Схема модели ресурсов преодоления стресса [по 46].

стр. 116

Важная особенность представленной модели заключается в том, что в ней придается особое значение проактивным процессам преодоления стресса. По мнению автора, если человек постоянно развивает свои ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса.

Реактивное преодоление стресса начинается с момента первичной оценки ситуации как проблемы. На этом этапе для эффективного преодоления стресса важное значение имеют следующие требования: во-первых, оценка должна отражать реальность и основываться на объективном определении требований и имеющихся ресурсов; во-вторых, необходимо, чтобы выбранные стратегии соответствовали характеру стресса. Адекватные ресурсы и соответствующие стратегии в конечном счете приведут к снижению стресса. Человек будет способен лучше расходовать, сохранять и восстанавливать личные ресурсы, когда он достигнет определенного успеха в адаптации к конкретным стрессогенным условиям.

Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет творческого, разумного использования имеющихся ресурсов и оценивается по показателям эффективности затрат энергии и ресурсов, достижения цели противодействия стрессу и восстановления функционального состояния, личного развития в виде повышения способностей, самоуважения и благополучия.

В ресурсной модели стресса заслуживает внимания принципиальная возможность оценить его через категорию потери, расхода ресурсов. Однако остается неясным, в какой степени различия в стрессогенных ситуациях отражаются на составе и количестве востребованных ресурсов, как сказывается на процессе расхода ресурса его исходное значение, имеются ли эффекты перераспределения ресурсов и в чем они заключаются.

При анализе ресурсной теории стресса возникают вопросы, связанные с пониманием сущности процессов расхода ресурсов, их специфики, индивидуальных различий в интенсивности расходования в однотипной или разных ситуациях и т.д. Ответы на некоторые из этих вопросов можно найти, в частности, опираясь на представления о "поверхностной" и "глобальной" адаптационной энергии [19]. Гипотеза о существовании двух мобилизационных уровней адаптации подтверждается рядом исследований [2, 12, 15 и др.]. Адаптационная энергия, на наш взгляд, представляет собой часть наличного ресурса человека (энергетического, личностного, поведенческого и т.д.), который оперативно мобилизуется на обеспечение требований стрессогенной ситуации. Данная часть ресурсов человека может рассматриваться как его скрытый и актуализируемый в конкретной ситуации резерв, способный компенсировать эффекты неблагоприятного воздействия внешних факторов среды и субъективной сложности оценочных суждений и процессов.

Выдвинутая гипотеза о соотношении категорий адаптационных ресурсов и резервов нуждается в экспериментальном подтверждении, однако она близка зарубежным идеям о разных уровнях регуляции функциональных состояний [36, 41].

ВИДЫ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Все ресурсы человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса можно разделить на несколько видов: личностные, социальные, психологические, профессиональные, физические и материальные [3, 22, 25, 42].

Личностные ресурсы включают черты и установки, которые оказывают влияние на регуляцию поведения в различных стрессогенных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся: самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, "самоэффективность" (оценка собственных возможностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса), оптимизм, чувство связи с миром, мотивация и другие. Социальные ресурсы определяются уровнем социальной и моральной поддержки, жизненными ценностями, контролем доверия (вера в себя, уверенность), межличностными отношениями и т.д. Психологические ресурсы отражают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие возможности человека по обеспечению решения проблемы или контроля эмоций. Профессиональные ресурсы - это уровень знаний, навыков, умений, опыта, необходимый для решения задач в трудной ситуации. Физические ресурсы определяются уровнем физического и психического здоровья и функциональных резервов организма. Материальные ресурсы отражают финансовые, жилищные и другие виды обеспечения человека.

В литературе комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов человека рассматривается как единый личный ресурс человека [4, 22].

