Раздел I. Общая экономическая теория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(микроэкономика)

для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»

специализация «Управление персоналом»

федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД Ф.1)

Экономический факультет

Для специалистов

Курс ДО, ОЗО первый

Семестр ДО, ОЗО I зачет

ДО, ОЗО II экзамен

Лекции ДО 72 часа ОЗО 16 час.

Практические занятия ДО 68 часов ОЗО 8 час.

Самостоятельная работа ДО 82 часа ОЗО 195 час.

КСР ДО 2 часа ОЗО 2 час.

Всего ДО 224 часа ОЗО 221 час.

Составители: к.э.н., доцент Евдокимова Е. К.

к.э.н., доцентЩербакова Л. Н.

г. Кемерово, 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

«Утверждаю»

Декан экономического факультета

________________В.И.Бувальцева

«____»_________________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(микроэкономика)

для подготовки бакалавра

521500 – направление «Менеджмент» (управление персоналом)

федеральный компонент цикла дисциплин направления (ДН Ф.2)

Экономический факультет

Для специалистов

Курс ДО первый

Семестр ДО I зачет

ДО II экзамен

Лекции ДО 72 часа

Практические занятия ДО 34 часов

Самостоятельная работа ДО 56 часа

КСР ДО 2 часа

Всего ДО 164 часа

Составители: к.э.н., доцент Евдокимова Е. К.

к.э.н., доцентЩербакова Л. Н.

г. Кемерово, 2007

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория (раздел микроэкономика)» федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф.1) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для подготовки специалистов по специальности – 080502 «Экономика и управление на предприятии», специализация «Управление персоналом»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ______________ 2007 года

Зав. кафедрой ____________________ д.э.н., профессор Шабашев В. А.

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» __________ 2007 года

Председатель УМК ЭФ _______________к.э.н., доцент Козлова О. Н.

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория (раздел макроэкономика)» федеральный компонент цикла дисциплин направления (ДН Ф.2) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для подготовки бакалавра 521500 – направление «Менеджмент» (управление персоналом)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ______________ 2007 года

Зав. кафедрой ____________________ д.э.н., профессор Шабашев В. А.

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» __________ 2007 года

Председатель УМК ЭФ _______________к.э.н., доцент Козлова О. Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях рыночной экономике требуется новая теоретическая база для экономических дисциплин, обогащение методических основ и формирование обновленного категориального аппарата. Экономическая теория берет на себя эти функции, как раньше их реализовывала политическая экономия. Усиление зависимости российских хозяйственных процессов от мировых факторов также указывает на необходимость детального изучения закономерностей, особенностей, причинно-следственных связей мирового рыночного хозяйства. Непоследовательность, неполнота, ошибки российских реформ подтверждают необходимость прочной теоретической основы для уверенного вхождения экономики в новое состояние. Для ее создания необходимо тщательное изучение экономических школ, течений рыночного и нерыночного направления, существующих в западной экономической мысли.

Цели преподавания дисциплины:

Ø Выработка у студентов научных представлений об экономических закономерностях возникновения, развития, смены форм экономической жизни человеческого общества.

Ø Формирование у студентов представлений о функционировании современной экономики, о ее роли в жизни общества.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

Ø Формирование аналитического и прагматического мышления в изучении экономических явлений.

Ø Овладение основными понятиями, категориями, принципами осуществления экономических процессов, как на макро– так и на микроуровнях.

Ø Освоение научной экономической базы, необходимой для принятия практических экономических решений.

Особенностями изучения данной дисциплины является необходимость работы с теоретическими источниками; с работами экономистов, как прошлых столетий, так и современности. Объектом изучения данной дисциплины является и переходная экономика России, поэтому студенты должны знакомиться с периодическими изданиями. К особенностям экономической теории относится и необходимость математических навыков для построения графиков и проведения расчетов. Таким образом, самостоятельный компонент в работе студентов обязателен, но он тесно связан с аудиторной работой.

Данная экономическая дисциплина включает в себя три раздела: общую экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. В первом разделе студент знакомится с категориальным аппаратом дисциплины, во втором и третьем – со специфическими категориями микро- и макроразделов дисциплины.

В рамках данного методического пособия рассматривается первый и второй разделы экономической теории – общая экономическая теория и микроэкономика.

