Монополизация в экономической системе
В современных условиях свободное рыночное соперничество – редкое явление. Например, в западных странах его можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрепления производства, за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияние мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием НТП.
Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.
1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
1.1. Монополия – объединение предприятий, продающих определенные товары множеству покупателей (т.е. единственный продавец и множество покупателей).
1.2. Монопсония – хозяйственное объединение предприятий, скупающих какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
2.1. Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствии каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.
2.2. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений.
3.1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.
3.2. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XIX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:
• Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.
• Авторские права – закрепляют исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами.
• Товарные знаки – закрепляют исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.
Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработки антимонопольного законодательства.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Среди законов следует отметить закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), закон Робинса-Пэтмэна (1936 г.), закон Селлера-Кефовера (1950 г.) и другие. Все законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции заканчивались наказанием нарушителей законов.
Вывод по теме: Современное процветание монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «конкуренция»? Какие виды конкуренции Вы знаете?
2. Как государство осуществляет регулирование недобросовестной конкуренции? Какие законы регулируют данную сферу бизнес сообщества?
[21, гл. 5; 22, гл. 6; 24, гл. 9,10.]