Люди, высоко оценивающие свою собственную значимость, свои возможности, в критических ситуациях проявляют, как правило, активность и спокойствие. Те, кто чувствует себя неуверенно, низко оценивают свои личные качества, стремятся избегать подобных ситуаций. В исследованиях А. Бандуры [24] установлено, что уровень собственной значимости проявляется и развивается (повышается или снижается) в таких специфических сферах, как формирование физических, социальных, общеобразовательных зна-

стр. 117

ний и навыков, умения общаться, заботы о детях и т.д.

Оптимизм как черта личности проявляется в устойчивой установке на позитивный исход события, действий и поступков, ожидании положительных результатов, бодрости и вере в будущее. Оптимизм связан с успешностью в физиологической и психологической адаптации к стрессовым ситуациям, потому что для оптимистов характерно фокусироваться на проблеме, вникать в нее и тем самым искать реальные пути преодоления, а не избегать проблемных ситуаций, используя различные защитные механизмы [22, 26].

Чувство оптимизма, т.е. вера в благоприятное разрешение стрессогенной ситуации, придает силы в преодолении стресса, устойчивость к воздействию стрессоров. Вера в свои возможности, чувство собственного достоинства повышают психологический и физический ресурс преодоления за счет более эффективной мобилизации резервов ("поверхностной энергии" по Г. Селье) психики и организма, увеличения волевых усилий и продуктивности когнитивных и психомоторных процессов, проявления тонизирующих эмоций, резистентности и толерантности функциональных систем и т.д. Все это вселяет уверенность в том, что возможно управление ситуацией и противодействие стрессорам.

Чувство связи с миром является личностным ресурсом и представляет собой относительно стабильную ориентацию, отражающую представления человека: 1) о степени структурированности, взаимосвязи и предсказуемости окружающей его действительности; 2) о наличии и достаточности своих и общественных ресурсов, необходимых для взаимодействия с окружающей средой (собственная вера в управляемость внешним миром); 3) о значимости ресурсов и стратегий поведения наряду с представлениями о том, что затраченные на преодоление стрессовой ситуации усилия окупятся [23]. Люди, обладающие высоким чувством связи с миром, предпочитают структурировать ситуацию, принять вызов и определить личностные и общественные ресурсы, которые помогут облегчить процесс преодоления, а также учесть альтернативные варианты преодоления.

Важным личностным ресурсом является вера в жизненные ценности, которая придает уверенность в значимости тех желанных целей в жизни и деятельности, достижение которых возможно путем преодоления закономерных и случайных трудных ситуаций.

Понимание и оценка человеком своих способностей, возможностей успешно действовать в трудных условиях, убеждение, что он обладает знаниями и навыками, адекватными требованиями ситуации, отражает личностную черту, которую А. Бандура назвал "самоэффективность". Она выступает личной схемой компетентности и мастерства. Самооценка эффективности личного поведения и собственных реакций в ответ на возникновение тех или иных событий является компонентом вторичной оценки стрессовой ситуации и своих возможностей по ее преодолению. Те, кто имеет высокую уверенность в своих способностях преодолеть стресс, проявляют, как правило, большую стрессоустойчивость.

Чувство самоэффективности в преодолении стресса выступает как когнитивный медиатор тревоги. В исследованиях, проведенных Бандурой, отмечен ряд неблагоприятных последствий при низкой самоэффективности в преодолении стресса, а именно: высокий уровень субъективного дистресса, повышенное возбуждение вегетативной нервной системы, увеличение катехоламинов в плазме. Ошибочная оценка самоэффективности в преодолении стресса может привести к тревоге и нарушению поведения, но и правильная оценка своих возможностей легко приводит к дистрессу, если требования стрессовой ситуации к человеку очень высоки.

Самоэффективность и внутренний локус-контроль чаще проявляются в стремлении решить проблему, чем избежать ее. Р. Моос [38] обнаружил, что уверенные в себе люди предпочитают полагаться на решение проблемы при преодолении стресса. Этот способ преодоления в качестве основного используют также спокойные, доброжелательные люди. Экстраверты склонны больше к противодействию как методу преодоления стресса и меньше - к пассивному принятию стрессогенного события или безропотному уходу от него. Напротив, импульсивные лица ориентированы обычно на уход, избегание или принятие ситуаций такой, какая она есть.

