Трансакционные издержки и теорема Коуза
Издержки производства, в соответствии с новой институциональной экономической теорией, состоят из двух частей – трансакционных и трансформационных издержек.
Первое, наиболее общее определение трансакционных издержек основано на определении трансакции. Трансакционные издержки – это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.
Трансформационные издержки связанны с изменением или воспроизводством физических характеристик благ. Трансакционные издержки отражают изменение или воспроизводство правовых, а в более общем плане институциональных, характеристик.
Понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институциональной теории, поскольку институты объясняются не через призму конфликта классовых интересов, а с точки зрения возможностей экономии на трансакционных издержках.
Для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Неопределенность определяется не только через фрагментарность и, как правило, искаженность располагаемой индивидами информации, но и ограниченные возможности ее переработки, которыми они (агенты) обладают.
На возможности извлечения выгод от обмена влияет не только общая величина трансакционных издержек, но и распределение их бремени между участниками обмена. Эффективность размещения ресурсов зависит не только от общего уровня трансакционных издержек и распределения между заинтересованными сторонами, но и от структуры, определяемой направлениями потенциальных и реальных соглашений между экономическими агентами.
Учитывая наличие двух аспектов в объяснении трансакционных издержек, их можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Поскольку координация – это ключевой компонент любой организации, то без учета трансакционных издержек в явном виде или имплицитно экономический анализ был бы малопродуктивным
Отсутствие прямой связи между эффективными институтами и их существованием, которое объясняется с помощью трансакционных издержек, является важным направлением исследования эволюции институтов. Эволюцию объясняют как изменения, зависящие как от траектории предшествующего развития, так и от несовершенства механизма обратной связи и отбора, посредством которых субъекты, принимающие решение, обучаются, а внешняя среда обусловливает выживание и развитие в наибольшей степени адаптировавшихся субъектов, которые, в свою очередь, определяют ход дальнейшего развития.
Такая интерпретация трансакционных издержек позволяет выявить взаимосвязь между ними и институтами, а через них – между институтами и благосостоянием. Двойственная основа трансакционных издержек обусловлена, с одной стороны, проблемой координации ввиду существования неопределенности, а, с другой стороны, – проблемой распределительного конфликта ввиду противоречий интересов экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов. Данное обстоятельство указывает на возможность существования неоднозначной зависимости между ними и институтами, поскольку интересы одной группы могут заключаться в повышении уровня неопределенности для других и в получении преимущества в силе за счет других, Это позволяет повысить благосостояние данной группы без увеличения размеров выпуска продукта.
Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то, следуя предпосылкам новой институциональной и неоклассической теории, ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью (если не принимать во внимание эффект дохода) вне зависимости от первоначального распределения прав собственности между экономическими агентами. В соответствии с предпосылкой о нулевых трансакционных издержках интерпретаторами Р. Коуза была сформулирована теорема, носящая его имя. Кратко теорему Коуза формулируют следующим образом: если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов Парето-оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности. Существуют и другие ее определения:
– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения эффективности, или Парето-оптимальности, если они могут свободно обмениваться.
– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения Парето-оптимальности окончательного размещения ресурсов, если трансакционные издержки пренебрежимо малы.
– первоначальное распределение титулов собственности не имеет значения с точки зрения эффективности в условиях совершенной конкуренции.
– в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны.
Теорема имеет значение в том плане, что косвенным образом показывает: положительные трансакционные издержки имеют значение при различных вариантах первоначального распределения прав собственности с точки зрения эффективности конечного размещения ресурсов. Это позволяет объяснить существование различных режимов прав собственности (частная, государственная, коммунальная, свободный доступ) с функциональной точки зрения, а не только с морально-этической, которая имеет как самостоятельное, так и производное от функционального основания значение.
Учет трансакционных издержек позволяет объяснить сравнительную эффективность различных способов интернализации внешних эффектов как способа полного учета в процессе принятия решений издержек и выгод, возникающих в результате их выполнения. Теорема дает возможность объяснить возникновение и пределы распространения различных форм институциональных соглашений, или институциональных устройств. Кроме того, анализ трансакционных издержек имеет значение и в интерпретации институциональной трансформации, выражающейся, в частности, в реструктуризации режимов прав собственности, например, в переходе от свободного доступа к частной, государственной или коммунальной собственности, изменении правил, образующих институциональную среду. С помощью данного понятия можно определить условия возникновения и соотношение между различными институциональными соглашениями в экономической истории.
Р. Коуз никогда не говорил о модели с нулевыми трансакционными издержками в позитивном плане. Его работы основаны на предпосылке о ненулевых трансакционных издержках
Свойства существующих институтов ощутимо влияют на характеристики экономических результатов, что подтверждается исследованиями, в соответствии с которыми страны с высоким качеством институтов оказывались в более выгодном положении, чем страны с более высоким качеством макроэкономической политики и большим запасом человеческого капитала, но низким качеством институтов.
Изменения в технологии влияют на уровень трансформационных издержек, тогда как институциональные изменения приводят к росту или снижению трансакционных издержек. Однако существуют как минимум еще две формы зависимости между трансакционными и трансформационными издержками. Во-первых, влияние изменения в технологии на уровень трансакционных издержек и, во-вторых, влияние институциональных изменений на трансформационные издержки. Включение в анализ этих зависимостей позволяет преодолеть ограниченность версии, в соответствии с которой при данном состоянии техники выбирают такие институты, которые обеспечивают минимизацию трансакционных издержек. Данный подход позволяет ответить на вопрос, действительно ли технологические изменения, обусловливающие снижение трансформационных издержек, приводят к росту трансакционных издержек, адаптирующихся к институциональным изменениям.
По мнению К. Эрроу, в ценовой системе трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и ценами покупателей и тем самым приводят к потерям, нанося с точки зрения традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию. С этой позиции трансакционные издержки действуют как налог. Однако распределение бремени трансакционных издержек во многом зависит от результативности стратегического поведения соперничающих сторон. Вместе с тем налоги иногда включают как один из элементов в трансакционные издержки. В частности, это возможно, если предположить, что налоги – плата за оказываемые государством трансакционные услуги по спецификации и защите прав собственности.
Таким образом, трансакционные издержки являются препятствием для взаимовыгодного обмена. В связи с этим возникает вопрос о средствах, которые позволяют снизить уровень трансакционных издержек и обеспечить их распределение таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным. Разнообразие трансакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.