Концепция естественного порядка и экономического либерализма
Чтобы уяснить суть экономического учения А. Смита о богатстве и условиях его роста, необходимо обратиться к его методологии.
Центральное место в методологии А. Смита занимаетпринципэкономического либерализма, то есть невмешательства государства в экономику. В основу этой идеи, как и физиократы, он положил концепцию «естественного порядка», а именно способности экономики к саморегулированию. И в качестве такой экономики А. Смит рассматривает рыночную, капиталистическую экономику, которая развивается как естественный процесс, подчиненный объективным правилам, действующим так же, как законы природы, независимо от желания или устремления людей.
Обоснование «естественного порядка». Объективные, или естественные законы, по которым развивается рыночная экономика, А. Смит пытался вывести из природы человека. В своем исследовании А. Смит исходит из представления о том, что люди наделены некоторыми естественными свойствами, которые даны им от природы и не могут быть устранены. Одним из них является эгоизм, то есть стремление к личной выгоде. Люди руководствуются в своей экономической деятельности частными эгоистическими мотивами, желая получить максимальную выгоду. В связи с этим Смит применяет понятие «экономический человек» и характеризует его как рационального субъекта способного ставить цели и принимать решения в соответствии с этими целями: предприниматель стремится максимизировать прибыль, потребитель – максимизировать полезность. Рыночная, или капиталистическая экономика - это естественный и вечный строй, так как, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, позволяет осуществлять деятельность в соответствии с естественными, эгоистическими интересами рационального субъекта.
Другое важное естественное свойство людей, которое заложено в них природой – это склонность к обмену. Обмен рождается из эгоистической природы человека, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения. Таким образом, обмен, рыночная экономика, по мнению А. Смита, «естественны» для человека.
Природным свойством человека является также неравенство способностей. Еще Платон утверждал, что разделение труда в обществе существует, так как каждый человек обладает только одной способностью. Следует добавить, что в соответствии с концепцией «экономического человека» Смита, рациональный субъект, стремясь к личной выгоде, специализируется на видах деятельности, в большей степени соответствующих его способностям, обменивая продукт своего труда на разнообразные блага, производимые другими субъектами рынка. Это ведет к разделению труда в обществе и росту национального богатства.
Проблема частного и общественного интереса в теории Смита. Согласно теории «естественного порядка», картина современного А. Смиту общества представляется ему как самопроизвольная деятельность тысяч и миллионов индивидов – эгоистических субъектов, каждый из которых занят своим делом, не заботится о других и даже не подозревает о социальных последствиях своих действий. Возникает вопрос, как обеспечивается создание и рост совокупного национального богатства и благосостояние общества, если человек стремится только к достижению личной выгоды? Не станет ли следование частному интересу разрушительным для общества?
Однако Адам Смит не видит никакихпротиворечий между личными и общественными интересами. Общественное богатствоА. Смит рассматривает как совокупное богатство, т.е. как сумму богатства индивидов. Он убежден, что одинаковое и постоянное стремление всех людей улучшить свое положение – «это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство». Отсюда следует, что условия, способствующие росту богатства индивидов, ведут и к росту совокупного общественного богатства. А. Смит постоянно подчеркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, то есть когда частный интерес стоит выше общественного, когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
Согласование личных и общественных интересов происходит благодаря действию законов рынка. В развитие этой идеи А. Смит вводит понятие «невидимой руки», под которой он понимал объективные законы рынка. Человек действует в своих личных интересах, писал он, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Главная идея Смита состоит в том, что «невидимая рука» или объективные законы рынка, независимо от воли и намерений индивида - «экономического человека» - направляют его к наилучшим результатам, выгоде и более высоким целям общества, оправдывая эгоистическое стремление человека ставить личный интерес выше общественного.
Механизм действия «невидимой руки» ведет к тому, что когда предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется. При этом важно, чтобы каждый предприниматель стремился к получению наибольшей прибыли в системе, основанной на конкуренции. Как достигается сочетание частных и общественных интересов в условиях объективных законов рынка? Частная собственность обеспечивает субъектам право осуществлять деятельность для достижения собственных, частных целей. Цель рационального субъекта – получение максимальной прибыли, предполагает производство таких товаров и услуг, которые необходимы обществу. Механизм свободных цен подсказывает экономическим субъектам, что производить, то есть какие блага нужны обществу, а конкуренция побуждает производить их более дешевым способом. В результате цены становятся равновесными (естественными), а выпуск максимальным. Причем все происходит автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Получается, что рыночная экономика свободной конкуренции, не подчиненная единому плану и общему центру, работает, тем не менее, по вполне определенным строгим правилам в интересах общества, управляемая как бы невидимой рукой.
Адам Смит указывает также, что, действуя в условиях «невидимой руки», человек учитывает, прежде всего, свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже.
Таким образом, соединяя понятие «невидимой руки» с категорией «экономический человек», Смит делает вывод, что человек, преследуя свои собственные интересы, часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это, что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления.
«Невидимая рука» рынка – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто и против воли людей. Применив понятие экономического закона (хотя сам этот термин он не употреблял), А. Смит поставил политическую экономию на научную основу. Исходя из этого принципа, он решительно выступал против правительственных предписаний в экономике. Таким образом, концепция естественного порядка стала теоретической основой обоснования объективных законов развития экономики и принципа экономического либерализма, т. е. невмешательства государства в экономику.
Концепция экономического либерализма приобрела широкую популярность в начале XIX в. и просуществовала в качестве господствующей в классической, а потом в неоклассической экономической теории до середины 30-х гг. XX в.
В методологии А. Смита вызывает интерес его научный подход к исследованию экономических вопросов. Основной метод исследования в экономической теории А. Смита - это метод логической абстракции. Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистической системы. В теоретическом анализе А. Смит применял принцип исходнойкатегории. А. Смит считал, что, выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Адам Смит пытался построить свою систему - модель экономического мира, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость.
А. Смит стремится исследовать сущность явлений, но одновременно он анализирует конкретнуюкартину экономической жизни, описывает и систематизирует явления так, как они выступают на поверхности. Его многочисленные отступления можно в этом смысле рассматривать как фактические иллюстрации к теоретическим рассуждениям. Однако описательный метод часто захватывал А. Смита, и он оставлял свой аналитический подход. Выводы, полученные путем научного анализа, А. Смит зачастую ставил в один ряд с поверхностными обобщениями. В этом проявилась двойственностьнаучного метода А. Смита.
Для Смита политическая экономия, прежде всего, - это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли и желания людей законы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ в обществе. А. Смит рассматривает причины роста производительности труда, порядок распределения продукта между различными классами, природу и способы накопления капитала. Это позитивный, аналитический подход к исследованию экономической структуры общества. Изучается то, что есть в действительности, как и почему эта действительность развивается.
Но есть и другая сторона. По мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновывать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а также, обеспечить ему возможность добывать себе их...». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил. Это - нормативный, практический подход. Адам Смит, со свойственной ему многогранностью, очень органично соединял оба подхода к исследованию.