Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В.

КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.М. Анохин, А.А. Егорова, Ю.В. Петриченко

Микроэкономика

Учебное пособие

Челябинск

Издательство Челябинского государственного университета

Серия основана в 2008 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Челябинского государственного университета

Рецензенты: кафедра экономики и финансов УрСЭИ ОУП ВПО АТ и СО; Южаков В.А., кандидат экономических наук, доцент

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В.

Микроэкономика : учеб. пособие / Л.М. Анохин, А.А. Егорова, Ю.В. Петриченко. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. 234 с. (Классическое университетское образование).

ISBN 000-0-0000-0000-0

Учебное пособие содержит теоретический и учебно-методический материал по дисциплине «Микроэкономика». В пособии рассмотрено краткое изложение курса микроэкономики, совмещенное с базовыми понятиями раздела «Введение в экономику». Данное пособие содержит методически выработанное систематизированное изложение материала дисциплины, соответствует учебной программе, включает упражнения, вопросы, задания для проверки усвоения этих сведений.

Предназначено для студентов, обучающихся как в очной, так и в заочной формах обучения, по направлению «Экономика», а также слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, изучающих специальные экономические дисциплины.

Рис. 78. Табл. 6. Библиогр.: 15 назв.

ISBN 000-0-0000-0000-0 © ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2011

Содержание

1. Предмет и метод экономической теории……………………………………….6

1.1. Предмет экономической теории, ее структура и функции…………………6

1.2. Методология и методы познания экономической теории…………………10

2. Экономическая система: содержание и типы………………………………….16

2.1. Экономическая система: понятия, элементы, структура………………….16

2.2. Типы экономических систем………………………………………………….29

2.3. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей………………………………………………………………………………….34

3. Общая характеристика рыночной экономики. Теория спроса и предложения………………………………………………………………………………..…40

3.1. Рыночные отношения: сущность, структура, функции……………………..40

3.2. Сущность спроса, его виды и факторы………………………………………45

3.3. Сущность предложения, его виды и факторы……………………………….50

3.4. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночный механизм ценообразования…………………………………………………………………........53

3.5. Эластичность спроса и предложения. Практическое значение теории эластичности……………………………………………………………………..…..…62

4. Теория поведения потребителя………………...…………………………….70

4.1. Кардиналистский и ординалистский подходы к определению полезности………………………………………………………………………………….70

4.2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия……………………….74

4.3. Бюджетное ограничение и оптимальный выбор потребителя…………....78

5. Экономика информации и неопределенности……………………………….83

5.1. Неопределенность рыночной экономики. Ассиметричная информация..83

5.2. Риск и способе его минимизации………………………………………….86

5.3. Спекуляция в рыночной экономике………………………………………..95

6. Теория фирмы и организационные формы бизнеса………………………..99

6.1. Теория фирмы: подходы к определению………………………………….99

6.2. Организационные формы бизнеса…………………………………………102

7. Производство и издержки в рыночной экономике…………………………108

7.1. Природа издержек производства: основные понятия……………………108

7.2. Издержки в краткосрочном периоде………………………………113

7.3. Издержки в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли……….…….118

7.4. Производственная функция………………………………………………..124

8. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция…130

8.1. Конкуренция как элемент рыночного механизма………….……………130

8.2. Классификация рыночных структур………………..…………………….133

8.3. Рынок совершенной конкуренции…………………………………………135

8.4. Монополия в рыночной экономике………………………………………143

8.5. Олигополия…………………………………………………………………149

8.6. Монополистическая конкуренция………………………………………..153

8.7. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики……157

9. Рынок труда…………………………………………………………………...169

9.1. Общая характеристика рынка труда……………………………………….169

9.2.Спрос и предложение на рынке труда………………………………………172

9.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда……………………………..175

10. Рынок капитала и процент……………………………………………………182

10.1. Понятие капитала. Капитал как фактор производства………………..182

10.2.Спрос и предложение на рынке услуг капитала………………………….186

10.3.Спрос и предложение на рынке заемных средств………………………190

10.4.Дисконтирование и принятие инвестиционных решений. Рынок капитальных благ длительного пользования……………………………………………..196

