Характерные черты недобросовестной конкуренции
Там, где есть конкуренция, порождается неприязнь и даже вражда: излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Из этого вытекает стремление помешать конкуренту нечестными способами, которые противоречат коммерческим традициям. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой действует закон о недобросовестной конкуренции. Данный закон ставит своей целью обеспечение и защиту добросовестной конкуренции, а также борьбу с ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных (нечестных) действий конкурента, запрещает такие действия, которые противоречат общепринятым "правилам игры". Нарушающий эти правила обязан возмещать нанесенный материальный и моральный ущерб. Недобросовестным, к примеру, считается:
- воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
- подделка чужих товарных знаков;
- доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;
- реклама своих товаров с элементами критики в адрес конкурента;
- утверждение и распространение ложных сведений, способных причинить убытки, испортить деловую репутацию конкурента;
- бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйствующего субъекта от привычных деловых отношений.
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция 1883 г. по охране промышленной собственности определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:
1. Когда действия ведут к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность конкурента.
2. Когда ложные заявления в ходе коммерческой деятельности дискредитируют предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента.
3. Когда в ходе коммерческой деятельности используются указания или обозначения, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления и характеристик товара (услуг).
Еще 12 видов деятельности, которые определяются как недобросовестная конкуренция, даются в Комментарии к Типовому Закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции. Эти виды недобросовестной конкуренции приводятся применительно к развивающимся странам. Непосредственное отношение это имеет применительно к России.
1. Подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность.
2. Выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих.
3. Неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.
4. Побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем.
5. Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли.
6. Бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции.
7. Продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее.
8. Создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет.
9. Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента.
10. Поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами.
11. Выпуск рекламы, в которой приводится сравнение с товарами или услугами конкурентов.
12. Нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Из всего сказанного можно кратко сформулировать, что же представляет из себя недобросовестная конкуренция?
Недобросовестная конкуренция — это такие действия, которые противоречат действующему законодательству, являются нечестными, нарушают общепринятые "правила игры” и наносят ущерб деловой репутации конкурента.
В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах и принципах Гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах.
Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Этот закон служит дополнением к другим специальным законам, когда он может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами. Например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции. Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие законы ее не обеспечивают.
И, наконец, что считать нечестным и недобросовестным в большей мере зависит от экономической и социальной обстановки (или ситуации) в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые будут адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной, недобросовестной конкуренции.