Социальные последствия экономических реформ в свете социологической экспертизы

Проведение социологической экспертизы, на основе материалов государственной статистики, выборочных обследований домашних хозяйств и данных социологического мониторинга, позволило сделать выводы относительно социальных последствий экономического реформирования в республике.

Введение рыночных механизмов развития экономики происходит в условиях становления в республике спросоограниченного рынка труда, основные характеристики которого — несоответствие величины заработной платы по основному месту работы стоимости жизни, низкий уровень оплаты труда, сильная дифференциация в оплате труда по разным формам собственности и отраслям производства и др. Рыночное реформирование экономики в подобных условиях требует особой осторожности и просчитывания всех возможных социальных последствий принимаемых решений.

Введение в действие на фоне стабилизации экономической ситуации в 2002 г., рыночного механизма «переключения» оплаты сферы услуг с бюджетных организаций на население при одновременном, как планировалось, наращивании заработной платы, получилось односторонним, в связи с тем, что высокий уровень инфляции свел на нет это наращивание. Данная реформа приобрела «однобокий» характер и вызвала целый ряд негативных социальных последствий, главные из которых — разочарование населения в социально-ориентированной рыночной экономике, проводимой государством; резкое ухудшение уровня и качества материального положения домохозяйств как основных ячеек общества; изменение стратегии экономического поведения, целиком ориентированного на выживание в осложнившихся экономических условиях. В настоящее время, недостаточный учет в реформировании высоких темпов инфляции привел к тому, что средние суммы коммунальных платежей приблизились к уровню бюджета прожиточного минимума, ниже которого проживает 1/3 населения республики. Для ослабления негативных социальных последствий экономического реформирования в республике, необходимо соотносить сроки и длительность периода введения экономических реформ со сроками преодоления рассмотренных негативных явлений и тенденций в экономическом развитии Республики Беларусь.

В свете проведенной экспертизы, реализация концептуальной модели развития общества, заложенной в нормативные документы государственного значения, представляется проблематичной в связи с несовершенством социально-экономических механизмов внедрения данной модели в общественную практику. Разработка и апробирование таких рыночных механизмов, как механизм «переключения» тарифа оплаты коммунальных услуг с промышленных предприятий на население, механизмы адресной социальной помощи и другие, должно сопровождаться социологической экспертизой, выявляющей диапазон позитивных и негативных социальных тенденций, вызванных введением данных механизмов.

Главный содержательный вывод состоит в том, что государство может и должно играть значительную роль, не только корректируя рыночные реформы, но и обеспечивая социальную справедливость в обществе. Рыночный механизм, предоставленный самому себе, оставляет большому количеству людей слишком мало ресурсов для выживания. В наиболее успешных странах государство играло эту роль достаточно хорошо; оно обеспечивало всеобщее качественное образование и создавало большую часть инфраструктуры, в том числе институциональной, без которой эффективная работа рыночного механизма невозможна. Государство регулирует финансовый сектор, обеспечивая работу рынков капитала в соответствии с их назначением; создает систему социального страхования; содействует как развитию инновационных технологий, так и формированию новых социально-экономических отношений.

Литература:

• Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Мн.: ООО «Харвест», 1998. С. 12.

• Концепция стратегии социально-экономического развития и государственного строительства Республики Беларусь. — Мн.: 2002. С. 7.

• Соколова Г.Н. Экспертиза социологическая // Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др.; Науч. ред. Г.Н. Соколова. – Мн.: ФУАинформ, 2002. С. 434-435.

• Цит. по Шимов В.Н., Богданович А.В., Ткачев С.П. Устойчивое развитие: проблемы, императивы, механизмы достижения // Белорусский экономический журнал, 2002, № 1, С. 4—5.

• Шимов В.Н., Богданович А.В., Ткачев С.П. Устойчивое развитие: проблемы, императивы, механизмы достижения // Белорусский экономический журнал, 2002, № 1, С. 5, 10-11.

• Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал, 2003, № 2. С. 6—7.

• Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ, 2004, № 3. С. 4.

• Удовенко И.М. О стратегии развития Беларуси в XXI веке // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ, 2004, № 7. С. 53.

• Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. — Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. — С. 38-43.

• Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. — Мн.: "Беларусь", 2001. — С. 26-30.

• Соколова Г.Н. Концептуальная модель и реальные тенденции социальной политики в Республике Беларусь// Проблемы управления. 2002. № 3 (4). С. 11-12.

• Источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.

• Соколова Г.Н. Формирование среднего класса в Республике Беларусь // Общество и экономика. 2003. № 12. С. 184-197.

• Расходы и доходы населения в Республике Беларусь (выборочное обследование домашних хозяйств). 2003 год. — Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. 2004. — С.6.

А Н Н О Т А Ц И Я

Наши рекомендации