Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
В этот период основное внимание институционализм уделяет не количественному, а качественному анализу экономических процессов. Институционалисты критикуют маржиналистскую теорию за то, что она игнорирует качественные изменения экономической системы, происходящие в ходе ее исторического развития. В целом институциональные теории в послевоенный период 1940-60-х гг. отличало общее позитивное отношение к происходящим изменениям. Основным источником оптимизма был экономический подъем 1950-60-х гг. и вера в научно-технический прогресс как средство преодоления экономических и социальных проблем.
Большое внимание уделяли проблеме качественных изменений экономической системы капитализма в своих работах американские институционалисты Гардинер Минз (1896-1988) и Адольф Берль (1895-1971). В 1932 г. вышла книга А. Берля и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность», написанная под непосредственным влиянием идей Т. Веблена о роли и месте промышленных корпораций. В этой работе авторы анализировали структуру корпораций и на большом фактическом материале изучали отделение собственности от непосредственного управления производством. На основе статистических данных Берль и Минз доказывали возрастание роли крупнейших корпораций в экономике США и быстрые темпы концентрации и централизации производства и капитала. Они указывали, что классическая политэкономия, а вместе с ней и неоклассическая опираются на модель экономики, выдвинутой еще А. Смитом. Эта модель является отражением экономической ситемы Англии XVIII века. По мнению Минза, с тех пор экономика претерпела множественные изменения, в первую очередь, институциональные.
В работе «Корпоративная революция в Америке» (1962) Г. Минз рассмтривает четыре типа экономических систем, которые успели сменить друг друга на протяжении истории. Первый тип – натуральное хозяйство, в котором все товары производятся для собственного потребления. Второй тип – «атомистическая экономика», эпохи Адама Смита. Эта система характеризуется тем, что товары производятся на рынок, а потребитель теряет контроль над средствами производства и действиями производителя. Третий тип экономики – «частный капитализм», характерный для Европы XIX в. Он характеризуется тем, что контроль над производством теряет не только потребитель, но и рабочий. Этот тип экономической системы послужил моделью для теорий К. Маркса.
Четвертый тип экономической системы, сформировавшийся в XX в. и получивший особенно широкое развитие в США, - это «коллективный капитализм», в основе которого лежит корпоративное предпринимательство и для которого характерна потеря контроля над производством не только потребителем и рабочим, но и собственниками. Причиной этого является распространение акционерной формы собственности, которую Адольф О. Берль назвал пассивной собственностью. Владельцы акций практически не участвуют в управлении предприятием, передав эти функции менеджерам. А менеджеры, в свою очередь, редко владеют большим количеством акций, чтобы называться собственниками. Этот четвертый тип экономики не соответствует тем моделям, которые рассматривают маржиналисты и марксисты. Недостаток их теорий заключается в том, что они не замечают произошедших трансформаций и не ставят вопрос об изменнии предмета исследования.
Основная идея концепций «пассивной собственности» А. Берля и «коллективного капитализма» Г. Минза, заключается в том, что с развитием акционерных форм собственности и появлением мелких акций, происходит размывание классовых барьеров. Стать собственником становится значительно легче, а, следовательно, все большая часть населения получает возможнось иметь свою долю в общей прибыли крупных корпораций.
Столь же оптимистичную оценку в рамках институциональной теории послевоенного периода получают изменения, связанные с усилением власти менеджеров в рамках крупных корпораций. В 1940-60-е гг. появляются теории «управленческой революции» (Дж. Бернхэм, С. Чейз, Д. Лилиенталь, П. Друкер). Сходные идеи высказывались также Г. Минзом и А. Берлем. Согласно этим теориям приход к власти менеджеров приводит к изменению политики крупных фирм, которая уже не связана с интересами собственности. В большей степени компания ориентируется на производственные и общественные интересы, а именно внедрение новых технологий, расширение производства, процветание компании и ее акционеров.
В период «великой депрессии» к некоторым идеям институционалистов стали прислушиваться и государственные деятели, в частности президент США Ф.Д. Рузвельт (осуществлявший «новый курс» в экономике). А. Берль, Г. Минз. Р. Тагвелл приняли участие в реализации правительственных мероприятий по борьбе с депрессией, антикризисному регулированию экономики. Так, Г. Минз входил в состав «мозгового центра» президента Рузвельта, занимал пост директора промышленной секции комитета национальных ресурсов США, а затем стал одним из советников управления планирования национальных ресурсов.
В послании конгрессу от 17 мая 1933 г. Рузвельт подчеркивал необходимость сотрудничества предпринимателей и рабочих. В принятом 16 июня 1933 г. Законе о восстановлении экономики США указывалось, что «конгресс стремится в интересах всеобщего блага осуществлять и поощрять объединенные действия труда и предпринимательства» под соответствующим контролем правительства.
Государственное вмешательство в экономическую жизнь шло в основном по линии субсидирования за счет государственного бюджета монополий, государственного регулирования сельскохозяйственного производства, отношений между трудом и капиталом, организации общественных работ. Был принят ряд новых законов; фермерам предоставлялись государственные субсидии. Все эти меры преследовали двоякую цель: преодолеть экономический кризис и одновременно укрепить общественную систему путем временного смягчения социальных противоречий. Таким образом, в итоге экономического кризиса 1929-1933 гг. центральная для институционализма идея государственного контроля над экономикой была и легализирована, и принята в качестве конкретных мер.