Экономическая мысль Древней Греции и Рима

Впервые в истории человеческой цивилизации осмысление экономической жизни на достаточно высоком абстрактно-логическом уровне началось в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Мыслители Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель первыми пытались теоретически объяснить такие экономические явления, как товарно-денежные отношения, обмен, деньги. Предметом исследования античных авторов стала микроэкономика, то есть проблемы развития частного хозяйства. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Древнеримские авторы III-I вв. до н.э. обращали внимание, главным образом, на практические и правовые проблемы экономики. В трудах Катона, Варрона, Колумеллы рассматривались вопросы организации и управления рабовладельческой виллой. Проблемы частной собственности анализировались римскими юристами. Римское право как свод законов об имущественных отношениях стало основой последующего развития права частной собственности и юридической науки в европейских странах. И хотя в античный период экономические знания были частью философских, правовых систем античных философов, их экономические воззрения стали той основой, на которой в дальнейшем развивалась экономическая наука в рамках европейской цивилизации.

3.1. Экономическая мысль Древней Греции

Расцвет древнегреческой экономической мысли приходится на IV-III вв. до н.э. Этот период характеризуется кризисом сложившейся к тому времени полисной системы. Полисы - города-государства - это особая форма социально-экономической и политической организации античного общества, где коллективу свободных граждан противостоят рабы, а также чужеземцы (метеки). Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов. В экономике преобладало мелкое и среднее (парцеллярное) земледелие и землепользование, и мелкое ремесленное производство в городах. Потребности населения в основном удовлетворялись за счет собственного производства. Возникший товарообмен между ремеслом и земледелием не мог вовлечь значительных объемов продукции, большая часть которой потреблялась внутри хозяйства. Античные социумы в это время обнаруживают весьма резкую границу между товарным и нетоварным секторами хозяйства. Поскольку экономическая устойчивость в представлении общественных деятелей и ученых связывалась с самообеспечением полиса, характерным было критическое отношение к развитию товарного производства, особенно крупного.

В условиях кризиса полисной системы, особенно актуальными были вопросы, связанные с определением направления экономического развития, исследованием преимуществ и недостатков натурального и товарного хозяйства, частного и коллективногорабовладения, поиском эффективной формы организации хозяйства. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт(ок. 430-355 гг. до н.э.) - представитель аристократических кругов афинского полиса. Занимался сельским хозяйством и литературным трудом, философ, ученик Сократа.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в его сочинении «Ойкономикос» («Домострой» или «О домашнем хозяйстве»). Работа написана в принятой тогда форме беседы Сократа и рабовладельца Критобула и фактически представляет собой руководство для ведения рабовладельческого (домашнего, индивидуального) хозяйства.

Благодаря названию этой работы впервые в научном обороте появился терминэкономика (ойкономикос (греч.) представляет сочетание слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон), т.е. наука о ведении домашнего (индивидуального) хозяйства. Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства. Таким образом, в общей сумме человеческих знаний выделялся особый предмет исследований. Его смысл в дальнейшем будет меняться, но общее направление, заданное Ксенофонтом, сохранится в течение веков.

Ксенофонт писал, что «экономия» (экономика) – это наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Богатство — это изобилие полезных вещей. Источником богатства и основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он определял как наиболее достойный вид деятельности. Ксенофонт восхвалял сельское хозяйство: земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считая их занятием, пригодным для рабов. Не включалась в разряд достойной деятельности свободного грека и торговля. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. По его мнению, разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение. «Домострой» содержит многочисленные советы рабовладельцам по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, применяя в их отношении суровые меры. Физический труд рассматривал как удел для рабов.

Ксенофонт одним из первых уделил внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и важное условие производства полезных вещей. Он впервые указал на взаимосвязь между разделением труда и размерами рынка. По его мнению, от объема рынка зависело возникновение разнообразных профессий.

Ксенофонт, прежде всего, идеолог натурального хозяйства. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в производстве потребительных стоимостей. Вместе с тем, Ксенофонт считал полезным для хозяйства развитие торговли и денежного обращения. В них он видел один из источников обогащения, советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги в качестве средства обращения и накопления сокровищ, осуждая ростовщичество.

