Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему.
Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.
Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:
фискальная (бюджетная), т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госаппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и т.д.), либо они не достаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и т.д.). При помощи фискальной функции образуются фонды денежных средств государства и тем самым создаются материальные основы его функционирования;
контрольная–обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах;
распределительная– посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народно-хозяйственных проблем как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексно-целевых программ развития (научно-технических, экономических и т.д.). С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя эту прибыль на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д.;
регулирующая – через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в том числе на производственные процессы.
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом и остающиеся актуальными сегодня, как то:
1) справедливость и равенство налогообложения;
2) эффективность налогообложения;
3) простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
всеобщность– охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
стабильность– устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
равнонапряженность (платежеспособность)– взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогопла- тельщиков ставкам (в доле от дохода и прибыли), чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
обязательность– принудительность налога, неизбежность его выплаты;
социальная справедливость– установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Налоговая ставка – это размер налога на единицу обложения.
Существует три вида ставок:
прогрессивная – чем выше доход, тем выше ставка;
регрессивная – чем больше доход, тем ниже ставка;
пропорциональная – одна и та же ставка независимо от величины дохода.
Налоговая ставка может иметь различные формы:
фиксированная (твердая);
ставка суммы на единицу обложения;
долевая ставка (идет в %).
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, можно провести группировку видов налогов (табл. 3), при этом один и тот же налог может обладать характеристиками различных видов.
Таблица 3
Виды налогов
Признак в основе классификации | Виды налогов |
По субъектам налогообложения | Налог с юридических лиц, налог с физических лиц, другая категория плательщиков, на которых возложена обязанность уплачивать налоги |
По объектам налогообложения | Налоги доходности (налог на прибыль, налог на доход физ. лиц), имущественные налоги (налог на имущество физ. лиц, юр. лиц, транспорт), налоги рентных отношений (природные ресурсы) |
По источникам уплаты налогов: характеризует источник уплаты налогов, т.е. за счет чего уплачивается налог | Выручка от реализации, себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
По механизму формирования | Прямые и косвенные налоги. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налога на потребителей. Сам критерий предполагает, что оптимальным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль). Окончательным плательщиком косвенного налога выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене (НДС и акцизы) |
По уровням | Федеральные, региональные, местные налоги. При этом федеральные и региональные считаются государственными налогами, так как они устанавливаются решением высшего представительского органа государства и могут поступать в различные бюджеты, местные налоги всегда поступают в местный бюджет |
По способам взимания | Кадастровый (размер взимаемого налога устанавливается на основе специального реестра (кадастра), содержащего классификацию объекта налогов по каким-либо признакам. Например, налог на землю, транспортный налог. На основе декларации (т.е. отчета налогоплательщиков о полученном доходе, предоставляемом налоговой службе). При этом способе налоги взимаются после получения дохода. У источника выплаты (при этом способе налог взимается до получения дохода) налог начисляется и выплачивается в бюджет тем предприятием, на котором образуется доход (подоходный налог) |
В зависимости от органов, контролирующих правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет | Это налоговый контроль за поступлением, который осуществляется органами гос. налог. службы (органами ФНС), налоговый контроль органов государственного таможенного комитета (таможенные пошлины); взносы во внебюджетные фонды (они контролируются самими фондами как самостоятельно, так и совместно с органами гос. налоговой службы) |
По предназначению | Общие, которые обезличиваются в доходной части бюджета; специальные, имеющие определенное предназначение |
По срокам уплаты | При получении права на занятие определенным видом деятельности; ежедекадные налоги; ежемесячные; ежеквартальные, ежегодные |
По предоставляемым льготам | Налоги, предполагающие необлагаемый минимум (например, в налоге на доходы физических лиц он предоставляется в форме налоговых вычетов); предполагающие льготу – полное освобождение от налогов; понижение налоговых ставок (например – НДС); уменьшение объекта налогообложения; предполагающие отсрочку и рассрочку уплаты налогов |
По признаку соотношения между ставкой налога и доходом | Прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги |
Налоги призваны всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, учитывать экономические интересы регионов, они должны быть сопоставимыми с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой. Главное требование к налогам – стабильность в течение достаточно продолжительного времени, чтобы предприниматели могли прогнозировать доходы и их распределение на перспективу.
Вопросы для обсуждения
1. Что вы понимаете под финансами и финансовой системой?
2. Что такое государственный бюджет?
3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?
4. Объясните в чем отличие расходов Правительства РФ от правительства местных органов власти.
5. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая сейчас используется в большинстве стран со смешанной экономикой?
6. Что включает в себя понятие фискальная и налоговая политика?
7. Каковы функции налогов?
8. Объясните, что означает понятия «уклонение от уплаты налогов». Будет ли использование такого уклонения преследоваться по закону в судебном порядке?
9. Перечислите основные налоги в России согласно Налоговому кодексу РФ.
Литература
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2008.
2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.
3. Вахрин П.И. Бюджетная система России: учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
5. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2005.
6. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина. Киров: «АСА», 2007.
7. Налоги: учеб. пособие / под ред. Д.Г. Черника. М.: Юнити, 2001.
8. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. М.: ИНФРА-М, 2008.
9. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. М: Юнити, 2003.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. М.: Норма, 2009.
11. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2009.
12. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2009.
13. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2007.
Тема 15. ДЕНЬГИ.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОТИКА
ГОСУДАРСТВА