По данному учебному курсу читаются лекции, проводятся семинары, коллоквиумы, консультации, тестирование, проверяются рефераты, конспекты первоисточников студентов, студенты пишут контрольные. К видам контроля относятся экзамены, зачеты, контрольное тестирование.

Данная дисциплина читается студентам на 1 курсе в течение 1 и 2 семестров.

2. Тематический план учебной дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
часть 1 «Микроэкономика»

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практиче-ские (семи-нарские) Лабораторные
Дневная форма обучения для специалистов «Управление персоналом»
Раздел 1. Общая экономическая теория
Предмет, функции современной экономической теории   10 – самостоятельная работа Тест
Производство: уровни, факторы, эффективность.   10 – самостоятельная работа Тест
Экономические системы, модели хозяйствования и собственность.   12 – самостоятельная работа Тест
Рыночная система и рынок.   10 – самостоятельная работа Контрольная работа
КСР          
Итого   Зачет
Раздел 2. Микроэкономика
Теория потребительского поведения.   6 – самостоятельная работа Контрольная работа
Спрос и предложение. Рыночное равновесие на микроуровне.   6 – самостоятельная работа Тест
Эластичность спроса и предложения.   4 – самостоятельная работа Тест
Конкуренция и монополия   4 – самостоятельная работа Тест
Рынки факторов производства и ценообразование   6 – самостоятельная работа Тест
Предпринимательство и предприятие   4 – самостоятельная работа Тест
Производственная деятельность фирмы   6 – самостоятельная работа Тест
Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции   6 – самостоятельная работа Тест
КСР          
Итого   Экзамен
Всего    
Заочная форма обучения для специалистов, получающих первое высшее образование
Предмет, функции современной экономической теории -   16 ч. – самост. работа, тест Написание контрольной работы по предложенной тематике
Производство: уровни, факторы, эффективность. -   16 ч. – самост. работа, тест
Экономические системы, модели хозяйствования и собственность. -   17 самост. работа, тест
Рыночная система и рынок. -   16 самост. работа, тест
Теория потребительского поведения.   16 самост. работа, тест
Спрос и предложение. Рыночное равновесие на микроуровне.   16 самост. работа, тест
Эластичность спроса и предложения.   16 самост. работа, тест
Конкуренция и монополия   18 самост. работа, тест
Рынки факторов производства и ценообразование   16 самост. работа, тест
Предпринимательство и предприятие   16 самост. работа, тест
Производственная деятельность фирмы   16 самост. работа, тест
Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции   16 самост. работа, тест
КСР          
Итого   Экзамен

2. Тематический план учебной дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
часть 1 «Микроэкономика»

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практиче-ские (семи-нарские) Лабораторные
Дневная форма обучения для бакалавров «Управление персоналом»
Раздел 1. Общая экономическая теория
Предмет, функции современной экономической теории   6 – самостоятельная работа Тест
Производство: уровни, факторы, эффективность   6 – самостоятельная работа Тест
Экономические системы, модели хозяйствования и собственность.   8 – самостоятельная работа Тест
Рыночная система и рынок.   8 – самостоятельная работа Контрольная работа
КСР          
Итого   Зачет
Раздел 2. Микроэкономика
Теория потребительского поведения.   4 – самостоятельная работа Контрольная работа
Спрос и предложение. Рыночное равновесие на микроуровне.   4 – самостоятельная работа Тест
Эластичность спроса и предложения.   4 – самостоятельная работа Тест
Конкуренция и монополия   4 – самостоятельная работа Тест
Рынки факторов производства и ценообразование   4 – самостоятельная работа Тест
Предпринимательство и предприятие   2 – самостоятельная работа  
Производственная деятельность фирмы   2– самостоятельная работа Тест
Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции   4 – самостоятельная работа Тест
КСР          
Итого   Экзамен
Всего    

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание тем дисциплины

Раздел II. Микроэкономика

Тема 5. Теория потребительского поведения

Понятие ценности, полезности, потребительной стоимости. К. Менгер и Е. Бем-Баверк о субъективной теории полезности. Законы Г. Госсена, Дж. Хикс о теореме рационального потребительского выбора. Потребительские предпочтения. Поведение разумного потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Полная взаимозаменяемость. Полная взаимодополняемость. Карта безразличия. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение. Оптимальный выбор потребителя. Изменение доходов потребителя и его выбор. Изменение цен и потребительский выбор. Предельная норма замещения.

