Осн инструменты денежно-кредитной системы и их хар-ка.
Эффективность денежно-кредитной политики зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являют-ся изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.
Изменение учетной ставки старейший метод денежно кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка (ЦБ) предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочим финансо-вым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предостав-ленные средства ЦБ взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой.
Изменения норм обязательных резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже ЦБ государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Наряду с косвенными инструментами могут приме-няться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Контроль по отдельным видам кредитов это установле-ние предельных лимитов по учету векселей для отдель-ных банков и т.д.
57. Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные.
Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые,
косвенные.
Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. Заключения контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др.
Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью системы адм. мер осущ. гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов .
роста. С этой целью исп.:
•бюджетная и фискальная политика;
•денежно-кредитная политика;
•программирование;
•прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенного воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма. Высшей формой гос. рег. явл. программирование, прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли (в том числе аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и т. д.
Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурнойперестройке, приватизации, послекризисной стабилизации эк-ки. Среди методов прямого ГРЭ преобладают разл. формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов явл. достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых секторов эк-ки и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по 2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или субсидирование предприятий негос. сектора. Гос-во реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохр., охрана окр. среды. Гос-во оказывает также прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя гос. гарантии под внешние кредиты. Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод. К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.