Методология социологического экспертирования
Теоретическая модельразвития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь, а также — Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь — стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста. С начала 2000 г. предусматривается устойчивый рост уровня жизни населения, для чего необходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4—5% в год. После 2000 г. (в первое десятилетие) ставятся задачи повышения уровня и качества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения не менее 5,0—5,5%. Основными целями в области социально-экономической политики на ближайшие пять лет являются: сокращение масштабов бедности; повышение доли трудовых доходов и их реального роста; улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социально-экономической политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от минимального прожиточного бюджета; сокращение имущественного расслоения населения; ликвидация бедности.
Эмпирическая(реальная) модельразвития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга (2001, 2002, 2003), представляющего собой форму организации социологических исследований, обеспечивающую постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации. При организации исследований по типу социологического мониторинга обычно определяется небольшое число наиболее значимых показателей, отражающих состояние социальной среды; затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.
Теоретическая модель, представляющая собой совокупность нормативных показателей, заложенных в стратегию развития общества, сравнивается с эмпирической моделью, являющей собой совокупность текущих показателей государственной статистики, отражающих изменения в социально-экономической сфере, и оценочных показателей, отражающих общественное мнение по поводу этих изменений. Сравнительный анализ позволяет экспертировать степень реализации концептуальной модели, заявленной государственными органами, в жизнь общества, а также выявлять факторы, способствующие или препятствующие реализации тех или иных показателей в общественной практике. Логика анализа такова, что динамика изменения основных показателей экономической и социальной статистики формирует определенную динамику структуры денежных доходов и потребительских расходов населения, отслеживаемую по материалам выборочных обследований домохозяйств. Одновременно, в зависимости от «включения» тех или иных механизмов экономического и социального реформирования, изменяется общественное мнение, отслеживаемое с помощью республиканского социологического мониторинга. Названные процессы могут оказаться более сложными, нежели заявлено в нормативной модели, и повлечь за собой различные нежелательные последствия.
Реализация модели социально-ориентированной экономики, как основной государственной концепции Республики Беларусь, предполагает формирование соответствующего рынка труда, представляющего собой механизм согласования интересов работников и нанимателей при посредничестве государства. Однако исследование состояния рынка, по материалам государственной статистики 2001—2003 гг., выявляет ряд негативных тенденций в русле согласования названных интересов. Так, имеет место тенденция увеличения предложения рабочей силы при одновременном уменьшении спроса, что связано со структурной перестройкой экономики на фоне замедления темпов ее развития. Наблюдается тенденция омоложения контингента безработных, во многом связанная с низким уровнем их образования, а также тенденция преобладания женщин (до 60%) среди временно не работающих.
Анализ материалов выборочного обследования домохозяйств, проводимый Научно-исследовательским институтом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь по методике Всемирного банка, позволяет выявлять динамику денежных доходов, потребительских расходов и структуру потребления населения Беларуси в целом и по регионам.
Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи; оценка уровня семейного достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иных социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.
Для логической взаимосвязи разных уровней анализа (по материалам статистики, данным обследования домохозяйств, результатам социологического мониторинга) представляется рациональным выбрать в качестве критерия материального положения социальных групп и населения в целом, соотношение среднедушевого денежного дохода населения с величиной минимального потребительного бюджета (МПБ), представляющего собой стоимость набора материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека, и бюджета прожиточного минимума (БПМ), составляющего 60% от МПБ. Выступая основным социальным нормативом, минимальный потребительский бюджет позволяет соотносить между собой показатели государственной статистики, результаты выборочных обследований домохозяйств (публикуемые в статистических бюллетенях) и результаты мониторинговых социологических исследований республиканского масштаба, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси. Подобная структура социологической экспертизы дает возможность проводить анализ явления или процесса — от общего к частному их проявлению, отслеживая динамику статистических данных, динамику расходов и доходов населения на основе выборочных обследований домохозяйств, осуществляемых НИИ Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на основе методики Всемирного банка, динамику изменения общественного мнения на основе социологического мониторинга республиканского масштаба.