Факторы производства фирмы и факторные рынки. Производный характер спроса на факторы производства. Выбор оптимальной комбинации ресурсов фирмы с целью минимизации издержек производства.
Ресурсы, необходимые фирме для производства определенного вида продукции, называются факторами производства.К основным факторам производства относятся земля, капитал, труд, предпринимательские способности, знания. Они играют важную роль в результативности работы каждой фирмы. От их рационального использования зависят издержки производства фирмы и, соответственно, цены на продукцию, а также доход и прибыль фирмы.
Комбинация (сочетание) факторов производства определяется технологией (способом) производства. Фирма стремится выбрать технологию производства, которая обеспечит выпуск продукции с минимальными издержками.
Когда выбрана технология и известна комбинация факторов производства, фирма приобретает их на факторных рынках. Важнейшими факторными рынками являются рынок земли, капитала, труда (рабочей силы), знаний.
Как и на любом рынке, на рынках факторов производства формируется рыночный спрос, рыночное предложение и рыночная цена. Однако факторные рынки имеют и свои особенности. Предложение факторов производства определяется издержками на их производство (MRC), а спрос (объем или величина спроса) – их предельной производительностью (MRP), т. е. предельным доходом, который приносит каждый дополнительный фактор производства.
Отдельная фирма в своей деятельности руководствуется правилом использования отдельного фактора производства (ресурса):
MRP = MRC, (1)
где MRP – предельный доход фактора производства; MRC– предельные издержки на приобретение этого фактора производства.
Это правило означает: фирма будет наращивать ресурс до тех пор, пока предельный доход, приносимый этим ресурсом, не сравняется с предельными издержками на его приобретение. Если учитывать, что факторные рынки являются рынками чистой конкуренции, то
MRC = Рr, (2)
где MRC – предельные издержки на приобретение фактора производства; Рr – цена этого фактора производства на рынке.
Таким образом, формула (1) для конкурентного рынка отдельного фактора производства (ресурса) принимает вид
MRP = Рr. (3)
Правило использования отдельного фактора производства (ресурса) определяет выбор фирмой оптимального объема применяемого ресурса, что может быть проиллюстрировано графически (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Выбор фирмой оптимального объема отдельного ресурса
На рис. 5.1 кривая спроса фирмы на отдельный ресурс (Dr) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой предельной доходности данного ресурса (MRP) и имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности ресурса. Кривая предложения ресурса на конкурентном рынке имеет вид горизонтальной линии, так как ресурс продается при любом количестве по одной и той же цене (Рr = MRC). Точка Е – точка пересечения кривой спроса фирмы на ресурс и горизонтальной линии предложения ресурса – показывает оптимальный объем (QЕ) применяемого фирмой отдельного ресурса.
Спрос на ресурс может обладать разной ценовой эластичностью,под которой понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цены. Ценовая эластичность спроса на ресурс определяет степень наклона кривой спроса и зависит от следующих основных факторов:
1) ценовой эластичности спроса на готовый товар фирмы. Чем выше эластичность спроса на готовый товар, тем более эластичный спрос на ресурс, используемый для его производства;
2) доли ресурса в общих издержках производства;
3) степени взаимозаменяемости ресурсов;
4) эластичности предложения других ресурсов.
Основной принцип ценовой эластичности спроса на отдельный ресурс: чем легче замещается какой-либо ресурс, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.
Ценовая эластичность спроса на ресурс вызывает изменения в объеме спросана него и приводит к движению вдоль кривой спроса.
Кроме цены данного ресурса, на спрос на отдельный ресурс влияют и другие факторы, которые называются неценовыми детерминантами спроса на ресурс:
1) изменения в спросе на готовый продукт (товар фирмы). Это определяет одну из главных особенностей факторных рынков – их производный(зависимый)характер. Спрос на каждый отдельный ресурс, используемый фирмой при производстве товара, зависит (является производным) от спроса потребителей данного товара. Чем больше спрос на товар, тем больше спрос и на факторы производства данного товара, и наоборот;
2) изменения производительности данного фактора производства. Чем более производителен, результативен данный фактор производства, тем выше спрос на него, и наоборот;
3) изменения цен на другие ресурсы (ресурсозаменители и взаимодополняемые ресурсы).
Действие неценовых детерминант приводит к сдвигу кривой спроса (D1) отдельной фирмы на фактор производства вправо вверх (D2) при росте спроса или влево вниз (D3) при уменьшении спроса (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Изменение спроса фирмы на отдельный ресурс
В своей деятельности фирма использует не один, а множество ресурсов (факторов производства), комбинация которых определяется выбранной технологией производства. Поэтому задачей фирмы является выбор оптимальной комбинации (оптимального сочетания) ресурсов, самой экономически эффективной технологии производства, которая обеспечит производство заданного объема производства с наименьшими издержками. Решение этой задачи достигается при выполнении правила достижения равной отдачи каждого применяемого фирмой ресурса:
, (4)
где MRPL – предельный доход фактора труда; MRPL – предельный доход фактора капитала; MRPi – предельный доход других факторов производства; PL – цена фактора труда; PC – цена фактора капитала; Pi – цены других факторов производства.