Раздел 1. введение в экономику

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи .................................................................. ..5

2. Рекомендации студентам по подготовке

к семинарским занятиям .......................................................7

3. Требования к качеству подготовки студентов

к семинарским занятиям ......................................................... 8

4. Планы семинаров ................................................................ 9

Раздел 1. Введение в экономику .................................................. 9

Тема 1. Общие основы экономики. Развитие

экономической теории ................................................. ,*?.......... 9'

Раздел 2. Микроэкономика ....................................................... 11

Тема 2. Рынок. Спрос и предложение, рыночное равновесие................................................................................

Тема 3. Теория потребительского поведения.

Выбор и равновесие потребителя .....................................

Тема 4. Теория фирмы в рыночной экономике

и организационные формы бизнеса ............................................14

Тема 5. Теория производства. Объем и издержки

производства.......................................................................................16

Тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм

на рынках совершенной и несовершенной конкуренции ............. 18

Тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов) ........................ 19

Тема 8. Общее равновесие и несостоятельность

(провалы) рынка. Роль государства ............................................21

Раздел 3. Макроэкономика ................................................... ...22

Тема 9. Национальная экономика. Измерение результатов экономической деятельности и уровня цен ..........................;Д. ..22

Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Базовая макроэкономическая модель AD-AS .................................. ........24

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. ........................................................................ 26

Тема 12. Равновесие на рынке благ. Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции ..................................28

Тема 13. Финансовая система и бюджетно-налоговая

политика государства......................................................... 29

Тема 14. Равновесие на денежном рынке. Роль

кредитно-банковской системы и денежно-кредитной

политики............................................................................................31

Тема 15. Экономический рост и развитие .............................. 33

Тема 16. Международные экономические отношения.

Платежный баланс............'.................................................35

Раздел 4. Экономика переходного периода ............................ .37

Тема 17. Экономика переходного периода.

Постсоциалистическая трансформация экономики России .... ..; ..37

5. Примерные темы рефератов и рекомендации по их написанию .............................................................. ....38

6. Экзаменационные вопросы...................................................Л........ 43

Список литературы............ ....................................................... ...46

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Курс экономики в настоящее время является обязательным для студентов вузов, обучающихся техническим специальностям.

В системе гуманитарных и социально-экономических дисцип­лин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняе­мых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобра­зований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необхо­димость формирования экономических знаний и овладения экономи­ческой культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современ­ного экономического мышления. Знание законов и принципов эконо­мики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяй­ственные решения.

Курс экономики включает два основных раздела: микроэконо­мику и макроэкономику.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и общест­вом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формиро­вать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования нацио­нального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.

Целью курса экономики является формирование у студентов эко­номического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.

Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.

Цель данного методического руководства состоит в оказании помощи студенту в усвоении теоретического материала и приобрете­нии навыков расчетно-графического анализа, систематизации и обобщении знаний по данному курсу при подготовке к семинарскому

занятию.

Основой для работы студента при подготовке к семинарскому занятию являются планы семинаров,которые включают по каждой теме две группы вопросов:

1) основные вопросы, являющиеся базовыми для усвоения темы;

2) вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, позволяющие углубленно и проблемно изучать тему.

Кроме тем, выносимых на семинарские занятия, предложены темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения студентами (СРС). Представленная тематика позволяет сохранить логику и цело­стность курса и может служить для студентов ориентиром при подго­товке к зачётам и экзаменам.

К каждой теме указано рекомендуемое для изучения количество аудиторных часов. Вместе с тем последовательность, содержание тем и соответствующее им количество часов не являются жёстко уста­новленными. Они могут изменяться в соответствии с методическими предпочтениями преподавателя, ведущего семинарские занятия, при строгом согласовании с преподавателем-лектором последовательно­сти тем и основных форм работы семинара (теоретической и расчёт-но-графической). Допускается:

1) выборочное обсуждение вопросов на семинаре, в т.ч. отдель­ных из них в виде докладов и сообщений;

2) вынесение отдельных вопросов на контрольный опрос знаний (в форме проверочной работы);

3) обсуждение вопросов в процессе решения задач и выполне­ния графических работ;

4) включение дополнительных вопросов;

5) вынесение отдельных вопросов на самостоятельное изучение, в т.ч. в форме контрольного домашнего задания с последующей его проверкой преподавателем.

При этом должна быть обеспечена полнота охвата темы.

Таким образом, планы семинаров вместе с рекомендуемой к ним литературой и перечнем основных понятий могут служить руководством к самостоятельному изучению курса экономики студентами дневной, а также заочной форм обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обуче­ния и ее углублением.

