Национальные и международные органы регулирования
На национальном уровне государство в лице ЦБ часто прибегает к интервенциям на валютном рынке с целью обеспечения макроэкономической устойчивости. Падение курса национальной валюты способствует росту экспорта и сокращению импорта. В результате, увеличение «чистого экспорта» поддерживает при прочих равных экономический рост. Удорожание курса национальной валюты, наоборот, стимулирует импорт и дестимулирует экспорт. В результате, сокращение величины «чистого экспорта» при прочих равных будет способствовать борьбе с инфляцией за счёт усиления конкуренции на внутреннем рынке и прекращения эмиссии национальной денежной единицы с целью выкупа на валютном рынке избыточного количества иностранной валюты. С другой стороны, режим валютного курса оказывает существенное влияние на эффективность используемых инструментов макроэкономической политики. При фиксированном валютном курсе кредитно-денежная политика относительно менее эффективна, т.к. необходимость поддерживать стабильный валютный курс сопровождается обратными эффектами для целей проводимой политики и опасными для устойчивости экономики оттоками и притоками валютных резервов. При плавающем валютном курсе, наоборот, кредитно-денежная политика более эффективна, т.к. при проведении фискальной политики возникают «эффекты чистого экспорта», действующие против целей проводимой политики.
Обобщающее выражение движения валюты отражается в платежном балансе страны. Платежный баланс – это выраженное в валюте каждой страны соотношение между суммой платежей, полученных страной за определенный период времени и суммой платежей, переведенных за границу за этот же период времени. Платежный баланс отражает движение товаров и капитала и показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок. В статье «изменение официальных резервов», отражается движение официальных валютных резервов, включая золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ с учётом СДР.
Операции, осуществляемые центральным банком и правительственными органами по купле-продаже иностранной валюты, золота и других активов, отражаются на счете резервных активов. Целью этих процедур является не извлечение прибыли, а урегулирование несбалансированности платежного баланса, поддержание курса валюты и др. Если возникает дефицит платежного баланса по двум основным его статьям – «счет текущих операций» и «движение капиталов», то центральный банк продает накопленные запасы резервных активов или государство берет валютные кредиты в других банках. В результате происходит уменьшение резервов центрального банка, что приводит к увеличению предложения валюты на рынке и в балансе отражается со знаком «плюс». Активное же сальдо по счетам текущих операций и движения капиталов приводит к увеличению официальных валютных резервов, и это отражается в балансе знаком «минус». В реальной жизни платежный баланс может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо. Положительное сальдо показывает, что страна получила больше валюты, чем потратила, за счет этого произошло увеличение валютных резервов. Отрицательное сальдо свидетельствует, что страна израсходовала валюты больше, чем заработала. Размер дефицита составляет сумму уменьшения официальных резервов. Сумма сальдо текущего счета, счета движения капитала и изменения величины резервов должна составлять ноль. Общепринят в мировой практике критерий трехмесячной достаточности международных резервов для оплаты импорта товаров и услуг. Платежный баланс, таким образом, отражает состояние международных экономических отношений данной страны с зарубежными партнерами. Его состояние дает возможность определять валютную, денежно-кредитную, налогово-бюджетную, внешнеторговую политику и осуществлять выбор инструментов в сфере управления государственной задолженностью.
В системе международных экономических отношений существенную роль играют международные валютно-финансовые и банковские организации и институты. Сферой их деятельности является обеспечение стабильности и целостности всемирного хозяйства, налаживание сотрудничества между странами, что особенно важно при ослаблении противостояния государств и усиления процесса интеграции. Важным также является изучение, анализ и обобщение информации о тенденциях развития мирового хозяйства, выработка рекомендаций по важнейшим проблемам перспектив глобализации и определение места и роли международных валютных, кредитных и финансовых отношений.
В системе ООН особое место занимают такие организации как Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).