11. Рынок земли…………………………………………………………………..201

11.1. Спрос и предложение земли……………………………………………..202

11.2. Земельная рента: абсолютная и дифференцированная. Цена земли…….208

12. Государство в смешанной экономике……………………………………..214

12.1.Фиаско (ограничения) рынка. Функции государства в рыночной экономике…………………………………………………………………………………..214

12.2.Теория общественного выбора…………………………………………..219

12.3. Фиаско (ограничения) государства……………………………………….224

12.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты…………………………………………………………………………………..227

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Типы экономических систем

История экономической науки показывает, что классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы [4, c. 52-53]:

1.Предметообразующие критерии. Это критерии со стороны структурных элементов, образующих предмет экономической теории. Таковыми могут быть функциональные экономические связи, производственные отношения (отношения присвоения), институты. Соответственно экономические системы подразделяются на системы функциональных связей, производственных отношений, институциональные системы.

2. Социально экономические критерии. Это критерии, основанные на выделении ключевых содержательных сторон экономической системы. Среди них:

- Способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности);

- Способ соединения непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности);

- Роль социокультурного фактора;

- Степень развития индустриальных и экономических начал.

Соответственно экономические системы подразделяются по формам хозяйствования, а также по формационным, цивилизационным и технологическим признакам.

3. Объемные и динамические критерии. Это критерии, характеризующие сложность системы и её изменчивость. Среди них: Однородность или разнородность системы, статичность или динамичность системы. Соответственно экономические системы могут быть разделены на “чистые” и “смешанные”, статичные и исторически развивающиеся.

Только рассмотрение всей совокупности критериев и классификаций может позволить создать целостное представление об экономике как системе.

1. Классификация на основе предметообразующих критериев [4, c. 53-54].

Во-первых, экономическая система может быть представлена как совокупность функциональных связей в экономике, отражающих в пределах определенного “организационного механизма” деятельность по использованию ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей. Главное здесь – конкретные функциональные, складывающиеся в процессе движения товарных, денежных и ресурсных потоков в экономике (прежде всего в сфере обмена).

Во-вторых, экономическая система может быть представлена как система производственных (социально-экономических) отношений. Центральное звено этих отношений - отношения присвоения (прежде всего – условий и результатов производства). Производственные отношения выступают при этом как общественная форма производительных сил, отражая их изменения, производственные отношения реализуют себя как исторически развивающиеся (в теоретической системе как генетически субординированные) отношения. В наиболее развернутом виде указанное понимание экономической системы было реализовано К.Марксом (“Капитал”) и в советской политической экономике.

В третьих, экономическая система может быть представлена и как совокупность институтов с присущем им экономическим поведением. При этом в качестве институтов выступают такие субъекты экономики, как государство, фирмы, профсоюзы, а также права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействия на экономическое поведение. Данное понимание экономической системы реализуется в различных ветвях институциональной экономической теории.

II. Социально экономические критерии [4, c. 54-58].

1. Формы хозяйства (или формы производства или “типы экономики”). Основной критерий их разграничения – способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности. Исторически первичная форма хозяйства – натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика). В нём производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду.

Наиболее распространенная форма хозяйства – рыночная экономика (товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путём купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

К третьей форме хозяйства относится командная экономика (командно-административная система), где координация деятельности осуществляется посредством командных (административных, приказных) методов регулирования экономики.

Кроме того, выделяют такую форму хозяйства, как смешанная экономика, соединяющая рыночный механизм и государственное регулирование экономики. В основе системы – сочетание различных форм собственности.

2. Общественно экономические формации (или способы производства). Основной критерий их разграничения – способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности. В основе дано подхода (К.Маркс) лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обуславливает в конечном итоге формационные переходы. Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства): первобытнообщинный, рабовладельческий, капиталистический (буржуазный) и коммунистический (первая фаза которого именуется социализмом).

3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации – соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяют три крупных ступени:

1. Доиндустриальное общество;

2. Индустриальное общество;

3. Постиндустриальное общество.

Характеристика каждой ступени производится по двум основным критериям. Первый – со стороны производительных сил (два аспекта: тип средств производства и характеристика “ведущего сектора” – земледелие, индустрия, наука). Второй критерий раскрывает тип обусловленности общественного поведения и “общественного человека”. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобретают следующий вид:

1. Доэкономическое общество (традиционное);

2. Экономическое общество;

3. Постэкономическое общество.

