IV.1.2. Рынок товаров (в равновесии)

yA=yNe=yN

yN=c (y, v0, …) + j a + j (i, …) +g

y:= y A = y N

P - Konst

v0 задано

Отсюда следует:

y (= yA) = c+ (y, v0, …) + j a + j+ (i, …) +g

На рынке товаров определяется величина y, при которой запланированное предлолжение со стороны Предприятий U соответствует запланированному спросу Домхозов HH (c), Государства (g), а также Предприятий (j). В данной констелляции рынок товаров находится в равновесии.

IV.1.3. Рынок ценных бумаг (в равновесии)

На рынке ценных бумаг определяется биржевой курс PK .

Государство и Предприятие в этот период выпускают в обращение ценные бумаги (дополнительно) на величину их номинального спроса на произведённые товары в течение данного периода.

Величина (дополнительного) предложения равна:

PK dB = PK (B1 - B0) =

Эта величина на рынке ценных бумаг соответствует величине спроса на товары со стороны Государства и Предприятий:

= P (g + j + ja).

Величина дополнительного предложения соответсвует величине спроса на ценные бумаги данного периода со стороны Домхозов (с целью увеличения материального состояния).

Если рынок ценных бумаг находится в равновесии, то планируемые сбережения Домхозов в данном периоде соответсвуют величине спроса на эти ценные бумаги:

S = PK dB.

IV.1.4. Денежный рынок (в равновесии)

M : = MA = LU + L H H

Предложение денег равно спросу на деньги (соответственно равно спросу на ликвидность L) со стороны Домхозов и Предприятий. Общеэкономическому номинальному спросу на деньги (соответсвенно реальному спросу на деньги l = L/P) до сих пор не давалось объяснения.

Спрос на деньги зависит

- от величины дохода Y (соотв. y), так как деньги необходимы для осуществления трансакций, т.е. в данном случае задействован трансакционный мотив;

- от величины материального сосотояния V0 (соотв. v0), так как в деньгах отражается материальное состояние, т.е. в данном случае задействован мотив капиталовложения или мотив спекулятивного капиталовложения;

- от величины рыночной процентной ставки i, так как с увеличением i увеличиваются альтернативные издержки, связанные с хранением денег.

Вышеперечисленное отражается следующей формулой:

l = l (y+, v0+, i-)

соответсвенно:

L = P l(y+, v0+, i-).

На денежном рынке определяется процентная ставка i, в этом случае Центральный банк оперирует денежной массой таким образом, чтобы процентная ставка оставалась неизменной.

Повышается к примеру y и при заданной P доход Y так, что у субъектов экономической деятельности с целью произведения обмена товарами повышается спрос на деньги (L и l растут) (что в свою очередь из-за нехватки денег на рынке вызвал бы рост процентной ставки), на что Центральный банк с целью воспрепятствия приобретает на рынке ценных бумаг ценные бумаги и расплачивается за них дополнительно выпущенными деньгами. Вследствие чего увеличивается денежная масса, не давая одновременно повыситься процентной ставке i .

Вышесказанное отражается формулой:

dM = dL = P ly dy.

Домхозы владеют дополнительными денежными средствами в рамках одного периода только в том случае, если они хранят часть своих сбережений данного периода в виде денег, соответсвенно продают часть ценных бумаг этого периода (ср. IV.1.3.) Центральному банку.

Если эту часть денег обозначить буквой b (b<1) , то получим следующую формулу:

dV = S = dL + (1- b) PK dB.

модель мультипликатора служит объяснению и решению определённых общеэкономических проблем, а также служит анализу последствий нарушения в системе рынка.

Механизм действия модели мультипликатора представляется и интепритируеся в качестве экономического принципа, основанного на эмпирически не фальсифицированной потребительской природе поведения Домхозов. Этот принцип является основополагающим.

Таким образом, модель мультипликатора представляет собой комплексную систему как минимум четырёх интердепедентных рынков и является орудием анализа последствий реальных нарушений, происходящих на рынке товаров

Виды мультипликаторов.

