Сущность и структура финансовой системы
Финансовая система- система форм и методов образования, распределения и использования денег в стране. Финансовые отношения возникают между такими субъектами рыночной системы, как государство, фирмы и индивиды. Финансовая система включает финансы государства (Республиканский бюджет и местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды); финансы предприятий, организаций и учреждений; финансы населения.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства. Доходы включают налоги (до 90%), поступления в целевые фонды, поступления от продажи государственного имущества, аренды Байконура (около 24 млн.дол. в год), дивиденды от государственного пакета акций в акционерных обществах и т.д. Расходы включают затраты на содержание государственного аппарата, охрану правопорядка, оборону страны, социальные программы и т.д.
В настоящее время принят трехлетний республиканский бюджет на 2009-2011 гг. Основные положения и принципы бюджетных и межбюджетных отношений регулирует Бюджетный Кодекс Республики Казахстан.
Основным источником формирования доходов государства являются налоги. Налог - обязательный платеж государству.
Принципы налогообложения определены Налоговым Кодексом Республики Казахстан, действующим с 2009 г. Это:
1. Принцип обязательности, т.е. плательщик налога обязан исполнять свои обязанности в полном объеме и в установленные сроки.
2. Принцип определенности, т.е. возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка использования, возникновения и прекращения налоговых обязательств.
3. Принцип справедливости, т.е. налоги всеобщи и обязательны. Не может быть налоговых льгот индивидуального характера,
4. Единства, т.е. налоговая система едина на всей территории Казахстана, т.к. Казахстан является унитарным государством.
В мировой практике существуют различные формы налогообложения. Так, прогрессивное налогообложение означает, что ставка налога растет при увеличении налогооблагаемой базы (например, налог на имущество). При регрессивном налогообложении ставка налога снижается при увеличении налогооблагаемой базы. Пропорциональная ставка налога не меняется при изменении налогооблагаемой базы (корпоративный налог, индивидуальный подоходный налог, НДС, социальный).
Виды налогов.В зависимости от различных критериев налоги делятся на следующие группы.
1.Прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно владельцами доходов или имущества, а косвенные налоги взимаются в сфере реализации товара. К прямым налогам можно отнести корпоративный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, а к косвенным - НДС, акцизы.
2.Прямые налоги бывают реальные и личные. Реальные налоги – это налоги на имущество, а личные налоги взимаются с дохода.
3.Натуральные и денежные. Налоги взимаются, как правило, в денежной форме. Однако, «Указ о налогах и обязательных платежах в бюджет» от 1995 г. допускал натуральную форму уплаты налога: недропользователями в виде доли добавленной продукции.
4.Налоги с юридических и физических лиц.
5.Общегосударственные и местные. К общегосударственным налогам относятся корпоративный налог, НДС, акцизы (кроме акцизов на алкогольную продукцию), налог на сверхприбыль. К местным налогам относят акциз на алкогольную продукцию, социальный, земельный налоги, налог на имущество, подоходный налог на физических лиц.
6.Общего значения и целевые.
В Республике Казахстан существуют следующие такие виды налогов, как индивидуальный подоходный налог, корпоративный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество, земельный налог, социальный налог, налог на транспортные средства, налоги и специальные платежи недропользователей. Также существуют сборы, платы, государственные пошлины и таможенные платежи.
Если расходы бюджета превышают доходы, возникает дефицит бюджета и наоборот - профицит. Дефицит бюджета бывает циклический и структурный. Циклический дефицит возникает из-за спада в экономике. При этом предприятия закрываются, налогооблагаемая база сокращается, доходная часть бюджета сокращается.
Структурный дефицит возникает из-за сознательного увеличения государственных расходов и снижения налогов в целях стабилизации экономики. Дефицит бюджета финансируется за счет государственных займов или эмиссии денег.
Государственный долг – это сумма дефицитов бюджета за минусом суммы излишков. Государственный долг бывает внутренним и внешним. Внутренний долг – это долг гражданам и фирмам своей страны, а внешний долг – это долг иностранным компаниям и организациям. Считается, что после того как уровень государственного долга превышает 90% ВВП, средние темпы экономического роста снижаются на 1% в год. Сокращение государственного долга - длительный процесс. Согласно исследованиям, на снижение государственного долга на четверть может потребоваться 5-7 лет, может привести к дефолту или росту инфляции в сочетании с девальвацией национальной валюты.
Влияние на экономику.Бюджетную политику называют фискальная политика. Это один из инструментов макроэкономического регулирования экономики. Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование производства, борьбу с безработицей и спадом. При этом налоги снижаются, а государственные расходы увеличиваются. Сдерживающая фискальная политика используется в борьбе с инфляцией, для чего налоги на доходы увеличиваются, а государственные расходы снижаются.
Влияние общей ставки налогов на производство в стране и налоговые поступления в бюджет показывает кривая Лаффера, о которой речь шла выше. Дефицит бюджета и государственный долг являются экономической проблемой, т.к. имеют определенные экономические последствия.
Так, государственный долг является бременем для будущих поколений. Его наличие сегодня может в будущем привести к увеличению налогового бремени и как следствие – снижению стимулов экономической активности, сокращению трансферт и производства общественных товаров.
Принято считать, что государственный долг усугубляет проблему неравенства в доходах. Как правило, владельцами ценных бумаг, в том числе государственных, являются обеспеченные члены общества. При получении процентных выплат их доходы относительно других членов общества становятся выше, от этого усиливается степень неравенства.
Эффект вытеснения возникает тогда, когда увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызванный этим дефицит бюджета, финансируются, в основном, за счет продажи через банковскую систему государственных ценных бумаг. Так как при этом кредитоспособность банков второго уровня снижается, а предложение денег сокращается, процентная ставка растет. Дорогой кредит сокращает инвестиционные расходы, которые являются важнейшим источником экономического роста. Таким образом, один компонент AD – государственные расходы вытесняет другой, более важный для экономического роста компонент – инвестиции.
Эффект чистого экспорта происходит при следующем сценарии. Дефицит бюджета и увеличение процентной ставки в открытых экономиках вызывает приток иностранного капитала, отчего растет спрос на национальную валюту и соответственно увеличивается курс национальной валюты. При этом отечественный товар становится дороже аналогичного иностранного товара, экспорт снижается, импорт растет, отчего возникает проблема платежного баланса страны.
По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%, умеренным - 18-30%. Другими показателями такой характеристики являются отношение валового внешнего долга к ВВП менее 48% - низкая, 48-80% - умеренная задолженность; отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг менее 12% - низкая, 12-20% - умеренная задолженность; отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг менее 132% - низкая, от 132 до 220% - умеренная задолженность.