Отмеченные характеристики можно представить в виде схемы:

 
 
Ступени развития общества

           
  Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru   Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru   Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru
 


Доиндустриальное (доэкономическое) общество Индустриальное (экономическое) общество Постиндустриальное (постэкономическое) общество
  1. Тип средств производства
Ручные орудия труда Машина Информатика
  2. Ведущий сектор
Сельское хозяйство Индустрия Наука
  3. Тип детерминации
Традиции и внешнеэкономическое принуждение к труду Материально (денежные) стимулы Творчество
  4. Тип “общественного” человека
Традиционный (патриархальный) человек “Экономический” Человек Социально-творческий (“социологический”) человек

III. Критерии сложности и изменчивости систем. Наиболее простыми по данным критериям можно считать системы по формам хозяйствования. Более сложными являются формационные системы. Наиболее сложными оказываются цивилизационные системы, т.к. в их состав включают, кроме экономических элементов, ряд неэкономических элементов (факторов). В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, формационных образований, цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний разных элементов можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов. В современных условиях смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

- Смешанная экономика развивающихся стран;

- Смешанная экономика развитых стран;

- Смешанная экономика постсоциалистических стран.

Таблица 1. Виды рынков

Критерий (признак) Виды рынков
1.   Экономическое назначение рынка (товарная группа) · рынок потребительских товаров и услуг; · факторов производства; · капитала (средств производства): НТР, патентов, ноу-хау; · труда; · земли (недвижимости) · ссудного капитала; · ценных бумаг.
Пространственный признак · локальные; · внутрирегиональные; · межрегиональные; · республиканские; · международные.
Степень ограничения конкуренции · монопольные; · олигопольные; · свободные;
Характер продаж · оптовой торговли; · розничной торговли;
Соблюдение законности · легальные, организованные · нелегальные, «теневые» - неорганизованные

Взаимодействие между покупателями и продавцами на рынке осуществляется через взаимодействие спроса и предложения, речь о которых пойдет в следующих параграфах.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения – степень изменения величины предложения в ответ на изменение цен в процентном выражении.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается аналогично коэффициенты ценовой эластичности спроса по формуле:

ES = (ΔQ / Q) / (ΔP / P) = (ΔQ / ΔP) • (P / Q).

Ценовая эластичность предложения [Esp] показывает процентное изменение в объеме предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru

Эластичность предложения является положительной величиной, поскольку цена и объем предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов:

1.большую, чем для спроса, роль играет фактор времени, т.к. предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Понятно, что в долгосрочном периоде предложение будет более эластично, чем на коротком временном интервале;

2.условия производства товара и гибкость его реакции на изменение рыночной конъюнктуры (возможность переналаживания оборудования и переквалификации рабочих либо привлечения новых факторов производства);

3.возможности и затраты на длительное хранение данного товара (чем меньше затраты по хранению, тем больше эластичность предложения);

Также как и спрос, предложение может быть эластичным по цене, неэластичным, абсолютно эластичным, абсолютно неэластичным или единичным эластичным.

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru P S2 S1

Q

Рис. 26. Эластичное и неэластичное предложение

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru P S1

P0 S2

Q0 Q

Рис. 27. Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение

Вопросы для самопроверки:

1. Почему общественное разделение труда является необходимым, но недостаточным условием для возникновения рынка?

2. Что такое общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей?

3. Каким образом рынок распределяет ресурсы?

4. Как вы понимаете следующее высказывание: «рынок формирует структуру производства, отвечающую потребностям потребителей»?

5. По каким критериям может быть классифицирована структура рынка?

6. Каковы преимущества и «провалы» рынка?

7. Спрос и величина спроса – это разные понятия или нет? Если да, то в чем отличия между ними?

8. Под влиянием, каких факторов имеет место сдвиг кривой спроса и движение по кривой спроса?

9. Какие факторы, и каким образом оказывают влияние на спрос?

10. Что представляет собой функция спроса?

11. На какие группы товаров сокращается спрос с ростом доходов?