Тема 6. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
на микроуровне

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Основы закона спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Величина спроса. Эффект Гиффена. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса (детерминанты). Потребительские вкусы. Число покупателей. Доход. Цены на сопряженные товары. Изменения в спросе. Товары низшей категории, нормальные товары. Взаимозаменяемые товары (субституты). Взаимодополняемые товары (комплементы).

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Величина предложения. Неценовые факторы предложения (детерминанты). Изменение в предложении. Цены на ресурсы. Технологии, налоги и дотации. Цены на другие товары. Ожидание. Число продавцов.

Рыночное равновесие на микроуровне. Модели А. Маршалла и Л. Вальраса. Механизм установления рыночного равновесия. Излишки потребителя и производителя. Равновесная цена и равновесное количество. «Нормальная» цена. Фактор времени в микроэкономическом равновесии. «Компромиссная» теория цены. Сложные случаи: изменение спроса и предложения. Цены «пола» и «потолка».

План семинарского занятия № 1

1. Этапы становления экономической теории.

2. Направление и школы в экономической теории.

План семинарского занятия № 2

1. Политическая экономия, экономическая теория и экономикс. Функции экономической теории.

2. Понятие и эволюция предмета экономической теории. Предмет политической экономии в марксистской концепции.

3. Особенности предмета и понятийного аппарата «Экономикс».

План семинарского занятия № 3

1. Микро- и макроэкономика. Позитивная, нормативная экономика. Взаимосвязь экономической теории и экономической политики.

2. Экономические законы и принципы. Гипотезы, теории, концепции и модели в экономической теории.

3. Методы экономической теории (диалектический, научной абстракции, рационалистический, субъективный, моделирование, графический).

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличен каждый этап становления экономической теории?

2. Как соотнести название науки «политическая экономия», «экономическая теория» и «экономикс»?

3. Что общего и в чем отличие предмета в марксистской концепции и в «Экономикс»?

4. Чем отличается роль закона у К. Маркса и в «Экономикс»?

План семинарского занятия № 4

1. Концептуальные основы производства. Производительный и непроизводительный труд (классическая, физиократическая, маржиналистская, маршаллианская концепция). Производство на микро- и макроуровне.

2. Особенности марксистской концепции производства. Роль производства в системе производственных отношений.

3. Труд, предметы труда, средства труда.

План семинарского занятия № 5

1. Виды экономических агентов производства. Роль домашних хозяйств, предприятий, государства.

2. Экономические потребности и их роль в производственном процессе. Структура экономических потребностей. Закон Энгеля.

3. Экономические блага (маржиналистская, маршаллианская и другие концепции). Классификация благ. Редкость благ.

План семинарского занятия № 6

1. Ресурсы и факторы производства. Виды экономических ресурсов.

2. Ограниченность экономических ресурсов. Эффективность.

3. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Вопросы для самопроверки

1. Покажите различие роли производства в классической политической экономии и в концепции А. Маршалла.

2. Какую функцию выполняют экономические потребности по отношению к продавцу?

3. Какие уровни можно выделить при рассмотрении теории производства?

Тема 3. Экономические системы, модели
хозяйствования и собственность

План семинарского занятия № 7

4. Понятие экономической системы. Классификация экономических систем в теориях У. Ростоу и Д. Гелбрейта. Цивилизационный подход.

5. Формационный подход. Производительные силы и производственные отношения, их взаимосвязь.

6. Основные вопросы экономики (П. Самуэльсон). Традиционная, командная, рыночная и смешанная экономики.

План семинарского занятия № 8

1. Натуральное и товарное хозяйство.

2. Товар и его свойства в марксистской и маржиналистских концепциях.

3. Теории денег. Функции денег.

План семинарского занятия № 9

1. Понятие собственности в различных концепциях.

2. Формы собственности.

3. Приватизация российской экономики: причины, пути, итоги.

Вопросы для самопроверки

1. Какие критерии классификации систем имеют место в экономической теории?

2. Раскройте механизм смены экономических систем в формационном подходе.

3. В чем общее и отличие потребительной стоимости (ценности) и меновой стоимости (ценности) в марксистской концепции и теории австрийской школы маржинализма?

4. Каким образом смысл той или иной теории денег воплощается в их функциях?

План семинарского занятия № 10

1. Особенности функционирования рыночной системы.

