Раздел 1. введение в экономику
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи .................................................................. ..5
2. Рекомендации студентам по подготовке
к семинарским занятиям .......................................................7
3. Требования к качеству подготовки студентов
к семинарским занятиям ......................................................... 8
4. Планы семинаров ................................................................ 9
Раздел 1. Введение в экономику .................................................. 9
Тема 1. Общие основы экономики. Развитие
экономической теории ................................................. ,*?.......... 9'
Раздел 2. Микроэкономика ....................................................... 11
Тема 2. Рынок. Спрос и предложение, рыночное равновесие................................................................................
Тема 3. Теория потребительского поведения.
Выбор и равновесие потребителя .....................................
Тема 4. Теория фирмы в рыночной экономике
и организационные формы бизнеса ............................................14
Тема 5. Теория производства. Объем и издержки
производства.......................................................................................16
Тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм
на рынках совершенной и несовершенной конкуренции ............. 18
Тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов) ........................ 19
Тема 8. Общее равновесие и несостоятельность
(провалы) рынка. Роль государства ............................................21
Раздел 3. Макроэкономика ................................................... ...22
Тема 9. Национальная экономика. Измерение результатов экономической деятельности и уровня цен ..........................;Д. ..22
Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Базовая макроэкономическая модель AD-AS .................................. ........24
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. ........................................................................ 26
Тема 12. Равновесие на рынке благ. Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции ..................................28
Тема 13. Финансовая система и бюджетно-налоговая
политика государства......................................................... 29
Тема 14. Равновесие на денежном рынке. Роль
кредитно-банковской системы и денежно-кредитной
политики............................................................................................31
Тема 15. Экономический рост и развитие .............................. 33
Тема 16. Международные экономические отношения.
Платежный баланс............'.................................................35
Раздел 4. Экономика переходного периода ............................ .37
Тема 17. Экономика переходного периода.
Постсоциалистическая трансформация экономики России .... ..; ..37
5. Примерные темы рефератов и рекомендации по их написанию .............................................................. ....38
6. Экзаменационные вопросы...................................................Л........ 43
Список литературы............ ....................................................... ...46
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Курс экономики в настоящее время является обязательным для студентов вузов, обучающихся техническим специальностям.
В системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняемых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобразований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необходимость формирования экономических знаний и овладения экономической культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современного экономического мышления. Знание законов и принципов экономики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяйственные решения.
Курс экономики включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.
Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования национального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.
Целью курса экономики является формирование у студентов экономического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.
Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
Цель данного методического руководства состоит в оказании помощи студенту в усвоении теоретического материала и приобретении навыков расчетно-графического анализа, систематизации и обобщении знаний по данному курсу при подготовке к семинарскому
занятию.
Основой для работы студента при подготовке к семинарскому занятию являются планы семинаров,которые включают по каждой теме две группы вопросов:
1) основные вопросы, являющиеся базовыми для усвоения темы;
2) вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, позволяющие углубленно и проблемно изучать тему.
Кроме тем, выносимых на семинарские занятия, предложены темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения студентами (СРС). Представленная тематика позволяет сохранить логику и целостность курса и может служить для студентов ориентиром при подготовке к зачётам и экзаменам.
К каждой теме указано рекомендуемое для изучения количество аудиторных часов. Вместе с тем последовательность, содержание тем и соответствующее им количество часов не являются жёстко установленными. Они могут изменяться в соответствии с методическими предпочтениями преподавателя, ведущего семинарские занятия, при строгом согласовании с преподавателем-лектором последовательности тем и основных форм работы семинара (теоретической и расчёт-но-графической). Допускается:
1) выборочное обсуждение вопросов на семинаре, в т.ч. отдельных из них в виде докладов и сообщений;
2) вынесение отдельных вопросов на контрольный опрос знаний (в форме проверочной работы);
3) обсуждение вопросов в процессе решения задач и выполнения графических работ;
4) включение дополнительных вопросов;
5) вынесение отдельных вопросов на самостоятельное изучение, в т.ч. в форме контрольного домашнего задания с последующей его проверкой преподавателем.
При этом должна быть обеспечена полнота охвата темы.
Таким образом, планы семинаров вместе с рекомендуемой к ним литературой и перечнем основных понятий могут служить руководством к самостоятельному изучению курса экономики студентами дневной, а также заочной форм обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением.