С самоэффективностью в определенной степени связано и такое личностное качество, как самоуважение, т.е. наличие положительного мнения о себе (своих возможностях, способностях, успехах и т.д.). Установлено, что лица, хорошо противодействующие стрессу, имеют более выраженное чувство собственного достоинства [45].

Д. Терри с соавт. [44] отмечают, что высокое чувство самоуважения предрасполагает человека ощущать уверенность в своей способности преодолеть, справиться с проблемами и не обращать чрезмерное внимание на эмоции дистресса. Кроме того, низкий уровень нарциссизма можно также рассматривать как ресурс для преодоления стресса: в стрессовых ситуациях люди с выраженным нарциссизмом склонны фокусировать свое внимание скорее на эмоциональном дистрессе, чем на принятии решения о целенаправленном поведении. Ряд исследователей отмечает, что нарциссизм связан в наибольшей степени со стратегией избегания при преодолении стресса [25, 39].

стр. 118

Вера человека в возможность осуществления контроля за трудными жизненными ситуациями также влияет на поведение по преодолению стресса. Люди с внутренним контролем, уверенные в своей способности управлять собственными мыслями и чувствами, чаще используют стратегии преодоления, сфокусированные на проблеме, и реже - на эмоциях, а люди с верой в продуктивность внешнего контроля за стрессом (за ситуацией, стресс-факторами) действует, как правило, наоборот, с ориентацией на оценку и коррекцию эмоциональной реакции. К. Карвер с соавт. [26] установили, что лица с высоким уровнем оптимизма, самоконтроля и самоуважения больше полагаются на активное преодоление стресса и планирование своих действий в экстремальных ситуациях.

Большое значение в реакции на стресс и возможности его преодоления придается чувству бессилия, беспомощности в стрессовых ситуациях, возникающему вследствие неудачных попыток справиться с ними. Можно предположить, что это чувство формируется на основе некоторых личностных черт (тревожность, неуверенность и т.п.), при недостаточной подготовленности к продуктивным действиям в условиях стресса и отсутствии необходимой социальной поддержки.

Важную роль в преодолении стресса играет хорошее самочувствие. Этот личный ресурс отражает уровень энергичности и активности, склонность к риску, субъективную оценку морального, психического и физического состояния.

В отечественных исследованиях стресса и его преодоления особое внимание обращено на изучение роли внутренних психологических ресурсов в формировании стратегий и стилей преодоления, влияния на эти процессы мотивационных, эмоционально-волевых, темпераментальных и других особенностей личности. Личностная детерминация стресса рассматривается с позиций ее влияния на механизмы взаимодействия компонентов системы "трудная ситуация - личность - стресс - преодоление стресса".

В работе В. И. Моросановой [17] рассмотрены личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека в контексте субъектно-деятельностного подхода. Показано, что индивидуально-типологические особенности субъекта вместе с его специальными и общими способностями, отражая личностный ресурс субъекта, выступают в качестве предпосылки формирования множества способов (стратегий) и стилей конкретной деятельности, которые могут осознаваться и изменяться в процессе достижения поставленной цели.

А. В. Махнач, С. А. Шапкин, А. М. Боковиков экспериментально подтвердили, что с увеличением стрессогенности ситуации возрастает роль мотивационных и волевых компонентов личности в регуляции деятельности [11]. По данным С. А. Шапкина [20], общую направленность активности субъекта независимо от характера планируемой или выполняемой деятельности задают такие особенности мотивации, как преобладание мотива достижения или избегания неудач, которые, как было показано в наших исследованиях [3], лежат в основе соответствующих стратегий преодоления стресса. Можно предположить, что значение мотивов как личностного ресурса активности субъекта возрастет, если их проявление не ограничится обшей неспецифической оценкой вектора "мотив-цель" в поведении по преодолению стресса, а будет дополнено "опредмечиванием" этого вектора за счет учета специфики способов и условий выполнения этой деятельности [1, 4].