На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов;

2) расчетно-графическую, которая состоит в выполнении расче­тов для конкретных хозяйственных ситуаций с последующим анали­зом полученных результатов и изображением их на графиках.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следую­щем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для об­суждения и выполнения расчетно-графических работ, оценив для се­бя объем задания.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопро­сов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углублен­ного изучения - к дополнительной.

4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой те­мы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые ис­пользуются для выполнения необходимых расчетов.

6. Освоить приемы построения графических моделей, если они применяются в изучаемой теме.

7. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это ка­сается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «на месте» во время выполнения расчетно-графической работы, а также при подготовке к зачету и экзамену.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подго­товка способствует полноценному освоению темы и эффективной ра­боте семинара.

2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую ак­тивность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:

а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступ­ления по вопросам с использованием мини-конспектов в качестве вспомогательного средства. Данное требование относится и к изо­бражению графических моделей и формул на доске;

б) готовность и умение отвечать на вопросы и делать выводы из сказанного;

в) владение терминологией курса экономики;

г) временной регламент выступления 7+10 минут.

3. После завершения изучения курса студент должен владеть ос­новными концепциями курса и использовать их для обсуждения по­ведения экономических субъектов, анализа макроэкономических проблем и путей их решения, выбора моделей государственной поли­тики. Студент должен уметь выполнять необходимые расчеты, анали­зировать полученные результаты, оценивать возможные последствия экономического выбора хозяйствующими субъектами, графически изображать статические и динамические модели.

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

Список литературы

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М: Дело, 1999. - Гл. 1, 2, 40.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 1,2,3.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 1, 2, 3, 4.

Дополнительная

1. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл.З.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 1, 2.

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

тема 2. Рынок. спрос и предложение,

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ(2 ЧАСА)

семинар
Основные вопросы

1. Сущность рынка. Основные категории рынка: обмен, стоимость, деньги, цена.

2. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Факторы, определяющие ве­личину спроса.

3. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Факторы, определяющие величину предложения.

4. Рыночное равновесие на конкурентном рынке. Устойчивость рав­новесия. Области экономической активности. Выигрыши (излиш­ки) покупателя и продавца.

5. Эластичность спроса и предложения.

6. Государственное воздействие на рыночное ценообразование и его последствия.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Рынок: понятие, условия образования и развития, виды, функции, достоинства и недостатки.

2. Спрос и предложение, их функции. Построение индивидуальных и рыночных (совокупных) кривых спроса и предложения. Влияние факторов на изменение объёмов спроса и предложения в графиче­ских моделях.

3. Рыночное равновесие на конкурентном рынке и его изменение в статической и динамической (паутинообразной) моделях. Суть об­щественной выгоды от равновесной цены.

4. Расчёт и анализ показателей точечной и дуговой эластичности спроса (прямой, перекрёстный по цене; по доходу) и предложения: установление степени эластичности, типа товара.

 

Основные понятия

Рынок, рыночная экономика, товарное хозяйство, общественное разделение труда, стоимость, цена, трансакционные издержки, спрос, закон и функция спроса, предложение, закон и функция предложения, индивидуальные и рыночные (отраслевые) спрос и предложение, ры­ночное равновесие, равновесная и рыночная цена, рынок покупателя (продавца), устойчивость равновесия, излишек (выигрыш) потреби­теля (производителя), эластичность спроса по цене (прямая и пере­крестная) и по доходу, эластичность предложения (во временных пе­риодах).

Список литературы

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М: Дело, 1999. - Гл. 3, 4, 5, 10.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи- ' тер, 1999.-Гл. 7.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 5.

Дополнительная

1. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 4-7.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.

3. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 3.

тема 3. теория потребительского поведения.

ВЫБОР И РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (2 ЧАСА)

Семинар

Основные вопросы

1. Общая и предельная полезность блага. Закон убывания предельной полезности.

2. Рациональный выбор потребителя и правило максимизации полез­ности благ.

3. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма заме­щения благ.

4. Графическая картина равновесия потребителя. Потребительский оптимум.

5. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффект дохода, эффект замены.

•J

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Предпочтения потребителей и спрос. Предпосылки и аксиомы по­требительского выбора.

2. Рациональный выбор потребителя с позиций кардиналистского подхода к оценке полезности: последовательность и результат вы­бора конкретных благ.

3. Рациональный выбор потребителя с позиций ординалистского подхода к оценке полезности с использованием кривых безразли­чия и линии бюджетного ограничения.

4. Построение и анализ кривых: «доход-потребление» и кривой Энге-ля; «цена-потребление» и кривой индивидуального спроса.

