Структурные сдвиги в экономике и формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России.

В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей[111]:

– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;

– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики.

Экономика страны имеет определенную структуру– соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами.

К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована[112]:

1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности;

2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры;

3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:

1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;

2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики.

В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике:

1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;

2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;

3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики.

Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле[113]. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение[114]:

– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);

– благоприятного платежного баланса страны;

– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

 
  Структурные сдвиги в экономике и формирование открытой экономики - student2.ru

Вопросы для закрепления:

1. Дайте понятие переходной экономике.

2. Определите особенность каждого этапа приватизации собственности в России.

3. Перечислите особенности приватизации за рубежом.


Заключение

Современное российское общество развивается в соответствие с основными рыночными законами: неприкосновенной частной собственности, законами спроса и предложения, конкуренции, разделения труда. Эти законы обусловливают деятельность людей не только в сфере бизнеса и коммерции, но и определяют условия найма на работу, получения - предоставления основных социальных услуг (пенсионное обеспечение, образование, медицина и т.д.). Согласно с этим видится необходимым разъяснение студентам основных положений, по которым работает ориентированное на рынок общество. Экономика должна прейти из раздела гуманитарных дисциплин и приобрести откровенно прикладной характер.

Рабочая тетрадь ставит своей целью создать у студентов целостное представление о предмете экономической науки, ее законах, методах экономического анализа. В процессе изучения экономической теории у студентов должны сформироваться основы экономического мышления, навыки в области системного подхода к решению общеэкономических задач микроуровневого и макромасштабного характера.

Овладев основами экономической теории, студенты смогут использовать приобретенные знания в своей последующей деятельности, разбираться в объективных тенденциях экономического развития, закономерностях функционирования экономических систем, взаимосвязи экономических процессов и их социального содержания.

Полученные навыки позволяют пользоваться методологией анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способами оценки производственно–экономического потенциала предприятия, понимать структуру национальной экономики, цели и задачи ее развития, макроэкономические параметры и пропорции, тенденции развития межгосударственного взаимодействия его значение и перспективы.

Основная задача рабочей тетради привлечь студентов к изучению экономических категорий, превратить «скучную» академическую науку, в увлекательное путешествие по миру экономических знаний.

Глоссарий (словарь терминов):

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity (economic) costs) - денежные доходы, которыми жертву­ет экономический субъект — владелец экономических ресурсов, когда использует их в собственном производстве, а не продает на рынке другим потребителям. Оцениваются с точки зрения выгоды, упущенной вследствие не использования данных ре­сурсов иным, альтернативным путем.

активы (от лат. aktivus)- это кассовая на­личность, банковские депозиты, ценные бумаги, ссуды, недвижимость и другие объекты физической собственности, которыми может владеть то или иное лицо или фирма

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ (capital consump­tion allowances, depreciation) - оценка объема изношенного или использованного капитала, в процессе производства вало­вого национального продукта, амортизация.

АМОРТИЗАЦИЯ (англ. amortization - погашение)- 1) перенесение стоимости постепенно снашивающихся фондов на стоимость вырабатываемой продукции; 2) целевое накопление денежных средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.

АРЕНДА (лат. arrendate – отдавать взаймы) - имущественный наем, договор по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение - арендную плату.

БАЗОВЫЙ ГОД (base year) - год, принимаемый за основу, при построении индексов цен.

Бартер(англ. barter)прямой безденежныйобмен товарами и услугами, т.е. непосредственный обмен одного товара на другой.

ДЕНЬГИ БУМАЖНЫЕ - бумажные знаки, используемые в качестве средства обращения (банковские билеты, казна­чейские билеты). Современные бумажные деньги обеспечи­ваются специальными системами защиты от подделки: особая бумага, отличительные знаки, распознаваемые с помощью электронных средств, и др.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ - ВВП (gross do­mestic product) - совокупный доход, произведенный на терри­тории страны, в т.ч. за счет находящихся в иностранной собст­венности факторов производства; суммарные затраты на про­изводство товаров и услуг на территории страны.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - ВНП (gross national product) - совокупный доход всех граждан страны, в том числе от принадлежащих им факторов производства за ру­бежом; совокупные затраты данной страны на производство товаров и услуг.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (complementary goods) - товары, для которых существует обратная зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост це­ны на один товар вызывает уменьшение спроса на другой.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods) - товары, для которых существует прямая зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) - по­ложение, при котором изменение цены (или других парамет­ров) одной фирмы сказывается на изменении объема продаж другой фирмы; причем любая фирма, осуществляющая подоб­ные изменения, должна ожидать возможной реакции со сторо­ны фирм-конкурентов.

ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) - агрегированный пока­затель общего уровня цен, рассчитанный как отношение ре­ального объема валового национального продукта (ВНП) к но­минальному ВНП.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - одновременное развитие многих, несвязанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий (не боле 30% от общего объема производства).

ДИВИДЕНДЫ (англ. dividend)– часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с имеющимися у них акциями.

ДЕНОМИНАЦИЯ (лат. denomination)- укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчета в стране.

ДЕПОЗИТ (англ. deposit)– денежные средства или ценные бумаги, помещенные для хранения в кредитные учреждения. Срочный депозит подлежит возврату по истечении определенного срока, бессрочный – по первому требованию вкладчика.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ (product differentiation) - физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпоч­тение товаров одной фирмы перед товарами другой. Диффе­ренцированные товары рассматриваются покупателями в каче­стве схожих, но несовершенных заменителей.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (value added) - разница между стоимостью произведенной предприятием (или отрас­лью) продукцией и стоимостью приобретенной промежуточ­ной продукции.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long run) - период, доста­точный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех ис­пользуемых ею факторов производства. В долгосрочном пе­риоде все ресурсы и все издержки являются переменными.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО – это субъект или группа людей (семья, частное предпринимательство, фермерские хозяйства) имеющих общий бюджет (запас денежных средств), предполагающий совместное расходование этих средства.

ДОХОД (revenue) - общая сумма денег, получаемых эко­номическим субъектом в течение какого-либо периода време­ни.

ИМПОРТ- ввоз товаров, услуг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны.

ИПОТЕКА (от греч. hypotheke - залог, заклад),

1) залог недвижимого имущества, который осуществляется без передачи имущества во владение залоговому кредитору; 2) закладная – долговое свидетельство о залоге недвижимости, выданное банком заемщику.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ (law of diminishing returns) - принцип, согласно которому дополнительное ис­пользование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет, начиная с некоторого момента вре­мени к сокращению предельной отдачи или предельного про­дукта.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, или ПЕРВЫЙ ЗАКОН ГОССЕНА (law of diminishing marginal utility) - принцип, согласно которому рост потребления како­го-либо блага при сохранении неизменными объемов потреб­ления всех прочих благ приводит начиная с некоторого момен­та времени к убыванию предельной полезности данного блага. Принцип не является универсальным. Иногда предельная по­лезность сначала растет, достигает своего максимума и лишь затем начинает снижаться.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) - цена труда (услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.).

ИЗДЕРЖКИ (costs) - расходы фирмы на производство то­варов или услуг в течение определенного периода времени.

КАРТЕЛЬ (cartel) - соглашение между продавцами (про­изводителями) в целях ограничения рыночной конкуренции. Картель предполагает сговор между продавцами относительно цен, рынков сбыта, квот производства и сбыта участников и т.д. Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объ­единять производителей одной страны), так и международный характер (объединение производителей разных стран, так на­зываемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья).

КОНГЛОМЕРАТ (conglomerate) - объединение предпри­ятий, не связанных технологически друг с другом и осуществ­ляющих одну или более стадий производства разнородных то­варов.

конъюнктура - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют, как соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов и иные экономические показатели.

КОРПОРАЦИЯ (corporation) - одна из важнейших форм бизнеса; организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегия­ми и обязательствами, которые отличаются от прав, привиле­гий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в от­дельности. Владельцами корпорации являются все держатели акций (в отличие от держателей облигаций, являющихся кре­диторами компании).

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ- налоги с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможен­ные пошлины.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (short run) - период време­ни, в течение которого фирма не может изменить количество хотя бы одного производственного ресурса.

НОМИНАЛЬНЫЙ (nominal) - измеряемый в текущих це­нах, не пересчитанный с учетом инфляции.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal output) - объем вы­пуска, обеспечивающий фирме максимальный объем прибыли.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР (optimal consumer bundle) - комбинация товаров и услуг, обеспечиваю­щая потребителю максимальную полезность.

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ – исторически сложившаяся совокупность предприятий, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья и материалов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (decreasing returns to scale or diseconomies of scale) - про­цесс возрастания долгосрочных средних издержек фирмы с увеличением масштабов производства.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable cost) - издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается), когда воз­растает (уменьшается) объем выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату переменных факторов производства.