2. Позитивные и негативные моменты рыночной системы. Провалы рынка.

3. Переход к рыночной системе в российской экономике.

План семинарского занятия № 11

1. Теоретические основы понятия «рынок». Отличие марксистской концепции и школы «Экономикс».

2. Условия существования рынка. Функции рынка.

3. Структура рынка.

Вопросы для самопроверки

1. Отличие рыночной системы и рынка в концепции «Экономикс».

2. Чем принципиально отличается марксистская трактовка рынка как системы отношений от западных трактовок рынка как места (А. Курно) или группы людей (У. Джевонс)?

3. Как связана эволюция рынка со структурой рынка?

4. Какие сущностные черты рынка формируют его недостатки?

Раздел 2. Микроэкономика

План семинарского занятия № 12

1. Ординалистская и кардиналистская концепция потребительского поведения.

2. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.

3. Кривые безразличия и бюджетные линии. Равновесие потребителя.

Вопросы для самопроверки

1. На какой из концепций основана современная теория потребительского поведения?

2. Что означает «предельная» полезность вещи, кто ввел этот термин и какую роль она играет в случае последней единицы потребления в ряду данного блага?

3. Что означает состояние равновесия потребителя (показать на графике)?

План семинарского занятия № 13

1. Формирование теоретической основы в вопросах о спросе, его ценовых и неценовых факторах, равновесии. (А. Смит, А. Маршалл, М. Фридмен и др.).

2. Спрос. Ценовые факторы спроса. Кривая спроса. Эффект Гиффена и Веблена.

3. Неценовые факторы спроса.

План семинарского занятия № 14

1. Предложение. Ценовые и неценовые факторы предложения.

2. Равновесие на микроуровне. Маршаллианская концепция формиро-ания цен. «Крест» Маршалла.

3. Варианты нарушения рыночного равновесия. Цены «пола» и «потолка».

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью в вопросе о спросе рассматриваются эффекты дохода и замещения?

2. В чем отличие эффекта дохода от эффекта замещения?

3. Как доказать революционный характер маршаллианской концепции формирования цены?

4. Как отреагирует рынок в случае изменения рыночного равновесия: а) под влиянием неценового фактора спроса или предложения; б) в случае изменения спроса или предложения в результате действия ценового фактора?

5. Как теоретически доказать местонахождение на графике цены «пола» или «потолка»?

План семинарского занятия № 15

1. Понятие и способы счета эластичности спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос.

2. Типы эластичности (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность). Эластичность на предметы роскоши и предметы первой необходимости.

3. Эластичность предложения.

Вопросы для самопроверки

1. Какую ценовую политику проводить предпринимателям на рынках с эластичным и неэластичным спросом, чтобы увеличить доходы?

2. Что означает отрицательная и положительная эластичность, и как она реализуется по отношению к предметам роскоши и предметам первой необходимости?

3. Как доказательно определить место единичной эластичности на типичной кривой спроса?

План семинарского занятия № 16

1. Понятие конкуренции в различных концепциях (поведенческая, структурная, функциональная).

2. Монополия: понятие, причины возникновения. Виды монополий.

3. Типы рыночных структур.

Вопросы для самопроверки

1. Какова взаимосвязь конкуренции и монополии?

2. В чем заключается отличие конкуренции в поведенческой и структурной концепциях?

3. Что является определяющей чертой таких рыночных структур, как чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия?

План семинарского занятия № 17

1. Теория факторов производства (А. Смит, Ж. - Б. Сэй). Д. Кларк о законе убывающей производительности факторов производства.

2. Характеристика ресурсных рынков. Особенности спроса и предложения на них.

3. Теория факторных доходов.

План семинарского занятия № 18

1. Особенности фактора производства «труд». Теоретические концепции по рынку труда.

2. Спрос на труд и предложение труда. Равновесие на рынке труда. Заработная плата как равновесная цена.

3. Роль государства, профсоюзов, корпораций в нарушении равновесия на рынке труда.

План семинарского занятия № 19

1. Теоретические концепции капитала (К. Маркс, Ф. Кларк, С. Фишер).

2. Рынок капитала. Процент как равновесная цена и факторный доход.

3. Особенности рынка земли. Понятие и типы земельной ренты.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «факторный доход»?

