Реальный доход (RI) – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных походов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи – трансфертные платежи. За счет этих источников осуществляется пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
1) выплат по государственному страхованию;
2) банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
3) процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
4) доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
5) выигрышей по лотереям;
6) временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
7) выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Налогообложение населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, налоги на наследство, сельскохозяйственный налог, налог на малосемейных граждан, налоги с продажи и др.
Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов оценивается как показатели экономического благосостояния, которое имеет количественную и качественную определенность. Количественной характеристикой благосостояния является уровень жизни – категория, ориентированная на такую оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей (питание, одежда, жилище, услуги и т.п.), которая поддается прямому количественному измерению в денежных или натуральных единицах. Сюда иногда включаются и качественные характеристики, тесно связанные с количественными (поскольку количество, как известно, на определенной ступени роста имеет свойство переходить в качество, в результате чего создается качественно новое состояние объекта).
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп.
1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.
Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВВП на душу населения, национальный доход на душу населения, объем потребления на душу населения и др. Основная сложность сопоставления уровней жизни через информационные показатели связана с трудностью адекватного сопоставления национальных валют.
Недостаточность количественных оценок условий жизни посредством экономического подхода, сводимых в категорию уровня жизни, вызвала появление категории качества жизни.
Качество жизни – это оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, которая не поддается количественному измерению, а требует сложной косвенной квантификации (количественной оценки) по различным квалиметрическим (определяющим качество) шкалам.
Сюда относятся: оценки содержательности труда и досуга, удовлетворенности тем и другим, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания и условий приема пищи, жилья, жилой и окружающей среды вообще, функционирования социальных институтов, качественного уровня удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, общественно-политической активности и т.п.
Для оценки устойчивого развития используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком (Mahbub ul Haq) и используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
При подсчете ИРЧП учитываются три вида показателей:
средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) – оценивает долголетие.
уровень грамотности взрослого населения страны (2/3) и совокупная доля учащихся (1/3).
уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
Альтернативным индексом является Индекс бедности, который разработан ООН для оценки качества жизни населения. Рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения.
Индекс ИРЧП меньше 0,5 принято назвать «низким развитием». Индекс ИРЧП больше 0,8 принято назвать «высоким развитием».
В 2006 г. Россия занимала 65 место в списке с индексом ИРЧП = 0,797. Индекс стал падать с началом 90-х гг. из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1990 г. Россия занимала 34 место, в 1992 – 52 место, 1995 – 114, в 2005 – 62, 2009 – 73. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Первое место по данному показателю в 2009 г. принадлежит Норвегии (табл. 5).
Таблица 5