что у белорусов и россиян семья и порядок превалируют в ценностном сознании, свидетельствует как о важности этих ценностей, так и сходстве аксиологических установок населения двух стран.

Третья ценность различается: у россиян это ценность общения, тогда как у белорусов — свобода, которая занимает у россиян четвертую позицию и находится в интегрирующем резерве. Общительность напрямую не замерялась в белорусских исследованиях; единственная сходная с ней ценность дружеского общения занимает у белорусов менее важную позицию в ценностной иерархии и относится к оппонирующему дифференциалу. Очевидно, в этом проявляется разница в менталитете населения и, может быть, в социально-политических реалиях двух стран.

Таким образом, ядро ценностного сознания белорусов представлено двумя фундаментальными ценностями (семья и порядок как обеспечение безопасности жизни), что вполне закономерно для общества, еще не достигшего достаточно высокого материального уровня благосостояния. Включение в ядро ценности свободы свидетельствует об определенных сдвигах массового сознания в направлении развития демократического общества в процессе постсоветской трансформации.

Интегрирующий резерв — это область ценностного сознания, в которую включаются ценности, либо имеющие шанс в ближайшем будущем быть включенными в ядро, либо «выпавшие» из ценностного ядра в недавнем прошлом. Согласно российским ученым, эти ценности должны разделяться не менее чем 45% населения. У белорусов оказались две основные личностные ценности, образующие интегрирующий структурный резерв — работа и доверие. Обе они на этапе социализма входили в ценностное ядро и поддерживались официальной идеологией, однако в процессе социетального кризиса «опустились» вниз. При этом ценность работы все еще признается важной почти половиной белорусского населения, несмотря на постоянное снижение занимаемой ею позиции.

В российской иерархии в интегрирующий резерв включены такие современные ценности, как свобода и независимость, а также традиционные — ценность жизни и нравственность. Работа – ценность, которая россиянами и белорусами оценивается в пределах 41–49%. У россиян работа, которую высоко оценили 41% респондентов, «опустилась» в область оппонирующего дифференциала, а у белорусов работа, получившая 49%, осталась в структурном резерве. Можно сказать, что сходство ценностных ориентаций двух народов здесь имеется, но и различия очевидны. По изменению ценностей структурного резерва можно судить о тенденциях эволюции трансформирующегося общества.

Оппонирующий дифференциал ценностного сознания включает так называемые оппозиционные ценности, которые дифференцируют общество на группы, придерживающиеся разных целей и ценностей. Оппонирующий дифференциал является полем разногласий и борьбы, вызванной ценностными конфликтами. Противоречия между оппонирующим дифференциалом и интегрирующим ядром – источник внутренних флуктуаций в социокультурной динамике. По мнению российских ученых, оппозиционными являются ценности, разделяемые 30—45% населения, а Л.Г. Титаренко использует интервал в 21 – 39%, исходя из того, что выделение равного интервала в 20% позволяет более равномерно расчленить структуру ценностного сознания населения.

У белорусов оппонирующий дифференциал — прибежище многих социетальных современных ценностей (например, демократии и равенства), а также личностных — досуга (современная ценность) и дружеского общения (традиционная ценность). У россиян в этот блок включены, кроме работы, главным образом личностные качества (инициативность, традиционность, жертвенность). К оппонирующему дифференциалу примыкает и традиционная по природе, но возродившаяся в белорусском обществе ценность религиозной веры, помогающая одним адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, другим — смириться с ухудшением жизненного уровня, третьим – найти силы для борьбы за улучшение своего благосостояния. Ранг этой ценности резко повысился именно в десять лет и может еще более возрасти в ближайшем будущем.

Периферия ценностного сознания у россиян представлена в основном личностными качествами, тогда как у белорусов в периферийные включаются взятые в общем плане ценности религии и политики как сфер жизненных интересов.

Выявление общей картины изменения структуры ценностей, перемещения ценностей из одного структурного блока в другой, позволяет определить реальное направление сдвигов в ценностном сознании населения. Согласно российским ученым, имеет место общая тенденция либерализации ценностей россиян, сдвиг от традиционализма к либерализму, назревающее противоречие между традицией и свободой в рамках терминальных ценностей. По мнению белорусских исследователей, для современной ценностной структуры белорусского общества характерна лишь частичная демократизация при сохранении превалирующей роли традиционных ценностей. Несмотря на имеющиеся противоречия в ценностной структуре белорусов, очевидно, что в обществе достигнута относительная ценностная стабилизация, которая позволяет сохранять ценностный консенсус даже при наличии в социальной структуре противостоящих групп. В то же время нельзя не заметить сходства как в общей структуре ценностей россиян и белорусов, так и в иерархии основных ценностей, что свидетельствует о культурно-исторической близости этих народов, их общем историческом прошлом.

У вышедшей монографии есть особенность – в ней сделан акцент на гендерных различиях в ценностных предпочтениях белорусского населения. Как показывает Л.Г. Титаренко, гендерные различия в Беларуси не являются радикальными: они дают о себе знать в одних аспектах и нивелируются в других. Так, женщины проявляют намного больше интереса к религии чем мужчины; оценка женщинами норм гражданской морали более строгая нежели у мужчин; женщины больше ценят стабильность и безопасность и проповедуют консервативные политические и моральные ценности в обществе; мужчины более ориентированы на современные ценности, что особенно проявляется в сферах политики и досуга. Ценностные приоритеты женщин на нынешнем этапе трансформации общества четко определились: семья и порядок как условия стабильности личного существования, снижения степени риска во всех сферах жизнедеятельности. Структурный резерв ценностного сознания женщин чрезвычайно наполнен. Наличие в нем религиозно-нравственных ценностей позволяет надеяться, что именно благодаря женщинам и через изменения в их сознании может произойти в белорусском обществе благотворный поворот от нынешнего утилитарного подхода к культуре и жизнедеятельности к более адекватному, с точки зрения преодоления социетального кризиса, нравственному выбору.

По мнению российских исследователей, в условиях социокультурного кризиса возрастает вероятность того, что именно ценности принимают на себя функции аттракторов (как бы встроенных магнитов), одни из которых удерживают общество вблизи хаотической области, а другие влекут его из этой опасной зоны на орбиту устойчивого движения к новому социокультурному состоянию. В этом контексте, предлагаемая книга отвечает насущной потребности белорусского общества получить достоверное представление о себе на новом историческом этапе развития, оценить произошедшие в общественном сознании изменения и проанализировать новые тенденции, проявившиеся в последние годы. Есть все основания надеяться, что интереснейшее авторское исследование Л.Г. Титаренко будет востребовано научными работниками, преподавателями и студентами вузов, широким кругом читателей, проявляющих интерес к проблемам ценностного сознания как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Литература:

1. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. – Мн.: БГУ, 2004. – 250 с.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. – М., 1996. – 224 с.;

3. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация современной России // Вестник РГНФ, 2002. № 1. – С. 48–59.

Наши рекомендации