5. Взаимосвязь номинального и реального доходов. Изменение спро­са в эффекте дохода и в эффекте замены.

г

Основные понятия

Потребительское поведение, полезность блага (общая и пре­дельная), максимизация полезности, потребительский выбор, рацио­нальное поведение потребителя, предпосылки потребительского по-

ведения и выбора, правило максимизации полезности, кривые безраз­личия, предельная норма замещения благ, бюджетная линия (уравне­ние), точка потребительского оптимума (равновесие потребителя), национальный и реальный доходы, эффекты замены и дохода.

Список литературы

Основная

Дополнительная

Список литературы

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 8.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 11.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 7.

Дополнительная

1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические
материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
2; Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд.,
• »;„. изм.-М.: Норма-Инфра-М, 2000.-Гл.5, 6. г


   

тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм на рынках

СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

(2 ЧАСА)

семинар

Основные вопросы

1. Доход фирмы: валовой (общий), средний, предельный. Прибыль. Правило максимизации прибыли.

2. Особенности ценообразования и поведения фирм на рынке совер­шенной конкуренции. Равновесие фирмы.

3. Особенности ценообразования и поведения фирм на рынке несо­вершенной конкуренции. Монополизм. Равновесие. Социально-экономические последствия.

4. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование рынка, антимонопольная политика.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Прибыль как цель и результат деятельности фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

3. Условия существования монополии. Барьеры. Ценовая дискрими­нация. Равновесие фирмы-монополиста. Естественные монополии.

4. Условия существования и модели поведения олигополии. Макси­мизация прибыли и равновесие фирмы.

5. Условия существования монополистической конкуренции. Неце­новая конкуренция. Равновесие фирмы.

6. Особенности антимонопольного законодательства в России.

Основные понятия

Доход фирмы (совокупный, средний, предельный), прибыль (бухгалтерская, экономическая), правило максимизации прибыли, конкуренция, монополизм, рыночная структура, рынок совершенной конкуренции, равновесие фирмы, чистая монополия, ценовая дис­криминация, монополистическая конкуренция, неценовая конкурен-

ция, олигополия, взаимозависимое поведение фирм, ценовые войны, картели, лидерство в ценах, естественные и искусственные монопо­лии, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, антимонополь­ная политика государства.

Список литературы !

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.-Гл. И, 12, 14.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 7,9, 12.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 9.

Дополнительная

1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.

2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 6, 7, 8.

тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов)

(2 ЧАСА)

семинар Основные вопросы

1. Особенности рынков факторов производства. Спрос на ресурсы: характер, факторы, объём (величина).

2. Рынок труда и заработная плата: понятия; факторы, влияющие на спрос и предложение труда, уровень заработной платы.

3. Рынок капитала и фактор времени: спрос, предложение, цена (про­цент), равновесие. Дисконтирование капитала.



4. Рынок земли и рентные отношения: понятия; факторы, влияющие на спрос и предложение земли, величину ренты. Цена земли.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Производный характер спроса на ресурсы. Факторы, определяю­щие его величину. Правила максимизации прибыли и наименьших издержек при покупке ресурсов.

2. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монопсонии, монополии (с участием профсоюзов). Повременная и сдельная формы оплаты труда.

3. Физический и ссудный капитал. Роль ставки процента на рынке ссудных капиталов.

4. Оценка эффективности инвестиционных проектов: расчёт показа­телей чистой дисконтированной стоимости и нормы прибыли.

5. Текущая и капитальная цена земли. Равновесие на рынке земли.

Основные понятия

Производный спрос на ресурсы, текущая и капитальная цена ре­сурса, предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса, объем спроса на ресурсы; рынок труда, заработная плата (номиналь­ная, реальная; повременная, сдельная), ставка заработной платы, спрос на труд, предложение труда, эффекты замещения и дохода; ры­нок капитала, капитал (физический, человеческий, финансовый), спрос на капитал, предложение капитала, инвестирование, ссудный капитал, ссудный процент, ставка ссудного процента (номинальная, реальная), рентабельность, дисконтирование, дисконтированная стоимость (чистая); рынок земли, спрос на землю, предложение зем­ли, земельная (экономическая) рента, рентные отношения, цена зем­ли.

Список литературы

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер.
сангл.-М.: Дело, 1999.-Гл. 15-18. ........ ,

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 12, 14.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 8, 10.

Дополнительная

1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.

2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 9,10.

Список литературы

Основная ..;.,

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер* с англ. -М.: Дело, 1999.-Гл. 10, 13.

2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 11, 13.

3. Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - Гл.15.

Дополнительная

1. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 24, 25.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 3.

РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА ,

тема 9. национальная экономика. измерение

результатов экономической деятельности 4

и уровня цен (2 часа)

семинар I
Основные вопросы

\. Предмет и важность изучения макроэкономики. Национальная экономика. Основные макроэкономические проблемы и цели.

2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические по­казатели и методы их расчёта: ВНП, ВВП, ЧИП, НД, ЛД, РД.

3. Номинальный и реальный ВНП (ВВП). Индексы цен.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Модель народно-хозяйственного кругооборота: в закрытой, откры­той экономике.

2. Измерение объёмов общественного (национального) производства: показатели ВНП, ВВП, их недостатки, методы расчёта.

3. Проблемы измерения национального продукта. Показатели, произ­водные от ВВП (ВНП): ЧИП, НД, ЛД, РД.

4. Назначение индексов цен. Индекс потребительских цен. Дефлятор ВНП.

Основные понятия

Национальная экономика, национальное богатство, система на­циональных счетов (СНС), валовой внутренний продукт (ВВП), вало­вой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧИП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагае­мый доход (РД), конечный продукт, промежуточный продукт, добав­ленная стоимость, расчет ВНП по доходам, расчет ВНП по расходам, расчет ВНП по добавленной стоимости, номинальный ВНП, реаль­ный ВНП, инфлирование, дефлирование, индекс потребительских цен, дефлятор ВНП, индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фи­шера.

Список литературы

Основная

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 24.

2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 2.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 16.

4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-
ва.-М.: ВЛАДОС, 2000. -Гл. 12. „у.




Дополнительная .(ил-. \ -&•'•

1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001,-Гл. 1.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича-СПб.: Питер, 1999.-Ч. 2,4, 5.

3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 5, 6.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 10, 11.

хо., тема 10. макроэкономическое равновесие.

базовая макроэкономическая модель AD-AS

(2 ЧАСА)

семинар Основные вопросы

\. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Эффекты богат­ства, процентной ставки, импортных товаров.

2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

3. Равновесие в модели AD-AS.

4. Изменение макроэкономического равновесия. Шоки спроса и шоки предложения.

Вопросы для обсуждения и выполнения
расчетно-графических работ

1. Совокупный спрос и его составляющие. Обоснование вида кривой совокупного спроса. Влияние неценовых факторов.

2. Совокупное предложение. Его ценовые и неценовые факторы. Кейнсианский, промежуточный и классический участки модели совокупного предложения.

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его сдвиг на трех участках модели совокупного предложения. Меха­низм адаптации экономической системы к краткосрочному и дол­госрочному равновесию.

""•• 24 ' . '

= !• АМл f '

Ј9, B'CI'ift

Основные понятия

Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), сово­купные расходы, совокупный доход, эффект богатства, эффект про­центной ставки, эффект импортных товаров, кривая совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса, классическая модель совокупного предложения, кейнсианская модель совокупного пред­ложения, неценовые факторы совокупного предложения, краткосроч­ное равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, дол­госрочное равновесие совокупного спроса и совокупного предложе­ния, эффект храповика, шоки спроса, шоки предложения.

Список литературы

Основная

1 . Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер,. С

англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 30. ,Г,

2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 4.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999. - Гл. 17.

4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 13.

*

Дополнительная

1 . Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -Гл. 12, 13.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические
материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1 999. - Ч. 2, 4, 5. :

3. Корнейчук Б. В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. ~
СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 9.'

4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е

изд. - СПб. : Питер, 2003. - Гл. 1 9.

тема 11. макроэкономическая нестабильность.

Инфляция. безработица (2 часа)

семинар Основные вопросы

1. Экономический цикл и динамика макроэкономических показате­лей на стадиях (фазах) цикла.

2.'Инфляция: сущность, причины, измерение, виды. Социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.

3. Безработица и занятость населения, их измерение. Типы, социаль­
но-экономические последствия, регулирование безработицы.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Цикличность развития как экономическая закономерность, её ос­новные проявления.

2. Характеристика стадий (фаз) экономического цикла. Виды циклов,

их причины, факторы.

3. Инфляция: сущность и формы проявления, социально-экономические последствия и антиинфляционные меры государст­ва в России.

4. Фактический и естественный уровни безработицы. Закон Оукена. Регулирование безработицы в России: пассивная и активная поли­тика государства.

5. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долго­срочном периодах.

