ТЕМА 5. Конкуренция и монополия
1. Конкуренция как форма отношений между субъектами рынка.
2. Монополия в экономике.
3. Рынок совершенной конкуренции.
4. Рынок несовершенной конкуренции.
1.Известно, что субъектами рынка являются лично независимые друг от друга продавцы и покупатели, каждый из которых в своем поведении руководствуется принципом разумного эгоизма – получить наибольшую пользу: как можно полнее удовлетворить свои потребности. Сделать это они могут, вступая в экономические отношения друг с другом, основными формами таких отношений являются конкуренция и монополия.
Конкуренция – борьба между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и реализации товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Это значит, что в такой борьбе они могут полагаться лишь на свои силы и возможности или взаимовыгодную договоренность друг с другом.
Конкуренция – это экономическая война на трех фронтах:
1. Среди продавцов – все хотят продать товар дороже, выигрывает тот, кто уступит в цене, но увеличит объем продаж;
2. Среди покупателей – все стремятся приобрести товар по низкой цене, покупает тот, кто согласен с более высокой рыночной ценой;
3. Между продавцами и покупателями – это главный фронт борьбы, на котором противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.
Конкуренция ведется в различных формах и разными способами. По сфере действия она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
1. Внутриотраслевая конкуренцияформирует единую по отрасли рыночную цену, побуждает снизить индивидуальные издержки производства до уровня общественно необходимых.
2.Межотраслевая – соревнование между фирмами разных отраслей, каждая из них в своей отрасли стремится получить наибольшую прибыль. Такое стремление порождает переливы капиталов из одной отрасли в другую, более прибыльную, что в конечном итоге способствует эффективному распределению и использованию общественного капитала, перераспределению прибыли. В результате на равновеликий капитал, вложенный в разных отраслях, будет получена равновеликая прибыль. Так устанавливается на некоторое время средняя норма прибыли. Это значит, что одинаково прибыльно вкладывать капитал в любую отрасль. Итогом этого вида конкуренции является формирование равновесной цены производства (издержки плюс средняя прибыль).
По способам борьбы различаются ценовая и неценовая конкуренция. Первая из них предполагает продажу товаров по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно за счет сокращения издержек, уменьшения прибыли или продажи однородных товаров по разным ценам различным покупателям. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества, разнообразии однородной продукции, умелой организации рекламы.
По этапам развития различают свободную и регулируемую конкуренцию. Так свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь до середины XIX в. Свободное соперни-чество в современных условиях – редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынках ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. В ХХ в. получили развитие новые формы рыночного соперничества – регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий. Нельзя считать, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.
Первое правило: товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.
Второе правило: чтобы, как говорится, «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и сбывать товары по более низкой цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.
Третье правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким, «бросовым» ценам. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
По характеру борьбы различают совершенную и несовершенную конкуренцию, о чем будет речь в следующих вопросах.
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночное соревнование прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. В результате в обществе происходит расслоение: выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения; есть и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах. Кроме того, важны и социальные последствия конкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свободу каждому субъекту рынка, формирует у него предприимчивость, способность обдуманно принимать решения и т.д.
Таким образом, конкуренция является формой экономической борьбы между субъектами рынка, а закон ее: в ней побеждает тот, кто раньше других обеспечил себе более благоприятные условия для производства и реализации своей продукции.
Конкуренция как форма отношений между хозяйствующими субъектами в своем развитии прошла несколько этапов и имела соответствующие им формы. В дорыночной экономике она проявлялась в форме неэкономических конфликтов (в борьбе за лучшие места обитания между первобытными племенами, например). С переходом к рынку на первых порах конкуренция приобретает экономический характер, поскольку сами рынки становятся основной формой связей между производителями и потребителями. Этому этапу свойственна свободная конкуренция, при которой никто из соперников не имел преимуществ, каждый получал свою долю прибыли. С появлением монополий на смену свободной приходит монополистическая конкуренция, обеспечивающая высокую прибыль лишь отдельным предприятиям. Современному этапу характерна эффективная конкуренция, основанная на соглашениях и партнерстве между различными субъектами – предпринимателями, наемными работниками, общественными организациями, государством.
В ходе конкуренции каждый из ее участников стремится получить рыночную власть, т.е. возможность в свою пользу влиять на движение цен, на рыночную конъюнктуру в целом. Очевидно, что победителем оказывается тот, кто располагает для этого преимуществами по сравнению с другими субъектами: по объему производимой продукции и ее качеству, уровню средних издержек и другим характеристикам, т.е. всему тому, что позволяет ему занять в своей отрасли и на соответствующем рынке выгодные позиции.