На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:
1) теоретическую в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов;
2) расчетно-графическую, которая состоит в выполнении расчетов для конкретных хозяйственных ситуаций с последующим анализом полученных результатов и изображением их на графиках.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, оценив для себя объем задания.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.
3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углубленного изучения - к дополнительной.
4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.
5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые используются для выполнения необходимых расчетов.
6. Освоить приемы построения графических моделей, если они применяются в изучаемой теме.
7. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «на месте» во время выполнения расчетно-графической работы, а также при подготовке к зачету и экзамену.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе семинара.
2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:
а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления по вопросам с использованием мини-конспектов в качестве вспомогательного средства. Данное требование относится и к изображению графических моделей и формул на доске;
б) готовность и умение отвечать на вопросы и делать выводы из сказанного;
в) владение терминологией курса экономики;
г) временной регламент выступления 7+10 минут.
3. После завершения изучения курса студент должен владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения поведения экономических субъектов, анализа макроэкономических проблем и путей их решения, выбора моделей государственной политики. Студент должен уметь выполнять необходимые расчеты, анализировать полученные результаты, оценивать возможные последствия экономического выбора хозяйствующими субъектами, графически изображать статические и динамические модели.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Список литературы
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М: Дело, 1999. - Гл. 1, 2, 40.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 1,2,3.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 1, 2, 3, 4.
Дополнительная
1. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл.З.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 1, 2.
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА
тема 2. Рынок. спрос и предложение,
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ(2 ЧАСА)
семинар
Основные вопросы
1. Сущность рынка. Основные категории рынка: обмен, стоимость, деньги, цена.
2. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Факторы, определяющие величину спроса.
3. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Факторы, определяющие величину предложения.
4. Рыночное равновесие на конкурентном рынке. Устойчивость равновесия. Области экономической активности. Выигрыши (излишки) покупателя и продавца.
5. Эластичность спроса и предложения.
6. Государственное воздействие на рыночное ценообразование и его последствия.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Рынок: понятие, условия образования и развития, виды, функции, достоинства и недостатки.
2. Спрос и предложение, их функции. Построение индивидуальных и рыночных (совокупных) кривых спроса и предложения. Влияние факторов на изменение объёмов спроса и предложения в графических моделях.
3. Рыночное равновесие на конкурентном рынке и его изменение в статической и динамической (паутинообразной) моделях. Суть общественной выгоды от равновесной цены.
4. Расчёт и анализ показателей точечной и дуговой эластичности спроса (прямой, перекрёстный по цене; по доходу) и предложения: установление степени эластичности, типа товара.
Основные понятия
Рынок, рыночная экономика, товарное хозяйство, общественное разделение труда, стоимость, цена, трансакционные издержки, спрос, закон и функция спроса, предложение, закон и функция предложения, индивидуальные и рыночные (отраслевые) спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная и рыночная цена, рынок покупателя (продавца), устойчивость равновесия, излишек (выигрыш) потребителя (производителя), эластичность спроса по цене (прямая и перекрестная) и по доходу, эластичность предложения (во временных периодах).
Список литературы
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М: Дело, 1999. - Гл. 3, 4, 5, 10.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи- ' тер, 1999.-Гл. 7.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 5.
Дополнительная
1. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 4-7.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
3. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 3.
тема 3. теория потребительского поведения.
ВЫБОР И РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (2 ЧАСА)
Семинар
Основные вопросы
1. Общая и предельная полезность блага. Закон убывания предельной полезности.
2. Рациональный выбор потребителя и правило максимизации полезности благ.
3. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения благ.
4. Графическая картина равновесия потребителя. Потребительский оптимум.
5. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффект дохода, эффект замены.
•J |
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Предпочтения потребителей и спрос. Предпосылки и аксиомы потребительского выбора.
2. Рациональный выбор потребителя с позиций кардиналистского подхода к оценке полезности: последовательность и результат выбора конкретных благ.
3. Рациональный выбор потребителя с позиций ординалистского подхода к оценке полезности с использованием кривых безразличия и линии бюджетного ограничения.
4. Построение и анализ кривых: «доход-потребление» и кривой Энге-ля; «цена-потребление» и кривой индивидуального спроса.
5. Взаимосвязь номинального и реального доходов. Изменение спроса в эффекте дохода и в эффекте замены.