В развитии стресса и процессах его преодоления важную роль, особенно в опасных, вредных, налагающих большую ответственность видах деятельности, играет фактор риска, который рассматривается и как особенность трудной ситуации, и как черта личности. В исследованиях Е. Н. Кирьяновой [13] показано, что способность действовать в условиях риска, т.е. успешно преодолевать воздействие стрессогенных факторов ситуации, зависит от индивидуальной склонности и готовности к риску. На проявление этих индивидуальных качеств оказывает влияние уровнь интернальности-экстернальности, нейротизма, тревожности и некоторые другие характеристики, определяющие личностный ресурс субъекта деятельности.

Особенности ресурсного обеспечения любой деятельности, в том числе по преодолению стресса, связаны с повышением или понижением уровня активации. Разные классы стрессогенных факторов отражаются в системах неспецифической (тонической) и специфической (фазической) активации [20]. В нормальных условиях обе системы ресурсного обеспечения работают по принципу взаимной компенсации (снижение активности одной системы ведет к повышению другой); при нарушении режима труда, сна и т.п. страдают процессы неспецифической активации, а при воздействии неблагоприятных факторов деятельности ухудшаются процессы специфической активации. Основания полагать, что степень активации личностных ресурсов субъекта зависит от особенностей влияния внешних и внутренних факторов жизни и деятельности.

Роль личных и социальных ресурсов в преодолении стресса является существенной при выборе стратегий и стилей поведения в стрессогенной ситуации. Однако, согласно модели стресса Р. Лазаруса и С. Фолкман [35], на этот выбор оказывают влияние и ситуационные факторы, когнитивная оценка которых, наряду с оценкой индивидуаль-

стр. 119

ного потенциала человека, позволяет определить необходимые ресурсы для преодоления стресса.

В ряде исследований отмечается, что семейные и профессиональные ресурсы людей могут влиять на их адаптацию к стрессогенным событиям, способствуя использованию более эффективных стратегий преодоления стресса. Поскольку социальная поддержка со стороны семьи, друзей, сослуживцев может содействовать успешному преодолению стресса, то люди, которые чаще используют этот социальный ресурс, по-видимому, более ориентированы на решение проблемных задач. Так, например, лица, которым оказывалась существенная социальная поддержка в форме советов, сочувствия, доброжелательного отношения и пр., как правило, в большинстве случаев проявляют активное противодействие сложной ситуации, а не избегают, отстраняются от нее. В исследовании установлено, в частности, что лица пожилого возраста, страдающие алкоголизмом, у которых сложились хорошие взаимоотношения с родными и друзьями, чаще полагаются на положительную переоценку ситуации и поиск поддержки и реже - на избегание стрессогенной ситуации и эмоциональную разрядку [39]. В лонгитюдном исследовании выявлено, что большая семейная поддержка способствует повышению степени предотвращения стресса с использованием стратегий разрешения сложной ситуации и уменьшению применения стратегий избегания, ухода от нее в целях преодоления стресса [33].

Существенным ресурсом для преодоления стресса может стать работа, которая является порой не только источником стресса, но и фактором "отвлечения внимания" от неприятных проблем, например, воспоминаний и переживаний, касающихся домашних конфликтов, финансовых неудач, а также способам получения удовольствия от процесса и результата деятельности, формирования чувства уверенности в себе, самоутверждения, уважения со стороны сослуживцев и членов семьи.

В наших исследованиях было установлено, что профессиональный опыт (ресурс) может влиять на систему оценки стресса и стратегию его преодоления [2, 4]. Определенные рабочие условия и поддержка соратников по работе, содержание трудовых задач, выполнение которых требует самостоятельных решений, выбора способа действия, реализации новых трудовых приемов, способствуют активному преодолению стресса. Работа влияет на качество восприятия и оценки проблемных ситуаций путем периодического "столкновения" личных способностей, навыков с требованиями деятельности. Профессиональные ресурсы и стратегии преодоления стресса, используемые для разрешения проблем на работе, часто используются и в других жизненных ситуациях.

