Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
Организационно-экономические факторы
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.
1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.
Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.
Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример — туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты, и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.
Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
• производственно-ресурсный потенциал региона;
• структуру регионального рынка;
• кадровый потенциал региона;
• региональный бюджет;
• стратегию развития региона.
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
• внешними поставщиками товаров и услуг;
• внешними потребителями;
• регионами-конкурентами;
• финансовыми организациями;
• транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:
• общеэкономические;
•общеполитические;
• научно-технические;
• природно-экологические;
• демографические.
Сравнительный анализ отечественных
И зарубежных факторов
Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические. Наиболее употребительные факторы названы в гр. 1 табл. 11.1.
Характерно, что сами названия (не говоря уже об общеизвестной практике применения) несут отпечаток эпохи построения индустриального общества первой половины XX в. с присущим ей экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). Наиболее часто используют факторы, показанные и гр. 2 табл.11.1.
Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются прежде всего количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно так выразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:
• стабильность политической ситуации;
• .стабильность общественного климата;
• квалификацию занятых по найму;
• региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
• качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;
• оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;
Таблица 11.1
Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов[10]
Отечественные факторы | Зарубежные факторы |
Сырьевой — наличие сырья и его экономическая оценка | Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны |
Топливно-энергетический — обеспеченность ресурсами ТЭК | Расходы на энергию |
Водный — обеспеченность водными ресурсами | — |
Земельный — обеспеченность земельными ресурсами | Цена земельных участков |
Трудовой — обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации | Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудовых ресурсов |
Транспортный: наличие коммуникаций стоимость перевозок | Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций |
НТП — уровень НТП, обеспечивающий эффективное применение ресурсов | Наличие технологии и ноу-хау |
Потребительский — наличие основной массы потребителей товаров и услуг | Покупательная способность населения |
Экономико-географическое положение | Территориальное расположение, близость рынков |
Агломерационные эффекты | Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии |
• наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);
• отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);
• качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).