г
Основные понятия
Потребительское поведение, полезность блага (общая и предельная), максимизация полезности, потребительский выбор, рациональное поведение потребителя, предпосылки потребительского по-
ведения и выбора, правило максимизации полезности, кривые безразличия, предельная норма замещения благ, бюджетная линия (уравнение), точка потребительского оптимума (равновесие потребителя), национальный и реальный доходы, эффекты замены и дохода.
Список литературы
Основная
Дополнительная
Список литературы
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 8.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 11.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 7.
Дополнительная
1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические
материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
2; Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд.,
• »;„. изм.-М.: Норма-Инфра-М, 2000.-Гл.5, 6. г
тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм на рынках
СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
(2 ЧАСА)
семинар
Основные вопросы
1. Доход фирмы: валовой (общий), средний, предельный. Прибыль. Правило максимизации прибыли.
2. Особенности ценообразования и поведения фирм на рынке совершенной конкуренции. Равновесие фирмы.
3. Особенности ценообразования и поведения фирм на рынке несовершенной конкуренции. Монополизм. Равновесие. Социально-экономические последствия.
4. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование рынка, антимонопольная политика.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Прибыль как цель и результат деятельности фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
3. Условия существования монополии. Барьеры. Ценовая дискриминация. Равновесие фирмы-монополиста. Естественные монополии.
4. Условия существования и модели поведения олигополии. Максимизация прибыли и равновесие фирмы.
5. Условия существования монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Равновесие фирмы.
6. Особенности антимонопольного законодательства в России.
Основные понятия
Доход фирмы (совокупный, средний, предельный), прибыль (бухгалтерская, экономическая), правило максимизации прибыли, конкуренция, монополизм, рыночная структура, рынок совершенной конкуренции, равновесие фирмы, чистая монополия, ценовая дискриминация, монополистическая конкуренция, неценовая конкурен-
ция, олигополия, взаимозависимое поведение фирм, ценовые войны, картели, лидерство в ценах, естественные и искусственные монополии, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, антимонопольная политика государства.
Список литературы !
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.-Гл. И, 12, 14.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 7,9, 12.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 9.
Дополнительная
1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 6, 7, 8.
тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов)
(2 ЧАСА)
семинар Основные вопросы
1. Особенности рынков факторов производства. Спрос на ресурсы: характер, факторы, объём (величина).
2. Рынок труда и заработная плата: понятия; факторы, влияющие на спрос и предложение труда, уровень заработной платы.
3. Рынок капитала и фактор времени: спрос, предложение, цена (процент), равновесие. Дисконтирование капитала.
4. Рынок земли и рентные отношения: понятия; факторы, влияющие на спрос и предложение земли, величину ренты. Цена земли.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Производный характер спроса на ресурсы. Факторы, определяющие его величину. Правила максимизации прибыли и наименьших издержек при покупке ресурсов.
2. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монопсонии, монополии (с участием профсоюзов). Повременная и сдельная формы оплаты труда.
3. Физический и ссудный капитал. Роль ставки процента на рынке ссудных капиталов.
4. Оценка эффективности инвестиционных проектов: расчёт показателей чистой дисконтированной стоимости и нормы прибыли.
5. Текущая и капитальная цена земли. Равновесие на рынке земли.
Основные понятия
Производный спрос на ресурсы, текущая и капитальная цена ресурса, предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса, объем спроса на ресурсы; рынок труда, заработная плата (номинальная, реальная; повременная, сдельная), ставка заработной платы, спрос на труд, предложение труда, эффекты замещения и дохода; рынок капитала, капитал (физический, человеческий, финансовый), спрос на капитал, предложение капитала, инвестирование, ссудный капитал, ссудный процент, ставка ссудного процента (номинальная, реальная), рентабельность, дисконтирование, дисконтированная стоимость (чистая); рынок земли, спрос на землю, предложение земли, земельная (экономическая) рента, рентные отношения, цена земли.
Список литературы
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер.
сангл.-М.: Дело, 1999.-Гл. 15-18. ........ ,
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 12, 14.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 8, 10.
Дополнительная
1. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 3, 5.
2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 9,10.
Список литературы
Основная ..;.,
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер* с англ. -М.: Дело, 1999.-Гл. 10, 13.
2. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма-Инфра-М, 2000. - Гл. 11, 13.
3. Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - Гл.15.
Дополнительная
1. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 24, 25.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 3.
РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА ,
тема 9. национальная экономика. измерение
результатов экономической деятельности 4
и уровня цен (2 часа)
семинар I
Основные вопросы
\. Предмет и важность изучения макроэкономики. Национальная экономика. Основные макроэкономические проблемы и цели.
2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели и методы их расчёта: ВНП, ВВП, ЧИП, НД, ЛД, РД.
3. Номинальный и реальный ВНП (ВВП). Индексы цен.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Модель народно-хозяйственного кругооборота: в закрытой, открытой экономике.
2. Измерение объёмов общественного (национального) производства: показатели ВНП, ВВП, их недостатки, методы расчёта.
3. Проблемы измерения национального продукта. Показатели, производные от ВВП (ВНП): ЧИП, НД, ЛД, РД.
4. Назначение индексов цен. Индекс потребительских цен. Дефлятор ВНП.
Основные понятия
Национальная экономика, национальное богатство, система национальных счетов (СНС), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧИП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД), конечный продукт, промежуточный продукт, добавленная стоимость, расчет ВНП по доходам, расчет ВНП по расходам, расчет ВНП по добавленной стоимости, номинальный ВНП, реальный ВНП, инфлирование, дефлирование, индекс потребительских цен, дефлятор ВНП, индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера.
Список литературы
Основная
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 24.
2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 2.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 16.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-
ва.-М.: ВЛАДОС, 2000. -Гл. 12. „у.
Дополнительная .(ил-. \ -&•'•
1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001,-Гл. 1.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича-СПб.: Питер, 1999.-Ч. 2,4, 5.
3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 5, 6.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 10, 11.
хо., тема 10. макроэкономическое равновесие.
базовая макроэкономическая модель AD-AS
(2 ЧАСА)
семинар Основные вопросы
\. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Эффекты богатства, процентной ставки, импортных товаров.
2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.
3. Равновесие в модели AD-AS.
4. Изменение макроэкономического равновесия. Шоки спроса и шоки предложения.
Вопросы для обсуждения и выполнения
расчетно-графических работ
1. Совокупный спрос и его составляющие. Обоснование вида кривой совокупного спроса. Влияние неценовых факторов.
2. Совокупное предложение. Его ценовые и неценовые факторы. Кейнсианский, промежуточный и классический участки модели совокупного предложения.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его сдвиг на трех участках модели совокупного предложения. Механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию.
""•• 24 ' . '
= !• АМл f '
Ј9, B'CI'ift
Основные понятия
Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), совокупные расходы, совокупный доход, эффект богатства, эффект процентной ставки, эффект импортных товаров, кривая совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса, классическая модель совокупного предложения, кейнсианская модель совокупного предложения, неценовые факторы совокупного предложения, краткосрочное равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, долгосрочное равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, эффект храповика, шоки спроса, шоки предложения.
Список литературы
Основная
1 . Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер,. С
англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 30. ,Г,
2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 4.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999. - Гл. 17.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 13.
*
Дополнительная
1 . Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -Гл. 12, 13.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические
материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1 999. - Ч. 2, 4, 5. :
3. Корнейчук Б. В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. ~
СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 9.'
4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е
изд. - СПб. : Питер, 2003. - Гл. 1 9.
тема 11. макроэкономическая нестабильность.
Инфляция. безработица (2 часа)
семинар Основные вопросы
1. Экономический цикл и динамика макроэкономических показателей на стадиях (фазах) цикла.
2.'Инфляция: сущность, причины, измерение, виды. Социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
3. Безработица и занятость населения, их измерение. Типы, социаль
но-экономические последствия, регулирование безработицы.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Цикличность развития как экономическая закономерность, её основные проявления.
2. Характеристика стадий (фаз) экономического цикла. Виды циклов,
их причины, факторы.
3. Инфляция: сущность и формы проявления, социально-экономические последствия и антиинфляционные меры государства в России.
4. Фактический и естественный уровни безработицы. Закон Оукена. Регулирование безработицы в России: пассивная и активная политика государства.
