Концепция мультипликатора в кейнсианской теории

Дж.М. Кейнс считал инвестиции главным фактором совокупного спроса. Рост инвестиций призван стимулировать рост спроса, а рост платежеспособного спроса приведет в свою очередь к повышению занятости и увеличению национального дохода. Исследуя соотношение динамики дохода и инвестиций, Кейнс выдвигает модель, которая количественно определяет соотношение между ростом дохода и инвестиционными расходами бизнеса. Это соотношение нашло отражение в разработанной Кейнсом концепции мультипликатора (мультипликатор - это «множитель»). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Само понятие «мультипликатора» впервые было сформулировано английским экономистом Ричардом Ф. Каном (1905-1989) (учеником Кейнса) в 1931 г. в связи с обоснованием организации общественных работ для борьбы с кризисом и безработицей. Р. Кан усматривал действие мультипликатора занятости в том, что в результате государственных затрат на общественные работы возникает не только первичная занятость на этих работах, но и производная от нее – вторичная, третичная и т.д.

При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа занятых работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, вызывают тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях - «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (в убывающей прогрессии) и на другие сектора. Таким образом, происходит «мультипликация» покупательной способности и занятости, вызванная первоначальными затратами. Эффект мультипликатора будет зависеть от величины «начального» импульса.

Кейнс в своей работе выдвинул наряду с «мультипликатором занятости» новую категорию - «мультипликатор дохода», или «мультипликатор инвестиций». Кейнсианский мультипликатор показывает, что прирост инвестиций (∆I) (государственных или частных) вызывает многократный рост производства и дохода (∆Y) с учетом некоторого коэффициента (m). Этот коэффициент Кейнс называет мультипликатором. Эту взаимосвязь между приростом инвестиций и приростом дохода можно выразить формулой ∆Y=m х ∆I. Отсюда коэффициент мультипликатора m=∆Y/∆I.

Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых возрастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Почему? Во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает кумулятивный рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережения. Чем выше доля потребления, тем сильнее действует мультипликатор.Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению MPC) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению MPS) находятся в обратно пропорциональной зависимости. Поэтому коэффициент мультипликатора (m) может быть выражен как единица, деленная напредельную склонность к сбережению, или m=1/MPS. Другое выражение этой зависимости: m=1/(1-MPC). Согласно произведенным подсчетам, коэффициент мультипликации в индустриально развитых странах колеблется между 2 и 3.

Следует иметь в виду, что модели и расчеты, призванные иллюстрировать действие инвестиционного мультипликатора, довольно условны. Совокупный эффект инвестиционного мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х гг. затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения. Какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор - механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета. В том числе на общественные работы. Но мультипликативный эффект имеют все элементы совокупных расходов - изменение потребительских расходов, частных инвестиций, государственных расходов, расходов иностранных субъектов. Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если изменяются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывает» за границу, снижая рост расходов на отечественном рынке.

Наши рекомендации