Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки и значение модели чистой конкуренции в экономической теории.
Конкуренция является необходимым элементом рыночной экономики, одним из основных свойств рынка. Конкуренция(от лат.concurrere – сталкиваться)–этосоперничество между участниками рыночного хозяйства за реализацию своих экономических интересов. Борьба всех против всех: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями. Цель конкуренции– вытеснить конкурентов с рынка и упрочить свое положение, расширить свою долю на рынке, максимизировать прибыль.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами.
По форме конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. Такой вид конкуренции называют предметной, или межфирменной.Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары, удовлетворяющие различные потребности, т. е. идет борьба за платежеспособный спрос населения и потребности производства. Этот вид конкурентной борьбы называют функциональным.
По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценоваяконкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступает повышение или понижение цены. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий и экономии на издержках производства.
Неценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступают неэкономические методы: повышение качества продукции, сервисное обслуживание, маркетинг и т. д. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, безопасность, эргономические и эстетические показатели. Все большую роль в конкурентной борьбе занимает надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность (имидж). Важными инструмента-ми неценовой конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
В зависимости от типа конкурентной среды на рынке различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция характеризуется пятью основными признаками:
- множество покупателей и продавцов, причем ни один из них не может существенно повлиять на спрос или предложение товара на рынке;
- для продажи предлагаются однородные товары и услуги;
- ни один из покупателей или продавцов не обладает информацией о данном рынке больше, чем остальные, не может осуществлять контроль за ценой и объемами купли-продажи, что, в свою очередь, создает условия для их постоянного колебания;
- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
Совершенная конкуренция – это редкое явление в развитых странах. Примерами рынков совершенной конкуренции могут выступать рынок сельскохозяйственных продуктов, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Остальные рынки не отвечают вышеизложенным признакам и могут быть определены как рынки несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция определяется как рынок, на котором либо покупатели, либо продавцы имеют возможность воздействовать на рыночную цену.
Поведение производителя в условиях рынка совершенной конкуренции. Спрос на товар конкурентной фирмы. Определение максимальной прибыли методом сравнения валового дохода и валовых издержек. Принцип максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизмов имеет важное аналитическое значение для выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
Таблица 20.1. Рыночные структуры
Модель рынка | Число фирм и их размеры | Условие вступления в отрасль и выхода из нее | Тип продукции | Контроль над ценой | Формы конкуренции | Доступность информации |
1.Совершенная конкуренция 1.1. Чистая конкуренция | Множество мелких фирм | Очень легко, никаких затруднений | Однородная, стандартизированная | Отсутствует | Ценовая | Равный доступ ко всем видам информации |
2. Несовершен-ная конкурен-ция | ||||||
2.1. Монополистическая конкуренция | Относительно много небольших фирм | Сравнительно легкое, имеются отдельные препятствия | Разнородная, дифференциро-ванная | Имеется контроль в узких рамках | Ценовая. Неценовая: дифференциация продукта, реклама, торговые знаки, торговые марки,. | Сравнительно незначительные ограничения |
2.2. Олигополия | Число фирм невелико, как правило, средние и крупные фирмы | Наличие существенных препятствий | Разнородная или однородная | Ограни- ченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре) | Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама. | Существенные ограничения |
2.3. Монополия | Одна фирма | Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка | Уникальная, не имеющая заменителей | Значительный либо полный | Неценовая: связи с общественными организациями | От некоторых ограничений до полной информационной блокады |
Рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции характерен целый ряд уже знакомых нам признаков. Прежде всего речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизованная, однородная продукция.