12. Как взаимодействуют между собой цена на один товар и спрос на другой, если товары взаимозаменяемые или взаимодополняемые?

13. Что показывает кривая предложения? Какой характер зависимости между ценой и объемом предложения она иллюстрирует?

14. Какие факторы, и каким образом оказывают влияние на предложение?

15. Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастет цена на бензин?

16. Что такое функция предложения? Какими тремя способами она может быть задана?

17. Что такое равновесный рынок? Каковы условия равновесия?

18. Какие функции выполняет равновесная цена?

19. С какой целью и в чьих интересах правительство устанавливает «потолок цены» и « нижний уровень цены»?

20. Каковы последствия установления «потолка цены» и «нижнего уровня цены»?

21. Какие расходы несет правительство, связанные с ликвидацией дефицита?

22. Что такое эластичность спроса?

23. Какие факторы оказывают влияние на ценовую эластичность спроса?

24. Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?

25. Как определяется коэффициент ценовой эластичности спроса?

26. Объясните, почему наличие товаров-заменителей оказывает влияние на эластичность спроса?

27. Какие факторы влияют на эластичность предложения?

28. Почему предложение в условиях кратчайшего периода является абсолютно неэластичным?

29. Если коэффициент ценовой эластичности предложения меньше единицы, то каким будет предложение эластичным или неэластичным?

30. Почему в условиях долгосрочного периода предложение является эластичным?

Список рекомендованной литературы:

1. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 1998 г.

2. Станковская И. К. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005 г.

Нейтральные товары.

Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зре­ния, но бесплатной нагрузкой. В этом случае количество на­грузки не будет оказывать влияния на покупку основного това­ра и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных пря­мых, параллельных друг другу ( рис. 34). Более высокому уровню удовле­творения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Ql.

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Количество U1 U2 U3

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru товара А

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru . количество товара В

Рис. 34. Кривые безразличия для нейтральных товаров

Бюджетное ограничение и оптимальный выбор потребителя.

Анализ кривых безразличия позволяет выявить наборы благ, предпочтительные для данного потребителя, возможность взаимозамены этих благ, однако, они не показывают, какой именно из этих наборов является наиболее рациональным. Для дальнейшего анализа потребительского выбора необходимо ввести понятие бюджетного ограничения.

Всякий потребитель предпочел бы приобрести тот набор товаров, который на карте кривых безразличия наиболее удален от начала координат. Однако не всякому потребителю это удастся, поскольку потребители ограничены в средствах. Линия, показывающая доступный данному потребителю набор товаров, называется бюджетной линией (линией цен) (рис. 35).

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru Y

I/PY

I/PX X

Рис. 35. Бюджетная линия.

Любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.

Для того, чтобы получить уравнение бюджетной линии предположим, что

I – доход потребителя, который он расходует на покупку товаров X и Y;

PX и PY - цены товаров X и Y.

Бюджетное ограничение имеет вид:

I = PXX + PYY – доход потребителя равен сумме расходов на приобретение товаров X и Y.

При помощи математических преобразований получим уравнение бюджетной линии:

Y = (I / PY) – (PX / PY) • X;

X = (I / PX) – (PY / PX) • Y.

Если весь доход потребителя будет затрачен на товар Х, то он сможет купить его в количестве I / PX, соответственно, если весь доход будет затрачен на товар Y, он может приобрести I / PY товара Y. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цены единицы товара Х к цене единицы товара Y.

Наборы товаров, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны потребителю, т.к. стоят дороже, чем составляет его доход. Рост дохода потребителя означает на графике смещение бюджетной линии вправо. Соотвественно, смещение бюджетной линии влево означает сокращение доходов и уровня потребления. Это может происходить вследствии:

1. роста/сокращения номинального дохода при неизменных ценах;

2. роста/снижения цен товаров при неизменном уровне дохода;

3. изменения и дохода и цен.

Если перенести линию бюджетного ограничения на карту кривых безразличия, то мы получим модель равновесия (оптимума) потребителя (рис. 36).

