Совокупный спрос. Эффекты, объясняющие наклон совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос.
AD- совокупный спрос, представляющий сумму спросов всего макро-эк-кого объекта(дом хоз-во, фирмы, государство, иностр. сектор)
Р |
I-частные валовые инвестиции
AD |
Xn – чистный экспорт (импорт)
ВВП |
AD – расходы, которые намерены совершить экономические агенты.
В эк-ке рассматривается 3 эффекта объяснения отрицательного наклона AD:
1. Эффект реального богатства (Артура Пигу )
предполагает, что при увеличении уровня цен падают размеры реального богатства населения, что приводит к сокращению потребительских расходов. Таким образом, падает совокупный спрос, а вместе с ним и уровень выпуска.
2. Эффект процентной ставки (Кейнса)
Состоит в следующем: при увеличении уровня цен в экономике, очевидно, растет спрос на деньги. Увеличение спроса на деньги, в свою очередь, провоцирует повышение уровня реальной ставки процента. Рост банковской ставки процента не любят инвесторы, предпочитающие финансировать бизнес-проекты кредитами от банков, а не из собственного кармана. Таким образом, рост спроса на деньги отпугивает инвесторов, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций в экономику. Следовательно, падает уровень выпуска.
3. Эффект импортных закупок или чистого экспорта (Эффект Манделла Флеминга
при увеличении уровня цен падает экспорт рассматриваемой страны: товары и услуги там становятся дороже, а импортируемые товары — относительно дешевле для населения. Следовательно, увеличивается импорт в страну и падает экспорт из нее. Из этого следует, что величина чистого экспорта понижается, а это говорит о том, что падает объем совокупного выпуска.
Неценовые факторы влияющие на совокупный спрос:
Потребительские расходы, которые зависят от:
· Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
· Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
· Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
· Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
Инвестиционные расходы, к которым относят:
· Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению AD.
· Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
· Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
· Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
· Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
Государственные расходы
Расходы на чистый экспорт
Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
25. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
AS– суммарные объемы производства экономики, произведенных как государством, так и частными предприятиями.
В экономической науке рассматривают 3 различных состояния AS:
а) Горизонтальный (кейсианский участок)
соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен. Хар-ся тем, что экон. ресурсы используются не полностью,
AS |
Р |
в) |
б) |
а) |
Такое состояние экономики может сохраняться до y0.
ВВП |
y0 |
y* |
Восходящий(промежуточный)
характеризует реальную экономику, активно используются рыночные механизмы, начинаю расти цены, рост темпов объемов продукции, темпы экономического роста высокие, безработица сокращается, экономика стремится к своему патенциалу
в)вертикальный (классический )
участок совокупного предложения явл-ся трактовкой классической школы о полном действии всех эконом. ресурсов, производством эконом. max возможного объема выпуска, при гибких ценах.
(экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.)
В реальной экон-ке рассматривается промежуточный отрезок AS, т.к. ВВП имеет умеренные темпы роста, а процессы ценообразования частично регулируются рынком и частично гос-вом.
На сдвиг совокупного предложения оказывают цены на факторы производства, а также налоги.
Неценовые факторы совокупного предложения:
Изменение цен на ресурсы:
· Наличие внутренних ресурсов
· Цены на импортные ресурсы
· Господство на рынке
Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
Изменения правовых норм:
· Налоги с предприятий и субсидии
· Государственное регулирование