Международный валютный фонд (МВФ) был основан в декабре 1945г. после ратификации соответствующих статей соглашения, принятого на Бреттон-Вудсской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. С 1947г. МВФ стал специальным органом ООН. Каждый член Фонда имеет свою долю, квоту в совокупном капитале этой организации. Квота каждого государства выражается в международных счетных единицах (SDR). При этом квота для каждой страны определяется исходя из ее национального дохода, валютных резервов, отношения экспорта к национальному доходу и других экономических индикаторов. Квота стран-участниц регулярно пересматривается и изменяется, ее величина определяет права заимствования страны, как по регулярным, так и по специальным кредитам, кроме того, с учетом величины квоты осуществляется выделение ей SDR и права при голосовании. Именно от величины квоты зависит число голосов, которое имеет страна-участница МВФ. Наибольшую квоту имеют США – 17,7% общего количества голосов, Германия и Япония – по 5,5%, страны Европейского Союза – более 26% голосов, Россия – 2,9%. Число голосов имеет особое значение при принятии решений. По самым важным вопросам для их принятия требуется квалифицированное большинство 75 и 85%. Поэтому страны с наибольшим числом голосов могут блокировать неугодные им решения. Страны члены Фонда (их более 180) вносят свою квоту в капитал МВФ резервными активами: 25% в SDR и свободно плавающей валюте по согласованию с Фондом и в национальной валюте 75%.
Задачи МВФ – это:
- стимулирование международного валютного сотрудничества;
- содействие сбалансированному росту международной торговли;
- создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранение валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;
- оказание помощи странам-участникам в корректировке дефицитов их платежных балансов, предоставлением при необходимости кредитных ресурсов;
- оказание помощи в достижении стабильности валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне;
- являться форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.
Исполнительная власть в МВФ принадлежит Совету управляющих, включающему по два представителя от каждой страны-участницы. Повседневная работа МВФ осуществляется постоянным штатом под руководством Директора-распорядителя и Совета директоров.
МВФ выполняет следующие функции: регулирующие, консультативные (по сути контрольные) и финансовые.
Регулирующие функции состоят в том, что Фонд осуществляет надзор за соответствием политики стран-участниц тем обязательствам, которые они принимают на себя, становясь членами Фонда, особое внимание уделяется политике валютных курсов.
Консультативная функция реализуется в контроле направлений экономической политики стран-участниц в рамках регулярных (ежегодных) двусторонних консультаций с официальными представителями государств-участников Фонда. Обсуждаются вопросы фискальной, валютной, кредитно-денежной политики, состояние платежного баланса, внешнего долга страны и др.
Финансовая функция состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. При этом кредиты предоставляются на весьма жестких условиях. Страна должна представить веские доказательства в необходимости такого кредита. МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за такой помощью, сможет погасить возникшую задолженность. Страна, воспользовавшаяся кредитом Фонда должна гарантировать, что в установленные сроки решит проблемы устойчивости платежного баланса и стабильного экономического роста, по мере необходимости будет осуществлять структурную перестройку экономики. Такая политика МВФ воспринимается рядом стран как диктат со стороны Фонда. Одним из крупных заемщиков МВФ в середине 90-хгг. стала Россия.
Важной по значимости в сфере международных экономических и валютных отношений является группа Всемирного банка.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был основан в 1945г., как и МВФ в соответствии с решениями Бреттон-Вудсской конференции ООН. Этот банк, неофициально называемый Всемирным банком, в 1947г. получил статус специального органа ООН. Первоначально Банк занимался сбором и размещением капитальных ресурсов для послевоенного восстановления стран Европы. Затем главной задачей Банка стало оказание помощи странам-участницам в развитии тех сфер, где отсутствовал частный капитал путем предоставления займов под инвестиционные проекты. Такие займы предоставлялись на льготных условиях со сроком погашения в 15 лет. Займы предоставляются развивающимся странам, находящимся на более продвинутых стадиях развития, причем предоставляются правительствам или под гарантии правительства.
Банк финансирует свою деятельность за счет взносов стран-участниц (их число составляет около 160 государств), рассчитываемых в соответствии с их долями в МВФ, а также займов на мировых рынках капиталов и продажи части своих займов. Ставка ссудного процента Банка пересматривается ежеквартально и основывается на средневзвешенной (по величине и срокам) стоимости капитальных фондов, взятых взаймы банком в предыдущий период.
Банк осуществляет и координирует программы технической помощи странам-участницам; осуществляет экспертизу выполнимости и оценку проектов; действует как исполнительный орган при реализации проектов развития, финансируемых в соответствии с Программой развития ООН; осуществляет связи с международными и региональными органами, решающими проблемы развития.
Деятельность Банка дополняется работой трех организаций-филиалов: Международной финансовой корпорации, созданной в 1956г. и с 1957г. ставшая специальным органом ООН. Имея статус филиала, Корпорация является самостоятельным юридическим лицом с собственным акционерным капиталом и собственными пакетами акций в проектах развития. Корпорация стимулирует экономический рост и развитие местных рынков капитала в странах-участницах путем предоставления займов и покупки акций без правительственных гарантий. Она финансирует на заемных условиях проекты, где имеет место нехватка частного капитала. Деятельность Корпорации финансируется за счет взносов стран-участниц и периодической продажи принадлежащих ей пакетов акций. В МФК состоят около 180 государств.