2. В результате может измениться характер отношений между субъектами экономики в силу их дифференциации, что обусловливает такую форму отношений, как монополия.
Материальной основой появления монополии как закономерного результата конкуренции является концентрация производства, приведшая к возникновению крупных и крупнейших предприятий, которые могут захватить власть в своих отраслях и на соответствующих рынках. Монополией называют доминирующее, господствующее положение тех или иных предприятий, т.е. обладание ими рыночной властью. Монополиями называют и сами такие предприятия. Их целью является получение максимально возможной прибыли посредством контроля над ценами, объемом предложения товаров.
С точки зрения интересов государства укрупнение предприятий целесообразно до такого уровня, пока монополизация производства не наносит ущерба хозяйству страны: ограничивает свободное предпринимательство как необходимое условие поступательного развития рыночной экономики, тормозит научно-технический прогресс. С позиций интересов руководства предприятий их укрупнение допустимо до того момента, пока оно обеспечивает ему получение если не максимальной, то устойчиво-оптимальной прибыли.
Уровень монополизации производства определяется по объему выпуска и реализации продукции крупными монополиями.
Есть два пути монополизации производства: естественный, который типичен для стран с рыночной экономикой, когда монополии возникают в ходе конкуренции; и искусственный – в странах с централизованно-управляемой экономикой, где монополии создает само государство.
Различают границы монополизации производства: высшую, когда предприятие сосредоточило у себя 100% выпуска и реализации продукции (например, завод «Индуктор» в Новозыбкове выпускал термопечи, единственный в Союзе и Европе); низшую границу, когда объем выпуска и реализации обеспечивает монополии рыночную власть.
В зависимости от характера и причин возникновения различают два вида монополий. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особенно важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства: здесь создаются товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Искусственные монополии – это объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Они преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий уровень технологии; применяют более крупный капитал; «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Организационными формами монополий являются: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум. Картель – соглашение нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого синдикатскую контору. Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум – временное соглашение между несколь-кими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых операций большого масштаба.
Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами расправляются с конкурентами.
1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств, с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж». Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, терактов и заказных убийств.
Итак, монополия в экономике закономерно выросла на основе свободной конкуренции. Она имеет свои достоинства и недостатки.
К положительным последствиям монополизации можно отнести то, что крупные предприятия имеют необходимые материальные возможности осуществлять крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрять их результаты, нанимать работников высокой квалификации, что способствует повышению производительности труда и качества продукции. Таким образом, монополизация производства стимулирует научно-технический и экономический прогресс.
Однако монополизация порождает и противоположную тенденцию – к торможению этого прогресса. Дело в том, что монополисты не всегда будут внедрять новинки, если это связано с дополнительными затратами, которые могут дать положительный эффект лишь в перспективе. Появление крупных предприятий ускоряет процесс разорения многих мелких и средних фирм, что ведет к росту безработицы, сокращению совокупного спроса. Кроме того, установление монопольных цен снижает реальные доходы покупателей.
С целью минимизации негативных последствий чрезмерной монополизации производства, государство использует свое антимонопольное законодательство, цель которого поддержание рационального соотношения между конкуренцией и монополией. Опыт использования такого законодательства накоплен в западных странах. Так в США оно применяется и совершенствуется уже больше века и базируется на нескольких основных законах.
1. Закон Шермана (1890 г.) запрещает тайную монополизацию торговли, всякий сговор о ценах.
2. Закон Клейтона (1914 г) запрещает ценовую дискриминацию, определенные виды слияний посредством покупки акций конкурентов и др.
3. Закон Робинсона-Пэтмена (1936г.) запрещает «ножницы цен».
4. Закон Селлера (1950 г.) ужесточил условия слияния монополий.
В РФ действует с 1991 г. Закон «О конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках». Деятельность естественных монополий регулируется Законом «О естественных монополиях». Интересы потребителей защищает Закон «О защите прав потребителей». Создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП).
Кроме законодательных, есть и экономические меры борьбы с монополиями (см. литературу).
Таковы основные формы отношений между субъектами рынка – конкуренция и монополия. В ХХ в., особенно во второй его половине, в развитии рыночных отношений проявились две новые тенденции.
Первая тенденция – усиление монополизации рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство.
Вторая тенденция – обострение конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко ускорилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии.
Наличие указанных тенденций необходимо учитывать в деятельности государства в качестве регулятора отношений между субъектами рыночной экономики.