В «Домострое» наблюдаются также элементы анализа процесса ценообразования. Всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность к обмену (меновая стоимость). «Ценность есть нечто хорошее», которое зависит от полезности вещей, умения пользоваться ими. Тем самым в понимание ценности привносится субъективный момент. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Значительное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает Платон(428-347 гг. до н.э.). Платон происходил из семьи афинской землевладельческой знати, ученый, философ. Он создал философскую систему объективного идеализма и свою философскую школу (Академию) в Афинах. Им написано много работ философского и социально-политического содержания. Проблемы экономического характера рассматривались им в сочинениях «Государство» и «Законы». В этих работах Платон создает проект нового идеального государства, наделяя его утопическими чертами.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда. В нем он видел основной принцип построения государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой человека. Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

Платон впервые высказал мысль о неизбежности деления населения государства (города) на две части: богатых и бедных. Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Это и будет справедливо. Деление на свободных и рабов Платон тоже толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) черни, состоящей из земледельцев, ремесленников, торговцев. Рабы не включаются ни в одно сословие и являются говорящим орудием труда. Первые два сословия не имеют право обладать какой-либособственностью, а их потребление должно носить коллективный характер. Собственность разрешается иметь только черни. В более поздней работе «Законы» собственность все же допускалась. Но она не должна была превышать четырехкратную стоимость земельных наделов, которыми в равной степени наделялись граждане.

Деньги у Платона должны выполнять лишь функцию средства обращения и обслуживать обмен. Необходимость обмена связывалась с естественным разделением труда. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Допускалась мелкая торговля. Однако, в целом, к торговле, особенно крупной, и к торговой прибыли Платон относился крайне отрицательно. Занятие торговлей для свободного грека он считал недостойным.

Платон категорически осуждал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен. Купцы вместе с ремесленниками и рабами должны были в идеальном государстве Платона обеспечивать удовлетворение потребностей первых двух сословий, т.е. создавался некий «аристократический коммунизм».

Провозглашая государство верховным собственником земли, которое распределяет наделы, обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарно-денежные отношения, Платон фактически воспроизводит архаические порядки олигархической Спарты и идеализирует натуральное хозяйство. Его экономические взгляды неотделимы от созданной им философской системы.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель - ученик Платона и участник его Академии, занимался педагогической и научной деятельностью. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. В 355 году он возвращается в Афины и основывает свою философскую школу (Лицей). Творчество Аристотеля весьма обширно и касается различных отраслей знаний. Экономические вопросы затрагивались им в работах «Никомахова этика», «Афинская политика», «Политика». В этих работах Аристотель впервые попытался систематизировать представления о закономерностях хозяйственного развития полиса. Он стремился найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов. В первую очередь - это сохранение натурального рабовладельческого хозяйства. Деление людей на рабов и свободных воспринималось Аристотелем как естественное. Свобода – это привилегия эллинов. Рабы - особый вид говорящих орудий труда. Рабовладельцы заняты управлением, т.к. рабы не могут руководить. В целях взаимного самосохранения действует общий закон природы - господство и подчинение. Физический труд делает даже свободного человека подобным рабу. Назначение гражданина, по мнению Аристотеля, заключается в развитии собственного интеллекта и участии в государственной жизни, вся физическая работа выполняется рабами. Труд рабов - основной источник увеличения богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию»- хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику» - хозяйство с целью обогащения. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это деятельность в рамках натурального хозяйства, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Понятие хрематистика (по-гречески «хремата» - деньги) означает искусство «делать деньги», это деятельность в сфере обращения, функционирования торгового и ростовщического капитала. Соответственно этим видам деятельности Аристотель установил два вида богатства – естественное, как совокупность потребительских стоимостей и неестественное, как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю (то есть «экономику») и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства (денежное богатство) Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику - деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Деньги, по мнению Аристотеля, - это «вещь вполне условная». Происхождение денег связывалось с развитием обмена. Аристотель доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки металла, и стали обслуживать обмен. В результате «по общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная», т.е. созданная людьми вещь для удобства торговли. Аристотель фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной.