2. Есть ли отличия в действии закона убывающей производительности по отношению к различным факторам производства?

3. Действует ли механизм установления равновесной цены труда в случае наличия государственного регулирования или активной деятельности профсоюзов?

4. Что общего и в чем различия в понимании термина «капитал» у Д. Кларка и С. Фишера?

План семинарского занятия № 20

1. Теоретические основы концепции предпринимательства. Эволюция предпринимательства.

2. Функции предпринимательства. Роль государства в развитии предпринимательства.

3. Предприятие, классификация предприятий.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом современное определение предпринимательства можно связать с его предшествующими трактовками?

2. В чем отличие юридического от экономического аспекта характеристики предпринимательства?

3. Как доказать несостоятельность поверхностных трактовок предпринимательства типа «образ жизни», «любая рискованная деятельность», «мошенничество»?

4. Как предприятие можно представить как систему отношений?

План семинарского занятия № 21

1. Предприятие и фирма. Маржиналистская, управленческая, бихевиористская теория фирмы.

2. Направление деятельности фирмы. Производственная деятельность и производственная функция фирмы.

3. Виды издержек и доходов фирмы.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «фирма» и предприятие» в западной литературе, в современной российской экономической литературе?

2. Что является целью деятельности фирмы в маржиналистской, бихевиористической концепциях?

3. В какой степени «вмененные издержки фирмы» - реальная категория?

Тема 12. Поведение фирмы в условиях совершенной
и несовершенной конкуренции

План семинарского занятия № 22

1. Особенности функционирования фирмы в условиях чистой монополии.

2. Выбор поведения фирмы на основе сопоставления валового дохода и валовых издержек.

3. Выбор поведения фирмы на основе сравнения предельного дохода и предельных издержек.

План семинарского занятия № 23

1. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

2. Особенности выбора стратегии фирмы в условиях монополистической конкуренции.

3. Особенности поведения фирмы в условиях олигополистической структуры.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает такой тип поведения фирмы, как «минимизация убытков», и когда этот вариант выбирается?

2. В чем отличие состояния фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах?

3. Как доказывается графически, что фирмы в условиях олигополии не тяготеют к ценовой конкуренции?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Вопросы к зачету по микроэкономике

1. Предмет экономической теории и её функции, структура.

2. Этапы развития экономической теории.

3. Методы экономического исследования. Экономическая модель.

4. Потребности людей и средства их удовлетворения. Классификация благ.

5. Вилы экономических ресурсов и проблема их ограниченности.

6. Экономический выбор. Эффективность как ключевое понятие.

7. Кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

8. Спрос. Закон спроса. Факторы, определяющие спрос.

9. Нормальные и низшие товары. Эффект Гиффена. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

10. Предложение. Закон предложения. Факторы, определяющие предложение.

11. Модель частичного рыночного равновесия.

12. Механизм установления рыночного равновесия. Два типа неравновесия: излишек и дефицит.

13. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Условия устойчивости рыночного равновесия.

14. Провалы рынка.

15. Этапы развития рынка.

16. Переход в России к рынку.

17. Основные принципы поведения потребителя в рыночной системе.

18. Полезность, ценность, предельная полезность.

19. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.

20. Кривые безразличия. Карта безразличия.

21. Бюджетная линия и потребительское равновесие.

22. Функциональный и нефункциональный потребительский спрос.

Вопросы к зачету по спецкурсу (микроэкономика 1)

1. Типы экономических систем (формационный, цивилизационный подход; по способу координации экономической деятельности).

2. Собственность как экономическая категория. Форма собственности.

3. Система прав собственности (экономическая теория прав собственности).

4. Основные черты рыночной системы координации экономической деятельности.

5. Обмен как основное отношение рыночной системы. Принцип сравнительных преимуществ.

6. Предпринимательство как фактор производства. Конкуренция.

7. Рынок: сущность, функции, виды.

8. Деньги. Причины появления денег. Цена. Номинальные и реальные экономические величины.

9. Кругооборот благ, ресурсов и доход как простейшая модель рыночной системы.

10. Причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма, задачи, методы.

11. Государственный сектор экономики. Сфера распространения. Основные виды государственных предприятий.

Вопросы к зачету по спецкурсу (микроэкономика 2)

1. Фирма как экономическая организация. Теория фирмы
Р. Коуза.

2. Функциональное разделение собственности и предпринимательства.