Обобщение результатов ряды исследований [22, 34, 42] позволяет выделить три главных направления уменьшения стресса на рабочем месте, которые могут рассматриваться в более широком плане противодействия стрессу в различных сферах жизни и деятельности человека. Одно из них заключается в изменении условий работы таким образом, чтобы они были менее стрессогенными или в меньшей степени препятствовали эффективному преодолению стресса. Однако в той степени, в какой воздействие источников стресса варьирует от работника к работнику или от группы к группе, облегчение проблемы для одного или нескольких человек может приводить к ее усложнению для остальных. Например, усиление контроля за рабочим процессом способствует снижению стрессогенного воздействия на одних сотрудников и возрастанию у других, для которых сам контроль создает стрессовую ситуацию. Стратегия корректировки рабочих условий действенна, главным образом, тогда, когда она приводит к однонаправленному изменению степени стрессогенности для всех работников. Индивидуальные и групповые различия в эффектах воздействия стресс-факторов и в ресурсах преодоления стресса возрастает тогда, когда снижается экстремальность влияния факторов рабочих условий.

В работах по изучению "человеческого фактора", инженерно-психологического (эргономического) обеспечения процесса проектирования, создания и эксплуатации техники большое внимание уделяется профилактике возникновения стресс-факторов в связи с чрезмерной сложностью систем управления и трудовых задач, воздействия экстремальных факторов среды и т.п. Противодействие стрессу за счет рациональных конструкторских и эксплуатационных решений (стратегий превентивного преодоления стресса) приобретает все большее значение в связи с созданием сложных технических комплексов (СТК). В исследованиях Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина проведен анализ факторов, влияющих на надежность и безопасность функционирования СТК и являющихся возможной причиной развития состояния стресса [6.8]. Авторы обращают внимание на труднопрогнозируемые свойства СТК, которые могут иметь деструктивный характер с точки зрения самой деятельности и функционального состояния субъекта. Они обосновывают необходимость решения подобных проблем в данном классе техники активной стратегией, включающей целенаправленный поиск, раскрытие и актуализацию потенциальных свойств объекта на всех этапах проектирования и эксплуатации в совместной деятельности разработчиков, операторов и инженерных психологов.

стр. 120

Второе направление уменьшения стресса на рабочем месте заключается в оказании помощи лицам, испытывающим трудности в адаптации к экстремальным, трудно изменяемым условиям. Большинство программ преодоления стресса не срабатывает тогда, когда не учитываются индивидуальные различия между работниками в мотивах и целях поведения, убеждениях, ресурсах и стратегиях преодоления. В таких условиях более целесообразно работать в составе группы людей, которые характеризуются общим типом стрессовых реакций и возможностей адаптации к стрессу.

Третье направление требует определения индивидуальных или групповых связей с рабочими условиями, которые являются стрессогенными, и попытки изменить характер их взаимодействия. Конкретный индивид или группа лиц и рабочие условия рассматриваются как одна аналитическая единица, а не как отдельные компоненты системы "человек (группа) - рабочие условия", которыми управляют независимо друг от друга. В соответствие с этим направлением предусматриваются изменения в рабочих заданиях, чтобы создать более рациональное соответствие между ними и человеком. Кроме того, разрабатываются и проводятся тренинги по формированию навыков преодоления для работников, имеющих одни и те же проблемы в работе. Однако следует учитывать тот факт, что рациональное решение для конкретного человека или в одной рабочей ситуации, может не быть таковым в другой ситуации или для иной группы работников.