Аристотель выступал поборником натурального хозяйства и в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение (пропорция) обмена двух товаров? Почему «два ложа обмениваются на одну колесницу»? Что стоит за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. Соизмерение товарных ценностей осуществляется искусственным приемом, с помощью денег. Но Аристотель понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относится друг к другу как соизмеримые величины. Аристотель видит в обмене уравнение товарных стоимостей (ценностей) и упорно ищет некую общую абстрактную основу этого уравнения. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости. Это обращение к сущности явлений стало проявлением высокого уровня теоретического анализа и послужило исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.

3.2. Экономическая мысль Древнего Рима

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в III-I вв. до н.э. в Древнем Риме. В это время происходит переход от мелкого парцеллярного производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа в результате концентрации земельной собственности в руках патрициев. Организация такого хозяйства усложнилась. Товарный сектор античной экономики расширился, потому что многие хозяйства были тесно связаны с рынком и имели возможность удовлетворять городской спрос, расширяя производство товарной продукции. Вопросы рациональной организации хозяйства рабовладельческой латифундии становятся особенно актуальными, как и проблемы повышения эффективности подневольного рабского труда.

Работ, исследовавших аграрные проблемы в то время, было достаточно много. Можно выделить трактат «О земледелии», написанный Марком Порцием Катоном (234-149 гг. до н.э.). Фактически этот трактат представляет собой руководство для хозяина среднего поместья. В нем Катон рекомендует «меньше проживать, больше наживать» и «продавать вообще все лишнее», хотя он был сторонником самообеспеченности хозяйства. Более того, он советует выделять самые доходные отрасли - отрасли специализации хозяйства. Так, на пригородных виллах он рекомендует возделывать виноград. Доход Катон стремился обеспечить за счет рабов, уделяя много внимания в своей работе организации их труда. Он требовал предельной загрузки и строгой регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон рекомендовал изнурять их трудом, поддерживать между ними ссоры. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен был хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, эффективность хозяйства ставилась Катоном в зависимость от целого ряда факторов, одним из которых была эффективность управленческого труда.

Проблема доходности хозяйства неизбежно влекла за собой проблему калькуляции издержек и оптимального соотношения используемых в производстве ресурсов. Он детально перечисляет необходимые в хозяйстве набор инструментов и предметов домашней утвари, вплоть до одежды рабов. Для получения высокой прибыли Катон советует «спокойно выжидать высоких цен». Все советы Катона нацелены на обеспечение рентабельности рабовладельческой виллы, которую он определял рациональной организацией производства.

Другим известным экономистом-аграрником в Древнем Риме был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). До нас дошел его трактат «О сельском хозяйстве». Варрон, как и Катон, также посвящает свой трактат проблемам организации рабовладельческого труда и повышения его доходности. В качестве основного принципа отбора оптимального хозяйства, по Варрону, является качество самой земли. «Главное, - считает он, - знать, какова земля и для чего она хороша или не хороша».

Облик поместья у Варрона определяет агрокультура, а не размеры угодий и специализация, как полагал Катон. В отличие от Катона, Варрон признавал зависимость эффективности рабовладельческого хозяйства не только от его внутренней организации, но и от местоположения рынка. Имения будут доходными, если по соседству есть места, куда удобно вывозить и продавать продукцию и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства. В силу того, что трактат Варрона был написан уже после восстания под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.), автор призывает приспосабливаться и применять более гибкие меры принуждения по отношению к рабам, предоставлять им некоторые льготы. На крупных сельхозработах Варрон рекомендует использовать труд наемных рабочих, понимая преимущество наемного труда по сравнению даже со смягченными формами рабства.

В I в. до н.э. в организации рабовладельческого хозяйства наметились существенные изменения, в частности обозначился переход к применению труда колонов в земледелии. Труд колонов был производительнее труда раба. Перемены в организации сельскохозяйственного производства нашли прямое отражение в экономической мысли того времени.

