Многообразие видов рынков и их классификация по различным критериям.
К наиболее общей классификации относится следующая классификация рынков:
Рынки индивидуальных потребителей (потребительский рынок).
Рынки предприятий.
^ Потребительский рынок- отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Задача деятеля рынка понять покупательское поведение. Для этого необходимо изучить:
характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них;
процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
Рынки предприятийимеют следующие виды:
1) рынок товаров промышленного назначения;
рынок промежуточных продавцов;
рынок государственных учреждений
^ Рынок товаров промышленного назначения- совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другими потребителями.
Рынок товаров промышленного назначения обладает определенными характеристиками:
1) на нем меньше покупателей;
эти немногочисленные покупатели крупнее;
эти покупатели сконцентрированы географически;
спрос на товары промышленного назначения определяется спросим
на товары широкого потребления;
спрос на товары промышленного назначения неэластичен;
спрос на товары промышленного назначения резко меняется;
7) покупатели товаров промышленного назначения - профессионалы.
^ Рынок промежуточных продавцов- совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
^ Рынок государственных учрежденийсоставляют организации Федерального правительства, правительства областей и местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функций.
^ Классификация рынков по критериямприведена в таблице 2.2
Маркетологи, проводящие предварительное исследование рынка с целью определения целевого рынка, должны руководствоваться определенными критериями, позволяющими реально оценить достоинства и недостатки того или иного рынка.
Примерами таких критериев могут быть:
платежеспособность потенциальных покупателей (прожиточный минимум, средняя заработная плата, ставки налогообложения);
сложившийся на рынке уровень цен на аналогичную продукцию, их динамика, диапазон сезонных колебаний, реакция покупателей на изменение цен и др.;
наличие оптовых торговцев с развитой системой оборудованных складов;
существование сетей розничной торговли;
организация сервиса;
условия реализации продукции (предоплата, продажа в кредит и др.).
Таблица 2.2 Классификация рынков
Критерии | Классификация (название рынков) |
По использованию товара | Потребительский рынок (рынок предприятия, отраслевой рынок) |
По поведению покупателя | Удобный (активный), специальный (с особенностями), рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения |
По физическим свойствам товара | Рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования |
По общественному отношению | Рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости |
По демографическому признаку | Рынки по возрасту (полу), размерам семьи (профессии), образованию (семейному циклу), социальным классам, рынок по региональному признаку, рынок по национальному признаку. |
По географическому признаку | Региональный, национальный, рынок развитых индустриальных стран, рынок развивающихся государств |
По видам сырья | Товарные рынки |
Могут быть и другие критерии, учет которых позволит сделать вывод о целесообразности работы на том или ином рынке.
Целесообразность работы на том или ином рынке можно определить, сравнивая рыночные позиции каждого рынка, которые определяются с помощью балльного метода. Пример рыночных позиций приведен в таблице 2.3.
Выбор целевого рынка предполагает выявление реального потребительского спроса на продукцию с обязательным учетом динамики этой потребности в перспективе.
^ Целевой рынок- это некая совокупность (сообщество) потенциальных потребителей (юридических или физических лиц). Особенностью является то, что они обладают достаточно схожими потребностями при намерении приобрести ту или иную продукцию.