Другим филиалом МБРР является Международная ассоциация развития (МАР). Ассоциация была основана в 1960г. и является специальным органом ООН, как филиал Всемирного банка. Ассоциация предоставляет фонды правительствам для реализации проектов развития в странах-участницах на более выгодных условиях, чем рынки частного капитала или Всемирный банк. Займы предоставляются самым бедным странам с низким душевым потреблением. Под этот критерий подпадают 40 стран. Большинство займов предоставляются на срок от 40 до 50 лет с десятилетним льготным периодом и без процентов, не считая небольшой платы за услуги в 0,75% в год. Займы предоставляются на создание и совершенствование транспортных систем, передачи электроэнергии, защиты от наводнений и т.п. В Ассоциацию входит свыше 160 государств.
Третьим филиалом, созданным в 1988г., является Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Целью создания Агентства было стимулирование инвестиций в странах-членах, число которых составляет около 150 государств. МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, связанных с некоммерческими рисками.
Деятельность и функции группы Всемирного банка, как и МВФ, совершенствуются с учетом изменений общемировой экономической среды, мирового хозяйства в целом на рубеже ХХ – XXI вв.
Особое место среди международно-кредитных и финансовых организаций занимает Банк международных расчетов (БМР). Он создан в 1930г., как межправительственная финансовая организация, штаб-квартира находится в Базеле (Швейцария). Банк был создан для помощи и координации деятельности в осуществлении репарационных платежей между национальными банками после первой мировой войны. После объявления моратория на репарационные платежи он продолжил выполнение международных финансовых операций и постепенно превратился в «банк центральных банков».
БМР выполняет следующие основные функции:
- оказывает помощь центральным банкам в управлении своими валютными резервами и инвестициями;
- выступает в роли агента Европейского фонда валютного сотрудничества и Комитета управляющих центральными банками стран-членов ЕС;
- является официальным депозитарием Европейского объединения угля и стали;
- оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для проведения международных финансовых операций;
- выполняет функцию доверенного лица или агента при осуществлении международных расчетов;
- осуществляет контроль краткосрочных колебаний курсов валют, вызываемых спекулятивной деятельностью;
- собирает и распространяет международную макроэкономическую и валютную информацию.
БМР по форме организован как акционерное общество, его акционерами являются главным образом промышленно развитые страны. Совет директоров состоит из управляющих центральными банками Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландов, ФРГ, США, Швейцарии, Швеции, а также шести представителей торговли, финансов и промышленности, ответственных за руководство деятельностью банка. С учетом изменения роли азиатских государств, рост значения развивающихся государств в 90-х годах было принято девять новых стран в члены банка, в том числе и Россия.
В последние годы усиливается влияние региональных банков в сфере валютно-финансовых и кредитных отношений. Они оказывает серьезное конкурентное влияние на группу Всемирного банка.
Азиатский банк развития (АБР),учрежден в 1966г., находится в Маниле. Он предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для него являются отрасли инфраструктуры.
Африканский банк развития (АБР)основан в 1964г. со штаб-квартирой в Абиджане (Кот-д'Ивуар). Он кредитует целевые программы развития африканских стран, оказывает им содействие по подготовке кадров и экспертизы инвестиционных проектов, кроме того, как и Азиатский банк развития, управляет фондами развития с льготным режимом кредитования.
Межамериканский банк развития (МБР) основан в 1959г. со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Кредитует инвестиционные проекты в сфере энергетики, сельского хозяйства и рыболовства. Благоприятный режим кредитования распространяется на наиболее развитые страны Латинской Америки – Аргентину, Бразилию и Мексику.
Исламский банк развития (ИБР) создан в 1973г. организацией Исламская конференция для содействия экономическому развитию мусульманских стран и регионов. Операции Банк выполняет с 1975г., штаб-квартира находится в г. Джидда (Саудовская Аравия). Банк придерживается принципов Корана, отвергающего ростовщичество, не предоставляет процентных ссуд и кредитов. Он финансирует проекты промышленного развития, приобретая акции или предоставляя займы за номинальные «комиссионные», также предоставляет кредиты странам-участницам, необходимые им для финансирования импорта.
