Европейский союз: цели, механизмы и итоги деятельности в области торговой политики, сельского хозяйства и формирования валютного союза.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире.
Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.
Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.
Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.
12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):
– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);
– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.
Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями. 1 ЕС прошел путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического союза 25 государств.
2 институциональная структура ЕС приближена к структуре государства и включает следующие органы: европейский совет, совет министров, комиссия ЕС (КЕС), Суд ЕС, Экономический и социальный комитет.
3 материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сформировалась за счет общего бюджета ЕС.
Торговля
В 1958 – 1968 гг. был образован таможенный союз были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. Сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.
Валютный союз
Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами:
Для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилизация
Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности
Европа стремиться стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на котором основана Ямайская валютная система; противостоять конкуренции со стороны Японии.
На основе «плана» Делора» к декабрю 1991 г. Был выработан Маастрихтский договор об образовании европейского политического, экономического и валютного союза, которая предусматривала несколько этапов:
Первый этап (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.)
Устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри ЕС, а также между ним и третьими странами
Обеспечение сближения показателей экономического развития стран ЕС
Второй этап (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.)
Учреждение Европейского валютного института (ЕВИ)
Принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах
Принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов
Утверждение законов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом
Требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (бюджетный дефицит – не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития, госдолга не выше 60% ВВП)
Третий этап (1999-2002 гг.)
С 1 января 1999 г. Фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран участниц зоны евро, а евро стала их общей валютой. С 1 июля 2002 г. – изъятие из обращения национальных валют и полный переход к евро.
Начали свою деятельность Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)
Условия конвергенции: госдолг 60% ВВП, дефицит госбюджета 3% ВВП, уровень инфляции (не более 1,5 процент пунктов среднего уровня трех стран членов ЕС, достигший наилучших результатов в сфере стабильности цен), процентная ставка (не более 2 п.п. среднего уровня трех стран членов ЕС, достигший наилучших результатов в сфере стабильности цен). Еврозона -16 (не входят из числа западноевропейских стран-членов ЕС - Великобритания, Дания, Швеция).
Сельское хозяйство
Цели аграрной политики ЕС:
Повышение эффективности с/х путем содействия НТП
Обеспечить справедливый уровень доходов в секторе с/х
Добиться стабилизации аграрного рынка
Гарантировать самообеспеченности С/Х продукцией
Обеспечить население продукцией по справедливым ценам
Брюссельские соглашения:
Ввести единую аграрную политику
Единый с/х рынок
Цены – выше мировых
Структурная политика для создания рентабельного хозяйства
Создание фонда финансирования
Единая торговая политика
В основе механизма аграрной интеграции лежат несколько базовых элементов; ответственность органов ЕС за проведение совместной политики, единые цены на основные сельскохозяйственные продукты, свобода внутризоновой торговли, а также взаимные преференции членов ЕС, единое финансирование отрасли, общие правила внешней торговли и таможенный барьер против третьих стран.
Искусственное вытеснение внешних конкурентов и высокие внутренние цены заметно стимулировали рост производства ряда продуктов и образования излишков. Самообеспеченность ЕС по зерновым, сахару, яйцам, сыру, животному маслу поднялись выше 100%. Ликвидировать эти излишки путем обычного экспорта весьма затруднительно из-за их низкой конкурентоспособности.
Роль «насоса» для откачки этих излишков с рынка Союза с 1962 г. Выполняет Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Фонд расходуется на 1/5 на цели «ориентации», т.е. на различные меры по повышению рентабельности аграрного производства. Большая часть средств (почти 4/5) идет на гарантирование, т.е. на субсидирование фермерам продукции и оплату экспорта «излишков» в третьи страны.