3. Формы объединения предприятий в фирму: горизонтальная и вертикальная интеграция, конгломерация, диверсификация.

4. Современные хозяйственные структуры: холдинг, финансово-промышленные группы, «хозяйственный блок».

5. Основные организационно-правовые формы фирмы, их преимущества и недостатки.

6. Основные виды ценных бумаг, выпускаемые корпорацией.

7. Технологически эффективный способ производства.

8. Производственный выбор в краткосрочном периоде.

9. Равновесие производства.

10. Издержки и прибыль.

11. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

12. Совершенная конкуренция. Принятие фирмой решения об объемах выпуска в условиях совершенной конкуренции.

13. Формирование предложения в отрасли с совершенной конкуренцией.

14. Проблемы эффективности в условиях совершенной конкуренции.

15. Модель чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

16. Экономические последствия монополии.

17. Стратегия ценообразования в условиях монополии.

18. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Неценовая конкуренция, её основные модели.

19. Олигополия. Модели олигополии.

20. Проблемы оценки монополистической власти.

21. Основные принципы антимонопольной политики.

22. Особенности ценообразования на рынках экономических ресурсов.

23. Спрос на экономические ресурсы как производный спрос. Факторы, определяющие спрос на экономические ресурсы.

24. Рынок труда. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Профсоюзы на рынке труда.

25. Капитал как фактор производства. Формирование спроса на капитал.

26. Рынок ссудного капитала и рынок земли.

Вопросы к экзамену по микроэкономике

1. Предмет экономической теории.

2. Проблема экономического выбора.

3. Методы экономического исследования. Экономическая модель.

4. Спрос, закон спроса. Факторы, определяющие спрос. Нормальные и низшие товары. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

5. Предложение, закон предложения. Факторы, определяющие предложение.

6. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночного равновесия. «Паутинообразная» модель установления равновесия.

7. Государственное регулирование цен: «пол» и «потолок» цены, последствия их установления.

8. Потребительские предпочтения.

9. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор.

10. Ценовая эластичность спроса. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения.

11. Технологически эффективный способ производства.

12. Производственный выбор в краткосрочном периоде.

13. Равновесие производства.

14. Издержки и прибыль.

15. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

16. Совершенная конкуренция. Принятие фирмой решения об объемах выпуска в условиях совершенной конкуренции.

17. Формирование предложения в отрасли с совершенной конкуренцией.

18. Проблемы эффективности в условиях совершенной конкуренции.

19. Модель чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

20. Экономические последствия монополии.

21. Стратегия ценообразования в условиях монополии.

22. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Неценовая конкуренция, её основные модели.

23. Олигополия. Модели олигополии.

24. Проблемы оценки монополистической власти.

25. Основные принципы антимонопольной политики.

26. Особенности ценообразования на рынках экономических ресурсов.

27. Спрос на экономические ресурсы как производный спрос. Факторы, определяющие спрос на экономические ресурсы.

28. Рынок труда. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Профсоюзы на рынке труда.

29. Капитал как фактор производства. Формирование спроса на капитал.

30. Рынок ссудного капитала и рынок земли.

31. Риск и неопределенность. Способы предотвращения риска.

32. Диверсификация и финансовый рынок. Спекуляция.

33. Доходы, их распределение. Дифференциация доходов.

34. Проблемы бедности.

35. Внешние эффекты.

36. Общественные блага.

Содержание

Наименование разделов стр.
1. Пояснительная записка ……………………………………....
2. Тематический план учебной дисциплины …………….....
3. Содержание учебной дисциплины ………………………...
  3.1. Содержание тем дисциплины ………………………....
  3.2. Тематические планы семинарских занятий …….....
4. Учебно-тематическое обеспечение по дисциплине …….
  4.1. Основная литература …………………………………….
  4.2. Дополнительная литература …………………………….
  4.3. Список учебной литературы в библиотеке …………
5. Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля …………………………………………
  5.1. Вопросы для самоподготовки ………………………….
  5.2. Тематика самостоятельных работ …………………….
  5.3. Вопросы для подготовки к зачету …………………….
  5.4. Вопросы для подготовки к зачету по спецкурсу по микроэкономике 1. ……………….
  5.5. Вопросы для подготовки к зачету по спецкурсу по микроэкономике 2. ……………….

Наши рекомендации