Трансактный подход, предполагающий оценку проблемной ситуации и преодоление связанного с ней стресса, обладает большими возможностями, поскольку ориентирован на обеспечение сложной взаимосвязи и взаимодействия человека и условий среды. Этот подход подразумевает, что адаптационные условия являются базовой единицей анализа стресса. Каждый человек в рабочих условиях сталкивается со множеством различных стрессогенных ситуаций. Применительно к каждой из них конкретный человек может использовать одну или несколько стратегий преодоления, исходя из характера наличной ситуации и своих психологических особенностей, жизненного и профессионального опыта и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс преодоления стресса правомерно рассматривать как психологическую систему деятельности человека по оценке стрессовой ситуации и собственных ресурсов, выбору и реализации стратегий поведения и действий, контроля за эффектом преодоления и, при необходимости его коррекции. Этот процесс отражает особенности развития трудной ситуации, личных и социальных ресурсов человека.

Классификации процессов преодоления стресса основаны на учете либо направленности этого процесса - ориентация на самого человека или на деятельность в ответ на воздействующий стрессор, - либо используемого способа действия, (например, "избегающее" или "детализирующее", "когнитивное" или "поведенческое" преодоление).

Преодоление стресса может развиваться неосознанно, что особенно характерно для начальной стадии некоторых стрессогенных воздействий; в дальнейшем оно проявляется как осознанный процесс формирования и реализации соответствующих усилий человека. Активным и осознанным этот процесс является и при возникновении угрозы, ожидании воздействия стрессоров, воспоминаниях о стрессовых ситуациях.

Понятие "ресурс" человека широко используется при изучении проблемы преодоления стресса. Имеются различные варианты определения этого понятия, анализ которых позволяет рассматривать его как функциональный (психологический, физиологический, профессиональный и др.) потенциал, обеспечивающий устойчивый уровень реализации активности человека и достижения ее заданных параметров на протяжении определенного отрезка времени.

Личные ресурсы человека развиваются в процессе его жизни и деятельности, но они ограничены, а их эффективное распределение и использование зависит от функциональных возможностей человека и условий (состава, интенсивности) воздействия стрессогенных факторов трудных ситуаций.

Существует ряд ресурсных моделей стресса и его преодоления. В одной из них (модель П. Т. Вонга) обращается внимание на проактивные процессы преодоления стресса, т.е. на развитие различных ресурсов человека как основной способ снижения эффектов стрессогенных воздействий.

Выделено^ несколько видов ресурсов человека, определяющих характер необходимых усилий по преодолению стресса и объединяющихся в две группы: личные (психологические, личностные, профессиональные, физические) и социальные (различные формы поддержки со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях). Существенным ресурсом для преодоления стресса может стать работа, которая сама иногда выступает источником стресса, но в большинстве случаев является фактором отвлечения внимания от неприятных жизненных проблем, воспоминаний и переживаний, а также получения удовлетворения от процесса и результатов деятельности, формирования чувства уверенности в себе, самоутверждения и т.д.

стр. 121

Изучение процессов преодоления стресса в рамках ресурсного подхода свидетельствует не только о его научной перспективности, но и ставит ряд вопросов (методы измерения ресурсов, особенности проявления ресурсов в зависимости от условий стрессовых ситуаций, роль исходных значений ресурсов и т.д.), которые ожидают своего решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Ю. В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: Дисс. ... канд. психол. наук М., 2003.

2. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.

3. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2001. N 4. С. 28 - 33.

4. Бодров В. А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Барабанщикова и А. В. Карпова. М. -Ярославль: Аверс-Пресс. 2002. Вып. 2. С. 98 - 117.

5. Бодров В. А., Обознов А. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека - оператора // Психол. журн. 2000. Т. 21. N 4. С. 32 - 40.

6. Голиков Ю. Я. Методология психологических проблем проектирования техники. М.: ПЕР СЭ, 1999.

7. Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1996

8. Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Отв. ред. Л. Г. Дикая. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. С. 6 - 80.

9. Дикая Л. Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. С. 80 - 105.

10. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003.

11. Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психол. журн. 2002. Т. 23. N 6. С. 18 - 37.

12. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

13. Кирьянова Е. Н. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003.

14. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

15. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.

16. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.

17. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23. N 6. С. 5 - 17.

18. Обознов А. А. Психологическая регуляция операторской деятельности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003.

19. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

20. Шапкин С. А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Отв. ред. Л. Г. Дикая. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. С. 132 - 160.

21. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

22. Aldwin C.M. Stress, coping and development. New York-London: The Gilford Press. 1994.

23. Antonovsky A. Unraveling the mystery of health: How people manage stress and stay well. San Francisco: Jossey-Bass, 1987.

24. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. V. 84. N 6. P. 191 - 215.

25. Benner P.E. Stress and Satisfaction on the Job: Work as a coping resource. New York: Plenum. 1984. P. 42 - 53.

26. Carver C.S., Scheier M.F., Veintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // J. of Pers. and Soc. Psychology. 1989. V. 56. N 1. P. 267 - 283.

27. Endler N.S., Parker J.D. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // J. of Pers. and Soc. Psychology. 1990. V. 58. P. 844 - 854.

28. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-aged community sample // J. of Health and Soc. Behavior. 1980. V. 21. P. 219 - 239.

29. Freedy J.R., Hobfoll S.E. Stress inoculation for reduction of burnout: A conservation of resources applroarch // Anxiety, Stress and Coping. 1994. V. 6. N 2. P. 311 - 325.

30. Gaillard A.W. Comparing the concepts of mental load and stress // Ergonomics. 1993. V. 36. N 9. P. 991 - 1005.

31. Hancock P.A. Adynamic model of stress and sustained attention // Human Factors. 1989. V. 31. N 5. P. 519 - 537.

32. Hobfall S. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1988. V. 44. N 2. P. 513 - 524.

33. Holahan C., Moos R. Life stress and health: Personality, coping and family support in stress resistance // J. of Pers. and Soc. Psychology. 1985. V. 45. P. 739 - 747.

стр. 122

34. Lazarus R.S. Psychological Stress in the Workplace // J. of Soc. Behavior and Personality. 1991. V. 6. P. 1 - 13.

35. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.

36. Martenuick R.G. Differential effects of shock arousal on motor performance // Perception and Motor Skills. 1969. V. 29. N 2. P. 443 - 447.

37. McCrae R.R. Age differences and changes in the use of coping mechanisms // J. of Gerontology: Psychological Sciences. 1989. V. 161. N 1. P. 161 - 169.

38. Moos R. Conceptual and empirical approaches to developing family-based assessment procedures: Resolving the case of the Family Environment Scale // Family Process. 1990. V. 29. P. 199 - 208.

39. Moos R.H., Brennan PL., Fondacaro M.R., Moos B.S. Approach and avoidance coping responses among older problem and non problem drinkers // Psychology and Aging. 1990. V. 5. N 3 P. 31 - 40.

40. Navon D., Gopher D. On the economy of human information processing systems // Psychol. Rev. 1979. V. 86. N 7. P. 214 - 255.

41. Popkin M.K., Stillner V., Hall R.C. et al. A generalized response to protracted stress // J. of Military Medicine. 1978. V. 143. N 7. P. 479 - 480.

42. Shaw J.B., Fields M.W., Thacker J.W., Fisher C.D. The availability of personal and external coping resources: their impact of job stress and employee attitudes during organizational restructuring // Work and Stress. 1993. V. 7. N 3. P. 229 - 246.

43. Stone A.A., Neale J.M. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Pers. and Soc. Psychology. 1984. V. 46. N 4. P. 892 - 906.

44. Terry D.J., Tonge L., Callan V.J. Employee adjustment to stress: the role of coping resources, situational factors and coping resources // Anxiety, Stress and Coping. 1995. V. 8. N 5. P. 1 - 24.

45. Turner R.J., Roszell P. Psychological resources and the stress process // Stress and mental health: Contemporary issues and prospects for the future / Ed. by W.R. Avison, J.H. Gotlib. New York: Plenum Press, 1994. P. 179 - 209.

46. Wong P.T. Effective management of life stress: The resource-congruence model // Stress medicine. 1993. V. 9. N3. P. 51 - 60.

Наши рекомендации