На каком рынке действует монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция— это конкуренция с элемен­том монополизма, связанная со стремлением достичь уникально­сти продукции. Признаки рынка монополистической конкурен­ции:

1) ориентация на разброс вкусов потребителей, поэтому такой рынок называют рынком дифференцированного продукта;

2) множество функционирующих фирм, что делает невозмож­ным сговор между ними по поводу сокращения производства и взвинчивания цен;

3) отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Не­большие фирмы, характерные для этого рынка, не способны их обеспечить;

4) продавец в своих решениях относительно цены и объема производства в малой степени считается с возможной реакцией конкурентов, так как каждый из них, выпуская различные това­ры, не способен переманить его покупателей.

Как налоги выполняют функцию регулятора экономики?

Для придания экономическому росту устойчивого характера государство должно помочь рынку устранить сложившиеся диспропорции. Налоги рассматриваются в данной парадигме как главный инструмент решения этой задачи, в частности как инструмент антициклической политики. По Дж. М. Кейнсу во время спада налоги должны снижаться для стимулирования производства, а во время подъема — возрастать, чтобы сдерживать инвести­ционный процесс и оберегать экономику от нарастания диспро­порций.

В монетаристской концепции главенствующим экономическим рычагом является денежная политика, налоги же как регулятор выступают на вторых ролях. Теория предложения, являясь идеологией стимулирования экономики через поощрение продавцов, ре­комендует облегчать налоговое бремя, особенно для малого биз­неса и для тех, кто выпускает товары, в наибольшей степени от­вечающих интересам общества.

Налоги всегда активно используются для поощрения инвестиционного процесса, особенно если он сопровождается обновлением капитала на основе достижений научно-технического прогресса. Подобная политика содействует переходу на более высокую сту­пень конкурентоспособности экономики.

Для достижения более высокого уровня качества экономического роста предоставляются налоговые льготы для тех, кто инвестирует в передовые технологии. Налоговые ограничения могут тормозить развитие неперспективного или нежелательного для обще­ства производства. Селективное применение разного уровня налоговых ставок для различного вида производства становится инструментом активной структурной политики государства.

Налоговый регулятор может лишь усилить позитивные тенденции в экономике и ослабить процессы, тормозящие экономи­ческий рост. Чрезмерное увлечение налоговым регулированием опасно ущемлением рыночного механизма, обеспечивающего свободный перелив ресурсов: рынок может деформироваться и потерять свою эффективность. Главным регулятором хозяйст­венных пропорций в рыночной экономике должен оставаться рынок. Налоги же могут выступать только как корректор хозяйственных пропорций.

Экзаменационный билет № 22

Что представляет собой олигополия и каковы ее признаки?

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ»…

*Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

*Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

*Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

*Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

*Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

*В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Наши рекомендации