Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов

Организационно-экономические факторы

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, нацио­нальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наибо­лее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечис­ленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкурен­ции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что под­разумевает: замену массового производства мелкосерийным; за­меной вертикальной организации труда — горизонтальной; низ­кой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомо­генных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на терри­тории предприятий, завтра означают дополнительные возможно­сти для привлечения инвестиций, увеличения занятости и реше­ния других назревших региональных проблем. То есть они одно­временно становятся условиями, индикаторами успешного соци­ально-экономического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих из­менений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни раз­виваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример — туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты, и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкуренто­способности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутрен­нюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи мо­гут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изме­нения внутренней среды достаточно проанализировать следую­щие группы факторов, характеризующих:

• производственно-ресурсный потенциал региона;

• структуру регионального рынка;

• кадровый потенциал региона;

• региональный бюджет;

• стратегию развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаи­мосвязи с партнерами:

• внешними поставщиками товаров и услуг;

• внешними потребителями;

• регионами-конкурентами;

• финансовыми организациями;

• транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать сле­дующие группы факторов влияния:

• общеэкономические;

•общеполитические;

• научно-технические;

• природно-экологические;

• демографические.

Сравнительный анализ отечественных

И зарубежных факторов

Традиционно в отечественной экономической литературе вы­деляются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические. Наиболее употребительные факторы названы в гр. 1 табл. 11.1.

Характерно, что сами названия (не говоря уже об общеизве­стной практике применения) несут отпечаток эпохи построения индустриального общества первой половины XX в. с присущим ей экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.

В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «же­сткие» и «мягкие».

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и програм­мы поддержки). Наиболее часто используют факторы, показанные и гр. 2 табл.11.1.

Если между отечественными и жесткими факторами еще мож­но провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются прежде всего количествен­но трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно так выразиться, дру­жественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:

• стабильность политической ситуации;

• .стабильность общественного климата;

• квалификацию занятых по найму;

• региональную структуру экономики и отдельных предприятий;

• качество системы образования и профессиональной подго­товки кадров;

• оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;

Таблица 11.1

Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов[10]

Отечественные факторы Зарубежные факторы
Сырьевой — наличие сырья и его экономическая оценка   Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, по­луфабрикаты и услуги со стороны
Топливно-энергетический — обеспеченность ресурсами ТЭК Расходы на энергию  
Водный — обеспеченность вод­ными ресурсами —  
Земельный — обеспеченность земельными ресурсами Цена земельных участков  
Трудовой — обеспеченность тру­довыми ресурсами соответст­вующей квалификации Уровень заработной платы, вклю­чая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудо­вых ресурсов
Транспортный: наличие коммуникаций стоимость перевозок Транспортное положение и тран­спортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций
НТП — уровень НТП, обеспечи­вающий эффективное примене­ние ресурсов Наличие технологии и ноу-хау  
Потребительский — наличие ос­новной массы потребителей то­варов и услуг Покупательная способность на­селения  
Экономико-географическое поло­жение   Территориальное расположение, близость рынков
Агломерационные эффекты   Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эф­фекты синергии

• наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);

• отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);

• качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).

Наши рекомендации