Анохин, Л.М., Егорова, А.А., Петриченко, Ю.В. - student2.ru

Точка Е на полученном графике – точка равновесия потребителя, в которой бюджетная линия касается соответствующей кривой безразличия. Точки А и В не удовлетворяют условию равновесия, т.к. они предлагают наборы, неоптимальные по структуре. Оптимальный для потребителя набор, доступный его бюджету, содержит ХЕ единиц товара Х и YЕ единиц товара Y. Углы наклона кривой безразличия и бюджетной линии в точке Е совпадают. Поскольку наклон бюджетной линии равен РХ / РY, а наклон кривой безразличия равен MRSXY, то условием равновесия потребителя является:

РХ / РY = MRSXY.

Предельная норма замещения двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку. Когда обе эти оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия. Необходимо отметить, что условие: РХ / РY = MRSXY эквивалентно второму закону Госсена: MUх/Pх=MUу/Pу.

Вопросы для самопроверки:

1. Как изменяется предельная полезность при увеличении объема потребления?

2. Что происходит с совокупной полезностью по мере увеличения объема потребления того или иного блага?

3. В чем суть первого и второго законов Госсена?

4. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

5. Что показывает функция полезности?

6. При каком условии потребитель находится в состоянии равновесия?

7. В чем отличие кардиналистской и ординалистской теории потребления?

8. Почему вода, обладая высокой полезностью для человека, имеет низкую цену, а алмазы, менее полезные для человека, - высокую цену?

9. Какую полезность стремится максимизировать потребитель - совокупную или предельную?

10. Что такое кривая безразличия? Почему она так называется?

11. Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, а какие - относительный, временный характер?

12. Почему кривые безразличия не пересекаются?

13. Что представляет собой карта кривых безразличия?

14. На каких кривых безразличия в рамках карты кривых безразличия предпочитает выбирать наборы товаров потребитель и почему?

15. Что такое бюджетное ограничение и как оно определяется?

16. Что показывает бюджетная линия?

17. От чего зависит наклон бюджетной линии?

18. Что показывает предельная норма замещения? Как она определяется?

19. Какой точке на графике соответствует оптимальный набор потребителя?

20. Что представляют собой кривые безразличия для товаров - заменителей и товаров, дополняющих друг друга.

Список рекомендованной литературы:

1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2000 г.

2. Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес- школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005 г.

Асимметричная информация.

Модель конкурентного рынка подразумевает, что информация на таком рынке распределена симметрично, т.е. все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в действительности модель совершенной конкуренции нарушается и возникает асимметричностьинформации, под которой следует понимать ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности— недостатка информации о вероятных буду­щих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зре­ния относительно явления неопределенности [3, c. 188-189; 10, с. 224] .

Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барье­ром на пути эффективного использования ресурсов.

Однако существует и другая точка зрения, согласно кото­рой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А. Хайек, не­смотря на его явно рыночные взгляды. Выгода, по мнению Хайека, возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладаю­щий информацией, получаст возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не по­лучат остальные агенты на рынке.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информа­ции — одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?

В результате асимметричной информации возникают интерналии (внутренние эффекты), т.е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были ого­ворены при заключении этой сделки (в отличие от экстерналий, или внешних эффектов, когда выгоды или издержки пада­ют на «третьих» лиц). Примеров интерналий множество: потребитель купил товар, который оказался некачественным; од­на из сторон безнаказанно нарушила договор; наниматель по­лучил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования, и т.д.

В чем же причина возникновения внутренних эффектов? Дело в том, что экономические издержки по сбору 100-про-центной информации могут оказаться очень высокими и пере­кроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией.

Таким образом, в результате асимметричности информа­ции нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное по­ложение дел.

Классический пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американского экономиста лау­реата Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа «Рынок «лимонов» (1970), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей [7, c. 394-395; 10, с. 225].

На рынке предлагаются два типа автомобилей: подержан­ные автомобили, находящиеся в хорошем состоянии, и так на­зываемые «лимоны», или дефектные автомобили (па амери­канском жаргоне). За автомобиль первого типа покупатель со­гласен уплатить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Для второго типа машин цены находятся в диапазоне 2000—3000 долл.

Если бы информация распределялась симметрично, суще­ствовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков — своя цепа.

Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. В результате устанавливается средняя цена: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене про­давцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимо­ны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной селекции, или небла­гоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит, из-за асимметричности информации.