Основные понятия

Цикличность экономического развития, экономический цикл, фазы цикла, вершина (пик), кризис - сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия, стагнация), оживление (расширение),подъем (пик), по­тенциальный ВНП, относительное отклонение фактического ВНП от потенциального, экзогенные и эндогенные факторы экономических циклов; инфляция, дефляция, индекс цен, темпы инфляции, инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция (видимая, подавленная; уме­ренная, галопирующая, гиперинфляция; сбалансированная; ожидае-

мая), стагфляция, инфляционная спираль, кривая Филлипса, антиин-1 фляционная политика (адаптивная, активная); предложение труда, спрос на труд, занятость, безработица, экономически активное насе­ление, занятые, безработные, фактический и естественный уровни безработицы, виды безработицы (фрикционная, структурная, цикли­ческая), полная занятость, закон Оукена, активная и пассивная поли­тика государства по регулированию уровня занятости.

Список литературы к семинару

Основная

\, Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 23.

2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 3.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред.
А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­
тер, 1999.-Гл. 19, 20, 22. -

4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 17.

Дополнительная

1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.-Гл. 10,11, 15.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 4, 5.

3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 6,7.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 12, 14, 16.

тема 12. равновесие на рынке благ. кейнсианская модель. потребление. сбережения. инвестиции (2 часа)

семинар Основные вопросы

1. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия, склонность к потреблению и сбережению, функции потребления и сбережения.

2. Инвестиции: понятие, виды, функции, мотивы, факторы, роль в экономике.

3. Равновесие и неравновесие на рынке благ. Модель «крест Кейнса».

4. Мультипликаторы автономных расходов, инвестиций. Акселера­тор.

5. Модель IS - равновесие на товарном рынке.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Взаимосвязь потребления, сбережения и доходов. Функции и гра­фики потребления и сбережения, их взаимосвязь.

2. Склонность к потреблению, склонность к сбережению (средние и предельные величины), закономерности их изменения.

3. Сбережения и инвестиции: их взаимосвязь, мотивы и факторы ди­намики. Автономные и индуцированные инвестиции.

4. Механизмы мультипликатора и акселератора, их роль в макроэко­номическом равновесии. Парадокс бережливости.

Основные понятия

Совокупные расходы, совокупный доход, потребление (С), по­требительские расходы, сбережения (5), инвестиции (/), мотивы сбе­режений, мотивы инвестиций, функция потребления, функция сбере­жения, средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбе­режению, предельная склонность к потреблению, предельная склон­ность к сбережению, функция инвестиций, автономные и индуциро­ванные инвестиции, планируемые и фактические расходы, модель «крест Кейнса», эффективный совокупный спрос, равновесный уро­вень производства, рецессионный разрыв, инфляционный разрыв,

мультипликатор автономных расходов, мультипликатор инвестиций, акселератор, парадокс бережливости.

Список литературы

Основная " ;

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с . англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 25.

2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 5.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи­тер, 1999.-Гл. 17.

4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 13.

Дополнительная

1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.-Гл. 2,3.

2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 4, 5.

3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 9-11.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 13.

тема 13.ФИНАНСОВАЯ система и бюджетно-налоговая

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА(2 ЧАСА)

семинар Основные вопросы

1. Финансовая система. Функции финансов.

2. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, механизм воз­действия.

29 .

3. Мультипликаторы государственных расходов, налогов.

4. Виды фискальной политики: дискреционная и недискреционная, сдерживающая и стимулирующая.

Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ

1. Финансовая система - объект бюджетно-налоговой политики госу­дарства.

2. Государственный бюджет - основа финансовой системы государ­ства: понятие, содержание, функции, методы формирования, со­ставные части (доходы и расходы).

3. Налоги как главный источник доходов государственного бюджета: понятие, функции, виды (прямые и косвенные), принципы и мето­ды налогообложения (пропорциональный, прогрессивный, регрес­сивный). Кривая Лаффера.

4. Профицит, дефицит государственного бюджета (фактический, структурный, циклический). Причины возникновения и методы финансирования бюджетного дефицита.

5. Внутренний и внешний государственный долг, причины образова­ния и последствия его накопления. Методы управления государст­венным долгом.

Основные понятия

Финансы, финансовые ресурсы, финансовые фонды, финансовая система, государственные (централизованные) финансы, финансы хо­зяйствующих субъектов (децентрализованные), государственный бюджет, принцип бюджетного федерализма, доходы и расходы бюд­жета, налоговая система, налог, субъект и объект налога, налоговая ставка, кривая Лаффера, бюджетно-налоговая (фискальная) политика, мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов, дискреционная и недискреционная фискальная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики, бюджетный излишек, дефицит госбюджета (фактический, структурный, циклический), мо-нетизация дефицита госбюджета, сеньораж, долговое финансирова­ние госбюджета, внутренний и внешний государст<

Наши рекомендации