Дайте характеристику проблеме неравномерного развития регионов России.
Как отмечают аналитики по итогу 2011 года более половины российского ВВП обеспечили 6 регионов РФ, а именно Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Именно эти регионы обеспечивают пополнение бюджета федерации. Отмечается, что именно в этих регионах находятся все крупнейшие корпорации, среди которых все крупнейшие монополии.
Такая статистика в очередной раз подтверждает неравномерность развития регионов Российской Федерации. Такое неравномерное развитие регионов обусловлено исторически сложившимся расселением народов России и их менталитетом, наличием инфраструктуры, благоприятными климатическими условиями, наличием богатых залежей природных ресурсов, а также другими объективными факторами.
Данные регионы являются мощными финансовыми центрами РФ, в которых аккумулируется большая часть ресурсов. Москва, Московская область и Санкт-Петербург являются мощными магнитами по привлечению и использованию капитала. С другой стороны Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ являются крупнейшим источником всех жизненно необходимых ресурсов. Процветание этих регионов обусловлено обширными запасами полезных ископаемых, которые в большей части идут на экспорт.
Наличие финансовых и природных ресурсов гарантирует этим регионам хорошие социальные, бюджетные и макроэкономические показатели. Сырьевая зависимость бюджета РФ гарантирует этим регионам долгое нахождение в топовых позициях среди регионов России.
Стоит отметить тот факт, что в первой двадцатке регионов нет ни одного региона со статусом высокотехнологичного. Даже Московская область занимает лидирующие позиции не из-за того, что на ее территории находится Сколково, а за счет того, что располагается вблизи столицы. Даже Новосибирская область с ее известным Академгородком и высоким уровнем развития науки занимает всего лишь 25 место в рейтинге регионов России по вкладу в ВВП.
Говоря о регионах аутсайдерах, стоит подчеркнуть и их стабильность. Последние места на протяжении длительного времени занимают республики Дальнего Востока и Сибири, республики Поволжья, а также республики Северного Кавказа. В этих регионах наблюдаются наихудшие показатели по уровню социально-экономического развития.
39. Какие, на Ваш взгляд, необходимо принять меры для уменьшения региональной дифференциации в России?
Меры должны быть связаны с созданием нового механизма межрегионального перераспределения ВВП, который позволил бы сократить межрегиональные разрывы не только в уровнях использования ВВП, но и обеспечить постепенное сближение субъектов округа по уровням производства ВВП на душу населения. Сближение уровней экономического развития является главным условием преодоления значительных различий и в уровнях социального развития.
Добиться сокращения чрезмерной межрегиональной дифференциации можно только постепенно, в несколько этапов. Основным механизмом должен стать такой бюджетно-налоговый механизм, который обеспечивал бы сглаживание слишком больших различий в доходах, в имущественном положении различных слоёв общества, огромной территориальной дифференциации бюджетной обеспеченности и уровня жизни населения. Этот механизм должен обеспечивать соблюдение интересов всех участников: администрации региона/субъекта (заинтересованность в увеличении бюджетных поступлений от деятельности промышленных предприятий, в повышении занятости населения и т.д.); предприятий – инициаторов проектов (заинтересованность в повышении конкурентоспособности, в увеличении стоимости бизнеса); и бизнес-сообщества региона/субъекта (лоббирование интересов бизнеса, обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон).
Государственная поддержка развития экономики в регионе/субъекте может выражаться путем прямых мер (полное или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов, или предоставление отсрочки/рассрочки уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также путем финансирования программ развития производств на долевых началах с другими участниками) и косвенных мер (создание стабильных условий хозяйствования, в т.ч. условий налогообложения и ставок налога в части, зачисляемой в местный бюджет, а также предоставление в установленном порядке гарантий региона/субъекта РФ для инвесторов).
Конечно, масштабное технологическое перевооружение в экономике в целом (и в промышленности в частности), требует коренной модернизации сферы среднего и высшего профессионального образования, которая обеспечила бы насыщение высококвалифицированными кадрами, отвечающих требованиям инновационного развития. Только это приведёт к созданию высокоэффективной инновационной системы, обеспечивающей превращение научных знаний в новые технологии и продукты. Что, в свою очередь, приведёт к экономическому росту за счет высокотехнологичных и наукоемких отраслей, отраслей глубокой переработки природного сырья, отраслей, ориентированных на потребности населения, и в конечном итоге к двух- трехкратному сокращению территориальной (и социальной) дифференциации показателей уровня жизни населения.
Для регионов, экономика которых базируется на эксплуатации месторождений и имеющих сырьевую направленность, необходимо разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития, ориентированную на модернизацию и диверсификацию производства. В таких регионах важно создать новые перспективные отрасли и производства, которые смогли бы придать его экономике устойчивость и помочь развернуть имеющийся производственный потенциал в сторону обрабатывающих и высокотехнологичных производств, способных производить как для внутреннего, так и для внешнего рынков конкурентоспособную продукцию.