Тема 19. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. ОСНОВЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА - 1ч
Основные вопросы темы
1. Организационные формы предприятия. Сравнительный анализ
2. Бухгалтерский учет на предприятии. Основные финансовые документы предприятия: баланс предприятия, счет прибылей и убытков, счет финансирования
3. Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия
4. Виды рисков в деятельности предприятия. Понятие банкротства, причины и процедура банкротства
5. Маркетинг в деятельности предприятия. Исследование рынка. Продвижение товара. Виды, формы, значение рекламы
6. Налоговая система. Налоговые платежи предприятия
Литература
1. Экономическая теория: п/р В.Д. Камаева. М., 2004, гл. 11 (предпринимательство)
2. Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, гл. 2 (организационно-правовые формы), гл. 20 (финансы, налоги), 22 (баланс предприятия, показатели эффективности), 23 (оценка риска, банкротство)
3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М., Прогресс, 2003
4. Маркетинг / Под ред А. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
5. Финансы / Под ред. В. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994
6. Экономика предприятия. Учебник /Под ред. В.Горфинкеля, Е. Куприянова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
7. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2003
9. Нормативные документы по организационным формам предприятий, процедуре банкротства, налоговое законодательство
Вопросы для обсуждения
1. На основе реального (или условного) предприятия рассмотрите, как организовать предприятие. Проанализируйте преимущества и недостатки организационных форм предприятия.
2. Виды ценных бумаг, особенности акций и облигаций как источника финансирования предприятия. Каковы правила и механизм выпуска ценных бумаг как источника финансирования предприятия. Каковы особенности различных видов ценных бумаг?
4. Принципы построения баланса предприятия и в чем его назначение? Как провести анализ финансовой устойчивости предприятия.
8. Маркетинг в деятельности предприятия: исследование рынка, определение выгодных сегментов, ценовая политика. Значение рекламы как формы продвижения товара
9. Какие налоги и платежи вносит предприятие в бюджет и во внебюджетные фонды. Налоговая система и налоговые платежи на примере российских и зарубежных предприятий.
Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов
Предпринимательство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства в РФ
- Экономика предприятия: П/р проф. Н.А. Сафронова. – М., 1998, гл. 2, с.57-65
- Экономическая теория: Учебник /под ред. В.Д. Камаева. М., 2004, гл. 11, п. 11.1 (характеристики предпринимателя), п. 11.2 (виды предприятий).
Виды риска в предпринимательской деятельности
- Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, гл. 23, п.1 (виды, факторы, оценка риска)
Причины и процедура банкротства предприятия
- Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, гл. 23 п.2. (причины, процедура банкротство)
Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия. Критерии и основные показатели эффективности хозяйственной деятельности
- Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, гл. 22 п. 2 (показатели эффективности)
- Экономическая теория: П/р В.Д. Камаева. М., 2004, гл. 11 (предпринимательство), п. 11.6 (показатели хозяйственной деятельности)
Инновационная деятельность предприятия
- Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М. 1998, гл. 16, с.367-389 (понятие, содержание, экономическая оценка инноваций)
Налоговые платежи предприятия
- Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998, гл. 20, п. 4 (налоги)
Реклама как способ продвижения товара, ее виды, формы, функции
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М., Прогресс, 2003
- Маркетинг / Под ред А. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
Список литературы
Основная литература
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник – М.: ИНФРА – М, 2004. 974с.
2. Михайлушкин А.И., Шимко А.А. Экономика. Учебник для студентов технических вузов. М. «Высшая школа», 2006
3. Экономика. Учебник /Под ред. Булатова А.С., Экономист, 2003
4. Экономическая теория. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд, перераб и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004, 592с
Дополнительная литература
1. Голованов Д.А. Сборник лекций по макроэкономике. Учебное пособие, МГТУ, Магнитогорск, 2004, 180 с.
2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. Учебно-практ. пос. М.: Дело, 2004, 360с
3. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 352 с. (Высшее экономическое образование)
4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы, политика /Пер. с англ. М.: Республика, 1992, т.1, 2
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для эк. сп. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. – 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. – 688 с.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов (для эк. сп.). – НОРМА-ИНФРА М., 1998. – 572 с.
7. Экономика предприятия: /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.,
8. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М., Прогресс, 2003
9. Маркетинг / Под ред А. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
10. Финансы /Под ред. В. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2004
11. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. В.Горфинкеля, Е. Куприянова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
12. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2003
14. Нормативные документы по организационным формам предприятий, процедуре банкротства, налоговое законодательство
15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-м, 2006. – 480с.