Таким образом, одним из негативных последствий наличия асимметрич­ной информации на рынке становится отрицательная селекция.

С явлением отрицательной селекции тесно связано нега­тивное последствие асимметричности информации — возник­новение морального риска [7, c. 395; 3, с. 190]. Лица, имеющие договор со страхо­вой компанией о страховании здоровья, могут начать редко об­ращаться к врачам и менее внимательно относиться к своему здоровью. Тс, кто застраховал от угона свои автомобили, пере­стают запирать их двери, не ставят систему сигнализации.

Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и, таким образом, она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском — отсутствием стимулов к мерам предосто­рожности.

Следует отметить проблему «прин­ципал — агент» с точки зрения асимметричности информации [3, c. 190-191]. Собственник акций компании (принципал) и менеджер ком­пании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менед­жер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичны­ми среди которых обычно называют разрастание управленче­ского персонала и сокращение рабочего дня.

Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятельность фирмы мо­жет быть далеко не всегда направлена на максимизацию при­были, как это принято считать в неоклассической теории.

Соотношения видов прибыли

Прибыль (общем виде) - это разность между сум­марной выручкой от реализации продук­ции и суммарными издержками.

Бухгалтерская прибыль = выручка - бухгалтер­ские издержки (бухгалтерский метод).

Экономическая прибыль = выручка - экономические издержки (экономический метод).

Бухгалтерская прибыль превышает экономическую прибыль на величину неявных (внутренних) издержек.

Нормальная прибыль - средняя норма прибыли в отрасли и экономике в целом, минимальный уровень достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным
продолжение занятий данным видом бизнеса. Нормальная прибыль выступает в качестве «справедливой» (обычной, средней) оплаты труда и способностей предпринимателя, а также соответствую­щего по размерам вознаграждения за риск собственным капиталом, вложенным в дело. Нормаль­ная прибыль является неявными издержками предпринимателя

Сопоставим размеры всех трех показате­лей прибыли. Чтобы получать бухгалтер­скую прибыль, фирме достаточно добить­ся превышения доходов над явными из­держками. Поэтому наличие положи­тельной бухгалтерской прибыли только в первом приближении может свидетельствовать о благополучии фирмы: не несет убытков, не разоряется.

Чтобы предприниматели не уходили из дела, величина бухгал­терской прибыли должна хотя бы равняться нормальной (т.е. по­крывать неявные издержки). Экономическая прибыль возникает лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неявных издержек. Поэтому о предприятии, приносящем нормаль­ную прибыль, можно сказать, что оно получает нулевую экономи­ческую прибыль. Наконец положительная экономическая прибыль всегда боль­ше нормальной. Это стимулирует приток капиталов в соответствующую отрасль.

Бухгалтерская прибыль — это абсолютный (а не сравнительный) показатель положения дел на предприятии, фиксирующий наличие прибылей или убытков. Она ничего не говорит о положении предприятия в сравнении с дру­гими фирмами. Нормальная прибыль свидетельствует о том» что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Наличие же по­ложительной экономической прибыли означает, что данное пред­приятие лучше других распоряжается ресурсами. Таким образом, именно положи­тельная экономическая прибыль — наиболее точный индикатор эффективности работы предприятия.

Производственная функция

В неоклассической теории производства любая производственная функция (ПФ) обладает рядом свойств:

ПФ - модель конкретной технологии. Именно от нее зависит, какой вклад вносит каждый из ресур­сов в создание готовой продукции. Новая технология — новая производственная функция.

ПФ - это модель эффективного про­изводства. То есть она описывает, каким может быть макси­мально возможный выпуск продукции при затратах данного количества ресурсов. Либо (что, то же самое) каково минималь­но необходимое количество ресурсов для производства данно­го объема продукции.

ПФ - исходит из взаимодополняемости и взаимозаменяемости ресурсов. Например, ресурс «капитал» дополняет ресурс «труд», сливаясь с ним в едином производ­ственном процессе и одновременно, может заменять его: более механизированное производство требует меньшего числа рабочих.

Для изучения ПФ подробнее рассмотрим известные нам категории эффекта масштаба производ­ства и отдачи от фактора производства. Масштаб производства задаетс

Наши рекомендации