Кризис рабовладения отразил в своем обширном трактате «О сельском хозяйстве» Юний Модерат Колумелла (I в. н.э). Он рисует картины крайнего упадка рабовладельческих латифундий и предлагает целую систему мероприятий для их перестройки. Колумелла ведетспор с теми, кто придает слишком большое значение площади или естественному плодородию земельного участка. По существу, Колумелла первым поставил проблему интенсивного пути развития хозяйства. Колумелла разработал систему искусственного удобрения почвы и предлагал не скупиться на проведение агротехнических опытов. Он предлагает реорганизацию рабского труда путем их специализации и считает, что «не стоит жалеть 8 тыс. сестерциев за опытного раба-виноградаря». Однако рабство переживало кризис, и уже никакие рецепты спасения существующей системы хозяйствования не могли сохранить его. Осознавая трудности перестройки, он сам, в конечном итоге, предложил сдавать землю в аренду свободным колонам. У колонов было больше стимулов работать производительнее. Процесс феодализации экономики Древнего Рима в I-III вв. до н.э. углублялся и продолжался вплоть до V века, когда Римская империя пала под натиском варваров.

Итак, рассмотрение экономических воззрений античных авторов показывает, что все они стремились увековечить естественное для их эпохи рабство. Вместе с тем древние мыслители в своих экскурсах в область товарного производства и обращения обнаруживают гениальность и оригинальность, в силу чего их взгляды исторически образуют теоретические исходные пункты последующих экономических исследований.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является предметом истории экономических учений? Какова основная проблема, которая исследуется в экономической науке?

2. Почему существует многообразие теорий? Существуют ли абсолютно верные экономические теории?

3. Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика?

4. Каково отношение древневосточных авторов к частной собственности и социальному неравенству? Каковы способы обеспечения социальной стабильности согласно законам и учениям древневосточных авторов?

5. Какие функции возлагались на государство согласно древневосточным документам?

6. Какова связь предмета экономической мысли античного общества с социально-экономическим развитием того периода?

7. Приведите примеры теоретического подхода древнегреческих мыслителей к экономическим проблемам. В чем состоит понимание богатства, разделения труда, товара и денег у древнегреческих авторов?

8. Какие проблемы рассматривали древнеримские авторы? Каковы их рекомендации по организации частного хозяйства?

Тестовые задания

1. Какое утверждение неверно? Законы Хаммурапи были направлены:

а) на ограничение ссудного процента;

б) на ограничение долгового рабства;

в) на устранение социального неравенства;

г) на сохранение социальной стабильности в обществе.

2. Согласно взглядам Конфуция для стабильности и благосостояния общества необходимо:

а) устранить сословное деление;

б) стремиться к самосовершенствованию и уважению других;

в) развивать торговлю и накопление денежного богатства;

г) строго следовать законам и правилам.

3. Кому принадлежит утверждение: «Земледелие имеет преимущество перед ремеслом и торговлей. Оно обеспечивает всем необходимым и учит справедливости, так как дает больше тому, кто усерднее трудится»:

а) Ксенофонт; б) Платон; в) Аристотель;

г) Варрон; д) Катон; е) Колумелла.

4. Кому принадлежит точка зрения о делении всей хозяйственной деятельности на экономику и хрематистику:

а) Ксенофонт; б) Платон; в) Аристотель;

г) Варрон; д) Катон; е) Колумелла.

5. Что характерно для экономических взглядов Аристотеля:

а) сторонник развития торговли как источника богатства;

б) критиковал применение труда рабов;

в) считал земледелие и ремесло источником создания богатства;

г) считал накопление денег основной формой богатства;

д) отрицал необходимость денежного обращения.

6. Этот римский автор рекомендует производить все в рамках своего хозяйства; выделять самые доходные отрасли для специализации. Для получения прибыли рекомендует выжидать высоких цен:

а) Катон; б) Варрон; в) Колумелла; г) все авторы.

7. Кто из римских авторов рассматривал проблему интенсивного ведения хозяйства и предложил сдавать земли в аренду колонам вместо труда рабов:

а) Варрон; б) Колумелла; в) Катон; г) все авторы.

Литература

1. Артхашастра. М., 1993

2. Древнекитайская философия. Сб. текстов. В 2-х т. М.: Мысль, 1971-1973

3. Аристотель. Никомахова этика. Политика. Соч. В 4-х т. М., 1975-1983. Т4

4. Платон. Государство. Законы. Соч. Т. 3, 5. М.: Мысль. 1971-1972.

5. Ксенофонт. Домострой. //Воспоминания о Сократе. М., 1993

6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х ч. М.: Высш. шк., 1980

7. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 271.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Наши рекомендации