3. Один из принципов деятельности фирмы (предприятия) – это получение прибыли, которая представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и общими издержками ее производства. Размер выручки зависит от уровня цен и величины предложения товаров, а издержки при неизменной технике и технологии – объема производства (выпуска). Стремление фирмы к максимизации прибыли заставляет ее устанавливать оптимальные объемы выпуска и уровень цены. В то же время на поведение фирмы влияют такие характеристики рынка, как количество фирм в отрасли, свойства создаваемого и предлагаемого продукта, степень его дифференциации (разнообразия), наличие субститутов, полнота информации о состоянии рынка (конъюнктуре), уровень барьеров для входа и выхода из отрасли, определяющих степень мобильности ресурсов. Все это обусловливает способность тех или иных фирм воздействовать на рыночную ситуацию, прежде всего контролировать движение цены, т.е. их конкуренто- способность.
По степени конкурентной борьбы между субъектами рынка различают четыре рыночные структуры. Одной из них является рынок совершенной конкуренции, характерными чертами которого являются наличие множества продавцов однородной продукции, каждый из которых обладает небольшой долей рыночного предложения, полная информация о рыночной конъюнктуре, низкие барьеры или их отсутствие для входа и выхода из отрасли и с рынка. В силу этого ни один из продавцов не может контролировать цену и может реализовать свою продукцию по свободно складывающейся цене. Такое положение фирм на рынке делает их равными в конкурентной борьбе и стимулирует их, во-первых, к сокращению средних издержек производства на основе использования более производительной техники и технологии, что может стать основой снижения цены, а во-вторых, к повышению качества продаваемой продукции.
4.Однако существование рынка совершенной конкуренции возможно лишь в идеале. С некоторым допуском свободная или совершенная конкуренция наблюдалась на первом этапе развития рыночного хозяйства. Примерно с середины ХIХ в. на практике нарушение условий для совершенной конкуренции все больше становится не исключением, а нормой, что было обусловлено процессом монополизации производства. Постепенно типичным становится рынок несовершенной конкуренции, имеющий три функциональные формы, различающиеся по силе рыночной власти у продавцов и их количеству.
1. Рынок монополистической конкуренции. На таком рынке фирма предлагает дифференцированный товар, у которого есть свойства, отличающие его от аналогичного назначения товаров у конкурентов: высокое качество, красивая упаковка, удобные условия для продажи, выгодное местоположение торговой точки, высокий уровень сервиса, культурное обслуживание покупателей. Владелец дифференцированного продукта в некоторой мере является монополистом и может влиять на его цену. Таких монополистов достаточно много на рынке, каждый имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
2. Когда на рынке доминирует несколько фирм, продающих однород- ный или дифференцированный товар, рыночная цена устанавливается по принципу лидерства, т.е. такая, какую определяет сильнейшая фирма, кроме того возможен сговор между продавцами о цене и квоте (доля товара каждого в общей массе предлагаемых товаров). Такая ситуация на рынке называется олигополией (греч олиго – мало, полео – продавать), а рынок олигополистическим. Вход на него затруднен, информация о состоянии рынка ограничена
3. Чистая монополия, или монополистический рынок отличается от первых двух наличием на нем одного продавца (без конкурентов) данного товара, нет товаров-заменителей, заблокирован вход на рынок новых фирм. Такой продавец-монополист может изменять цену в широких пределах, а максимальное повышение цены ограничивается только платежеспособным спросом. Полной рыночной властью может обладать также и один покупатель, это – монопсония.
В реальной действительности нет в чистом виде рынков совершенной или несовершенной конкуренции, наблюдается сочетание разных видов рыночных структур.
Итак, модель рынка совершенной конкуренции предполагает возможность наиболее рационального использования имеющихся в хозяйстве страны экономических ресурсов и минимизацию издержек производства. Рынок несовершенной конкуренции, наоборот, допускает отклонение от состояния равновесия. Значит, в связи с монополизацией в хозяйстве общество несет потери. Поэтому государство должно противостоять чрезмерному монополизму в экономике, одновременно поощряя конкуренцию.
Контрольные вопросы
1. Что называется конкуренцией? Этапы ее эволюции
2. Какова роль конкуренции в экономике?
3. В чем суть внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции?
4. Почему неизбежна монополизация производства и обращения?
5. По каким показателям можно судить об уровне монополизации производства?
6. Какие пути монополизации производства и для каких экономических систем они характерны?
7. Какова минимальная граница монополизации производства?
8. Каковы признаки рынков совершенной конкуренции?
9. Каковы виды и характерные черты рынков несовершенной конкуренции?
10. Что такое рыночная власть фирмы, отрасли?
11. Монополия противоположна конкуренции. Так почему мы говорим о монополистической конкуренции?
12. Для чего необходимы антимонопольные законы и какие меры они предусматривают?
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.13,17,18.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.6,7.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 12.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл. 9.