1. Мультипликатор автономных налогов

Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид С С mрc Y Т. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. РД ЛД Т. Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100, то располагаемый доход увеличивается на 100. Но располагаемый доход делится на потребление С и сбережения S. Если мрc 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 потребление увеличивается на 80 100 х 0.8 80, а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 11 0.8 10.2 5, то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 составит 400 Y С х 11- мрc 80 х 5 400, а не 500, как в случае изменения государственных закупок на те же 100, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80.

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов. Поскольку 1при этом а то 2Подставив формулу 2 в формулу 1 и несколько перегруппировав, получим 3

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку 1 mрc есть не что иное, как mрs предельная склонность к сбережению, то мультипликатор налогов можно записать и как -mрc mрs. В нашем примере он равен - 4 - 0.8 1 - 0.8 - 0.8 0.2 - 4. Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится сократится совокупный доход при сокращении увеличении налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления в функцию национального дохода Y С I G, получим Y С mрc Y Т I G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно Y КТ Т 4 Следует обратить внимание на 2 момента 1 мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное.

Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 DТ - 100 привело к увеличению совокупного дохода на 400 DY - mрc 1 mрc х DТ - 0.81 0.2 х 100 - 4 х -100 400 2 по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок

очевидно, что mрc 1- mрc 1 1 - mрc, поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно они включены в формулу совокупного спроса, а изменение налогов воздействует косвенно через изменение потребительских расходов. Например, если при mрс 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 DY DG х 11 mрс 100 х 5 500, а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 DY DТ х -mрс 1 mрс 100 х - 4 400. Т.е. в результате совокупный доход выпуск увеличился на 100.

2. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Например, увеличение G и T на 20 млрд. долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд. долл. В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты

налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рис. 1 . Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных налогов и расходов. При предельной склонности к потреблению MPC, равной 34, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет

снижение дохода после уплаты налогов млрд. долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. долл. поскольку мультипликатор сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных расходов на 20 млрд. долл однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл что равно величине прироста правительственных расходов и налогов. Чистый прирост ЧНП 20 млрд. долл. рис. 1. мультипликатор сбалансированного бюджета Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

.3. Мультипликатор трансфертов

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты а домохозяйствам и б фирмам Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как антиналоги, т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода совокупного выпуска. Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода DТr DРД Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход .5 Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс 1 mрс или mрс mрs.величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Мультипликатор трансфертов это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается уменьшается совокупный доход при увеличении уменьшении трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы потребительские, инвестиционные и государственные

закупки прямое. Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом C C mpc Y T Tr 6 Y C I G Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода выпуска, затем перегруппируем и в результате получим 7 8 9 .Таким образом, мультипликатор трансфертов равен 10 . Заметим, что мультипликатор трансфертов 1 по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак 2 меньше мультипликатора автономных расходов. Любое изменение автономных т.е. не зависящих от уровня дохода переменных потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

4 Мультипликатор внешней торговли.