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Основные понятия
Цикличность экономического развития, экономический цикл, фазы цикла, вершина (пик), кризис - сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия, стагнация), оживление (расширение),подъем (пик), потенциальный ВНП, относительное отклонение фактического ВНП от потенциального, экзогенные и эндогенные факторы экономических циклов; инфляция, дефляция, индекс цен, темпы инфляции, инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция (видимая, подавленная; умеренная, галопирующая, гиперинфляция; сбалансированная; ожидае-
мая), стагфляция, инфляционная спираль, кривая Филлипса, антиин-1 фляционная политика (адаптивная, активная); предложение труда, спрос на труд, занятость, безработица, экономически активное население, занятые, безработные, фактический и естественный уровни безработицы, виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая), полная занятость, закон Оукена, активная и пассивная политика государства по регулированию уровня занятости.
Список литературы к семинару
Основная
\, Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 23.
2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 3.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред.
А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Пи
тер, 1999.-Гл. 19, 20, 22. -
4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 17.
Дополнительная
1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.-Гл. 10,11, 15.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 4, 5.
3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 6,7.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 12, 14, 16.
тема 12. равновесие на рынке благ. кейнсианская модель. потребление. сбережения. инвестиции (2 часа)
семинар Основные вопросы
1. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия, склонность к потреблению и сбережению, функции потребления и сбережения.
2. Инвестиции: понятие, виды, функции, мотивы, факторы, роль в экономике.
3. Равновесие и неравновесие на рынке благ. Модель «крест Кейнса».
4. Мультипликаторы автономных расходов, инвестиций. Акселератор.
5. Модель IS - равновесие на товарном рынке.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Взаимосвязь потребления, сбережения и доходов. Функции и графики потребления и сбережения, их взаимосвязь.
2. Склонность к потреблению, склонность к сбережению (средние и предельные величины), закономерности их изменения.
3. Сбережения и инвестиции: их взаимосвязь, мотивы и факторы динамики. Автономные и индуцированные инвестиции.
4. Механизмы мультипликатора и акселератора, их роль в макроэкономическом равновесии. Парадокс бережливости.
Основные понятия
Совокупные расходы, совокупный доход, потребление (С), потребительские расходы, сбережения (5), инвестиции (/), мотивы сбережений, мотивы инвестиций, функция потребления, функция сбережения, средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, функция инвестиций, автономные и индуцированные инвестиции, планируемые и фактические расходы, модель «крест Кейнса», эффективный совокупный спрос, равновесный уровень производства, рецессионный разрыв, инфляционный разрыв,
мультипликатор автономных расходов, мультипликатор инвестиций, акселератор, парадокс бережливости.
Список литературы
Основная " ;
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - 2-е изд. / Пер. с . англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 25.
2. Агапова Т.П., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2000. - Гл. 5.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ; Питер, 1999.-Гл. 17.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Камае-ва. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 13.
Дополнительная
1. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.-Гл. 2,3.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - СПб.: Питер, 1999. - Ч. 2, 4, 5.
3. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. -СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - Гл. 9-11.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 13.
тема 13.ФИНАНСОВАЯ система и бюджетно-налоговая
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА(2 ЧАСА)
семинар Основные вопросы
1. Финансовая система. Функции финансов.
2. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, механизм воздействия.
29 .
3. Мультипликаторы государственных расходов, налогов.
4. Виды фискальной политики: дискреционная и недискреционная, сдерживающая и стимулирующая.
Вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ
1. Финансовая система - объект бюджетно-налоговой политики государства.
2. Государственный бюджет - основа финансовой системы государства: понятие, содержание, функции, методы формирования, составные части (доходы и расходы).
3. Налоги как главный источник доходов государственного бюджета: понятие, функции, виды (прямые и косвенные), принципы и методы налогообложения (пропорциональный, прогрессивный, регрессивный). Кривая Лаффера.
4. Профицит, дефицит государственного бюджета (фактический, структурный, циклический). Причины возникновения и методы финансирования бюджетного дефицита.
5. Внутренний и внешний государственный долг, причины образования и последствия его накопления. Методы управления государственным долгом.
Основные понятия
Финансы, финансовые ресурсы, финансовые фонды, финансовая система, государственные (централизованные) финансы, финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные), государственный бюджет, принцип бюджетного федерализма, доходы и расходы бюджета, налоговая система, налог, субъект и объект налога, налоговая ставка, кривая Лаффера, бюджетно-налоговая (фискальная) политика, мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов, дискреционная и недискреционная фискальная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики, бюджетный излишек, дефицит госбюджета (фактический, структурный, циклический), мо-нетизация дефицита госбюджета, сеньораж, долговое финансирование госбюджета, внутренний и внешний государст<