Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Нельзя не оговориться, что равновесная цена устанавливается сразу и не всегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, неуравновешенным ценам. В этих случаях возможны либо избыток, либо дефицит товара.
Цена равна 4 ед. тогда предложение равно 4 шт., а спрос при данной цене равен 1 ед., т.е. предложение выше спроса. Излишек товара. Трудности сбыта товаров подтолкнут производителей снизить цену, и она постепенно опуститься до равновесной.
Если цена равна 1,5 ед., тогда предложение меньше (1,5 шт.) чем спрос – 4 шт. То есть возникает дефицит товара и усиливается конкуренция между покупателями, и цена на данный товар поднимается. Производители получают стимул к увеличению производства данного товара. Предложение растет, спрос снижается, так как число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Эти процессы продолжаются, пока дефицит не исчезнет и предложение, спрос и цена не придут к равновесному уровню.
На основании этого анализа можно установить четыре правила спроса и предложения:
увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений cпроca и предложения.
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Итак, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Важно подчеркнуть, что при равновесной цене устанавливается равенство не покупок и продаж, а количество товаров, в пределах которых потребители намерены делать покупки, а производители намерены поставлять товар на рынок. И все равно это будет лишь частичное равновесие на единичном рынке. Связано это с тем, что цены на рынке находятся во взаимосвязанном постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе на товары. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в совокупности и в определенный момент. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
В состоянии равновесия (общего или частичного) происходит совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект не имеет стимулов к изменению своего экономического положения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия: уровень цен, технологии, ожидания и предпочтения производителей или потребителей, ставка налога и т.п.