С ростом экспорта национальный доход увеличивается, даже если и не произойдет каких-либо изменений в уровне цен. Часть этого возросшего дохода люди захотят использовать для приобретения большего количества импортных товаров. Таким образом, благодаря увеличению национального дохода расширение экспорта в определнных пределах непосредственно вызывает увеличение импорта независимо от того, изменились цены или нет.Но если детально проанализируем действия мультипликатора внешней торговли при возросшем национальном доходе, то увидим, что производное приращение импорта не равно первоначальному увеличению экспорта, а составляет только его часть. Перейдм к анализу действия мультипликатора внешней торговли. Увеличение экспорта, подобно росту внутренних инвестиций, приведт к росту дохода в зависимости от величины мультипликатора. Предположим, что новые экспортные заказы на сумму 1 млрд. долл размещенные среди станкостроительных заводов Великобритании, приведут к увеличению доходов тоже на 1 млрд. долл. Затем рабочие и предприниматели, возможно, израсходуют 23 своих новых доходов на потребительские товары, произведенные в Калифорнии в свою очередь, 23 этого дополнительного дохода также будут израсходованы. Процесс этот прекратится только после того, как итог составит 3 млрд. долл т.е. 311-23, или будет равен 2 млрд. долл. последующих потребительских расходов плюс 1 млрд. долл. первичных расходов. Международная торговля не только вводит в процесс действия мультипликатора экспорта она влечет за собой еще одно важное последствие. Предположим, рост дохода увеличит импорт, скажем, на 112 с каждого добавочного доллара это означает, что увеличение импорта, подобно росту сбережений, приведет к затуханию процесса мультипликатора, а следовательно, прекращению роста дохода. Импорт действует как утечка, точно также, как предельная склонность к сбережению.Если применить анализ мультипликатора внешней торговли к небольшому городу или малой стране, то можно обнаружить, что воздействие мультипликатора в этом районе почти незаметно, поскольку происходит утечка большей части дополнительных доходов в другие районы. Вводя в анализ мультипликатора внешнюю торговлю, экономисты заявляют, что в течении короткого отрезка времени за увеличением экспорта не обязательно должно последовать увеличение импорта, и по этому увеличение объема или же стоимости экспорта породит доходы, не увеличивая в тоже время количества наличных товаров, и тем самым положит начало повышательному колебанию. Это утверждение означает, что рост экспорта оказывает стимулирующее влияние только в том случае, если он приводит к превышению экспорта над импортом или если этот рост не сводится сразу на нет равным увеличением импорта. Далее проводится различие между тем, что называется автономными и результативными изменениями в импорте. Различие это немаловажно. Результативные изменения в импорте- это те изменения, которые вызываются предшествующими изменениями в доходах. Автономные изменения- это изменения, вызываемые другими факторами, например, таможенными тарифами и иными охранительными мероприятиями, обесценением валюты, изменениями в потребительском спросе. Концепции мультипликатора внешней торговли и предельной склонности к импорту не являются новыми, так как идеи, лежащие в их основе, можно проследить в истории экономической мысли прошлого. Она была выдвинута Кейнсом. Однако в основе ее лежит старая идея. Увеличение импорта, вызванное ростом доходов, является неотъемлемой частью классической модели международной торговли. Дальнейшее нововведение состоит в основном в допущении довольно постоянного соотношения между изменениями в доходах и в импорте. Традиционная теория не пытается установить наличие устойчивого соотношения, но утверждает, что пропорция, в которой изменения в доходах вызывают изменения в импорте, зависит от многих других факторов, в том числе и от объема занятости в стране, и что поэтому вопрос о том, на какой фазе цикла это происходит, имеет важное значение. Если достигнут большой объем занятости близкий к высшей точке цикла, то рост доходов приведет к более резкому увеличению импорта, нежели в том случае, когда имеет место сильный застой и безработица. Таким образом, новые теории международной торговли пытаются анализировать в конкретном плане следствия, переходя от одного состояния равновесия к другому, тогда как традиционные теории занимались больше описанием состояний равновесия и были склонны преуменьшать переходные процессы.

5 Сущность и механизм банковского мультипликатора

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского кредитного, депозитного мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения мультипликации денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Здесь дается ответ на вопрос кто мультиплицирует деньги Такой процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации деньги на депозитных счетах коммерческих банков именно они увеличивают в процессе мультипликации. Как же действует механизм банковского мультипликатора Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневой и более банковских уровень центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. систем, причем уровень центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется. Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка 11 где - капитал коммерческого банка - привлеченные ресурсы коммерческого банка средства на депозитных счетах - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку центральным банком - межбанковский кредит - отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центрального банка - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени год и характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте. Банковский мультипликатор действует независимо от того, предоставлены кредиты коммерческим банкам или они предоставлены федеральному правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам ПР, поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличиться и включиться механизм банковского мультипликатора. Механизм банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случаи, когда центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшает норму отчислений в централизованный резерв. В этом случаи также увеличивается свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора. Управление механизмом банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций функцию денежно-кредитного регулирования.

Наши рекомендации