Огр-ть производственных ресурсов и пути её преодоления.

Ресурсы – природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.

Ресурсы, выступая в роли факторов производства, обладают возможностью удовлетворять потребности людей. Все виды экономических ресурсов, находятся в распоряжении человека в целом, отдельных стран, предприятий, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их недостаточно для удовлетворения всех человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности. Ограни-ченность ресурсов вынуждает делать выбор м/у относи-тельно редкими ресурсами. Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других.

Общество стремится использовать свои редкие ресур-сы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведённых из ограниченного числа ресурсов. По закону возрастающих издержек для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей количества других товаров.

24.Произв-ые возможности экономики и экономический выбор
В экономике действуют три субъекта: 1.Продавец (производитель);2.Покупатель (потребитель);3.Общество.Перед каждым из экономических субъектов стоит проблема выбора.Потребителю необходимо максимально удовлетворить потребности при ограниченном доходе.Производителю необходимо получить прибыль при эффективной комбинации факторов производства.Правительство ставит перед собой задачу максимального удовлетворения общественных потребностей.Экономический аспект проблемы выбора заключается в определении, какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечивает максимум доходности.Моделью решения этой экономической проблемы является график производственных возможностей. (рисунок)М стремится к кривой производственных возможностей.
Чтобы увеличить производство товара А нужно сократить производство товара В и наоборот. АВ - не предел возможностей. Производитель сам решает что производить А или В товар. Но если полностью отказаться от производства А или В, то производство будет убыточным. Издержки упущенных возможностей теряются.
Кривая производственных возможностей отражает отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов при планах использования ограниченных производственных ресурсов.
Для решения проблемы выбора необходимо рассмотреть альтернативные (временные) издержки. Так экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара. Такие издержки называются временными, альтернативными или издержками упущенных возможностей.
Закон возрастающих временных издержек гласит: Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта.Форма кривой производственных возможностей отражает фундаментальный закон экономики ограниченных ресурсов. По мере максимизации производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.

25. Основные вопросы экономики и их решение в различных типах экономической организации общества.

Главной экономической задачей является выбор наи-более эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченно-сти возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов.

Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоя-тельно, обменять на другие блага, получить их в качест-ве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. Оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой органи-зации производства?

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

26. Переходная эк: сущность, основные типы и их содержание.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к др., возникающей в результате трансформации.

Различают 2 основных типа переходной экономики:

1) внутрисистемного характера

2) межсистемного характера

Первый тип характерен для эволюционного пути развития, т.е. для пути длительных постепенных преобразований экон. сист. И имеет однотипный характер. В этих изменениях просматриваются элементы трансформных составляющих, кот. начинаются в рамках одной системы и заканчиваются в рамках др.

Особенности 1 тина:

А) имеет разные формы проявления, однако не затрагивает глубинных основ системы, в рамках кот. она возникла.

Б) возникновение этой экон. хар-но для развитых и развивающихся стран, основу кот. составляет рыночная экономика.

В) в рамках этого типа можно выделить 2 формы развития:

- хар-на для процессов, связанных с внедрением гос-ного регулирования в рыночную экон., в результате этого появляется смешанная экономика.

- имеет место под влиянием глобальных, т.е. внеш-них факторов или в результате нарастания противоречий внутри системы.

Второй тип связан с др. путем экон. развития – интенсивно-преобразовательный. Он предполагает пре-образования, кот. затрагивают всю экон. систему

Этот тип может существовать в 2-х формах:

А) революционная – возникла в результате стихий-ных шоковых потрясений, кот. предполагают полное уничтожение старой системы, в результате возникает необходимость особого перехода для создания новой экон. системы.

Б) реформистская имеет свои особенности:

- целевая направленность

- является сознательно инициированным и гос-но регулируемым процессом.

27. Конкуренция: сущность и этапы развития.

Конкуренция (с англ. столкновение) – это противо-борство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продук-ции, осуществляемое обычно через увеличение доли отдельного производителя на рынке сбыта продукции.

Экономическая независимость каждого участника рыночных отношений не только делает возможным такое противоборство с др. субъектами рыноч. отноше-ний, но превращает эту возможность в неизбежность.

Неизбежность конкуренции вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. Чтобы удовлетворить запросы покупателей, производи-тели реализуют свой собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей. Это оборачивается конкуренци-ей.

Основу конкуренции составляют:

- борьба за дифференцированный спрос (создание продукции, кот. по своим потребительским качествен-ным параметрам соответствует запросам потребителей);

- учёт потребительских ожиданий;

- преобладание неценовых методов конкуренции.

Историческая конкуренция в рыночной эк-ке прошла ряд этапов:

1-ый этап. Совмещённая конкуренция (сущ. до сер. 19в.). Характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются след. условия: 1) имеется множество продавцов однородной продукции; 2) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с т. з. продав-цов; 3) масштаб производства продавца невелик. Он не может повлиять на установление рыночной цены на дан. вид продукции; 4) капиталы свободно входят в дан. отрасль и выходят из неё; 5) отсутствуют входные барьеры для вступления нового производителя и для свободного выхода из отрасли других.

Входные барьеры могут носить различ. характер:

1) исключительное право заниматься данным видом деятельности (произ-во алкоголя, табака); 2) экономиче-ское преимущество крупного производства. Издержки произ-ва существенно уменьш. с увеличен. масштабов произ-ва; 3) произ-во дан. товара защищено потентом; 4) реклама; 5) полная информация всех участников рынка; 6) закрытие доступа к материал. ресурсам и др. факторам произ-ва в виду их отсутствия на свободном рынке; 7) рациональное поведение всех участников рынка пресле-дующих свои интересы.

2-ой этап. Несовершенная конкуренция (со 2-ой пол. 19в. возник. круп. предприятия и их объединения, кот. охват. всю возрастающую долю рынка).

Характеризуется наличием на рынке одного или нескольких товаропроизводителей, производящих и реализующих основ. долю продукции.

Основные типы этой конкуренции:

1) Натуральная монополия (единственный производи-тель в своей отрасли). Монополия на стороне спроса (покупателя) наз. монопсолия. 2) Олигонополия – это господство нескольких круп. фирм на рынке.

Различают олигонополию:

- 1-го вида: несколько круп. фирм производят почти идентич. товары;

- 2-го вида: несколько круп. фирм производят диффе-ренцированные товары;

- дифференциация продукции (множество продавцов дифференцированной продукции).

3-ий этап. Эффективная конкуренция (современный этап).

Наши рекомендации