В рамках Европейского Союза (ЕС) осуществляют валютно-финансовые и кредитные операции несколько институтов. Они возникли как результат начавшихся интеграционных процессов в Европе, но, возникнув, они оказывают на них стимулирующее воздействие.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1957г. в соответствии с Римским договором об образовании Европейского экономического сообщества, штаб-квартира в Люксембурге. Свои операции Банк начал осуществлять с 1958г. Первоначальная функция ЕИБ состояла в содействии развитию Европейского общего рынка путем:
- предоставления и гарантирования долгосрочных кредитов, предоставляемых менее развитым регионам;
- финансирования программ промышленной модернизации и конверсии, совместных проектов.
Заключение различных соглашений позволило Банку расширить свои функции и сферу действия. Если вначале сферой его деятельности были только страны-участницы, то впоследствии он мог оказывать свои услуги и заморским территориям стран-участниц, а также средиземноморским странам, имевшим соглашения о сотрудничестве с ЕС, и другим странам, предлагавшим проекты, представляющие интерес для стран ЕС. Банк является бесприбыльной организацией, поэтому его ставки процента близки к ставкам рынков капитала, из которых он пополняет свои фонды. Кредиты Банка предоставляются в различных валютах в зависимости от его ресурсов и пожеланий заемщиков.
В рамках ЕС создано несколько структурных фондов. В 1973г. был основан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) для реализации Базельского соглашения 1972г. о создании регулируемого валютного коридора, известного под названием Европейской валютной «змеи». Фонд действовал через Банк международных расчетов как клиринговый агент по взаимозачету, возникающих в результате интервенций на рынках валют стран ЕС. Фонд также управлял системой краткосрочного кредитования, которой могут воспользоваться страны-участницы для смягчения временных трудностей с платежными балансами. В 1994 году функции Фонда перешли к Европейскому валютному институту.
Европейская валютная система (ЕВС) была образована в марте 1979г. как попытка стран ЕС создать зону стабильных валютных курсов. Был определен коридор колебаний курсов национальный валют в пределах плюс-минус 2,25% от согласованного среднего курса. ЕВС была введена новая международная валюта – ЭКЮ, состоящая из средневзвешенных долей валют стран членов ЕС, включая Великобританию, и равная по стоимости европейской расчетной единице Европейского платежного союза. Европейская расчетная единица использовалась для составления бюджета ЕС и определения цен на сельхозпродукцию. В первые годы своего существования ЕВС имела ограниченный успех в поддержании стабильности валютных курсов, поскольку за период с марта 1979г. по апрель 1986г. было осуществлено девять корректировок курсов, но в дальнейшем до конца 1991г. – всего одна. «Змея» и ЕВС стали одним из этапов в направлении создания полного валютного союза в рамках ЕС с единой европейской валютой.
В 1994г. был создан Европейский валютный институт (ЕВИ), штаб-квартира находилась во Франкфурте-на-Майне. На ЕВИ была возложена задача подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. К концу 90-х гг. ЕВИ был трансформирован в Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Первое заседание ЕЦБ состоялось во Франкфурте в июне 1998г. Определен уставный капитал в 4 млрд. евро. Доли были распределены между 15 странами-участницами. Ради создания экономического и валютного союза была учреждена Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ. В настоящее время уточняются рамки компетенции этой наднациональной структуры с тем, чтобы она гармонично помогала выполнять другим организациям и структурам ЕС выполнять их миссии.
В апреле 1991г. была создана финансовая организация Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР) для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы при переходе к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР являются ЕС и Европейский инвестиционный банк, а также около 60 стран-участниц. Доли разных стран в капитале ЕБРР и соответственно число голосов менее дифференцированы, чем в МБРР, поэтому ни одна из стран не может заблокировать принятие важных решений. ЕБРР предоставляет кредиты на более выгодных условиях, чем обычные частные банки. Объем займа, предоставляемого ЕБРР, не может превышать 35% стоимости проекта, поэтому Банк часто использует синдицированные кредиты.
В октябре 1996г. был учрежден 11-ю станами-участницами Черноморского экономического сотрудничества, в том числе и Россией, Черноморский банк развития.
Международные валютно-финансовые и кредитные организации являются важной составной частью институциональной структуры мировой экономики, их деятельность согласуется с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) и др. Углубление интеграционных процессов, усиление тенденций глобализации, определенная либерализация торговых режимов создают условия и потребность в дальнейшем совершенствовании валютно-финансовых и кредитных институтов.