Покупательская способность денег – способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг.

ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) - степень удовлетворения, полу­чаемая экономическим субъектом.

ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ (easy money policy) - по­литика увеличения денежной массы в обращении.

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ (tight money policy) - по­литика сокращения или ограничения роста денежной массы в экономике.

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) — уровень заня­тости, при которой существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (increasing returns to scale or economies of scale) — про­цесс сокращения долгосрочных средних издержек фирмы при увеличении масштаба производства.

ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – это те вложения капитала, которых не достаточно для установления контроля, они представлены пакетом акций, на который приходится 10-25% собственного капитала фирмы.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed cost) - затраты фир­мы, величина которых не меняется при изменении объемов выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату постоянных факто­ров производства.

Потребительская корзина – расчетный ассортимент продуктов и других предметов потребления, применяемый для анализа и оценки как качественных показателей (разнообразие, соответствие уровню потребностей), так и количественных (величина потребительского бюджета).

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility - MU) - прирост общей полезности потребительского набора при уве­личении объема потребления данного товара на одну единицу.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (marginal cost - МС) - при­рост общих издержек фирмы от производства одной дополни­тельной единицы продукции; величина предельных издержек не зависит от величины постоянных издержек фирмы, а опре­деляется исключительно ее переменными затратами; форма кривой предельных издержек в краткосрочном периоде опре­деляется законом убывающей отдачи.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue - MR) - при­рост общего дохода фирмы от продажи одной дополнительной единицы производимой ею продукции.

ПРЕДМЕТЫ ТРУДА – теряют свою первоначальную форму в процессе производства, воплощаясь в готовую продукцию (сырье, материалы и т.п.).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ (entrepreneurial ability) - один из важнейших экономических ресурсов. Пред­полагает способность человека: 1) организовать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех прочих ресур­сов; 2) принимать основные решения по управлению произ­водством и ведению бизнеса; 3) рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией; 4) быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

ПРИБЫЛЬ (profit) - величина превышения доходов фир­мы над ее издержками; доход собственника предприниматель­ского таланта.

ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ (utility maximizing rule) - для получения максимальной полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, была одинаковой для всех товаров.

ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (profit maxi­mizing rule) - для получения максимальной прибыли фирма должна использовать такое количество ресурсов, чтобы пре­дельная доходность ресурса равнялся предельным издержкам его использования или его цене, если рынок ресурсов являет­ся совершенно конкурентным.

ПРИНЦИП МИНИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК (least cost rule) - для производства продукции с наименьшими издерж­ками фирма должна использовать ресурсы таким образом, что­бы отношение между предельным продуктом ресурса и пре­дельным издержкам его использования (или его ценой, если ресурс покупается на конкурентном рынке) было одинаковым для всех ресурсов.

ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (principle of rational behaviour) - научное допущение, согласно которому экономические субъекты действуют таким образом, чтобы по­лучить максимальный результат (максимальную прибыль или максимальную полезность или максимальное общественное благосостояние) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д).

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – это вложения капитала для создания собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании.

РЫНОК (market) - особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяй­ственными субъектами, между покупателями и продавцами.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (специализация) – предполагает распределение функций одного технологического процесса между специалистами разных профилей.

СРЕДНИЕ (СОВОКУПНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (average total cost - AC) - объем совокупных издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции. Подсчитываются по форму­ле АС = TC/Q, где ТС - величина общих (совокупных) издер­жек; Q - количество единиц произведенной продукции.

СРЕДНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (average variable cost - AVC) - объем переменных издержек на единицу выпус­каемой продукции.

СРЕДНИЕ ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (average fixed cost - AFC) - объем постоянных издержек на единицу выпус­каемой продукции.

СРЕДСТВА ТРУДА – орудия производства (машины, станки, оборудование и т.п.), с помощью которых человек воздействует на предметы труда.

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ - денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в поряд­ке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - отражает обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ – научное предвидение на основе экономических данных.

Экономический сектор – это группа экономических агентов (совокупность предприятий), которым присущ один и тот же вид основной деятельности.

ЭКСПОРТ продажа товара зарубежному покупателю, сопровождается вывозом данного товара за пределы страны-изготовителя.

ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход (покупа­тельную способность) потребителя и соответственно на коли­чество товара, которое потребитель готов купить. Эффект до­хода наряду с эффектом замещения объясняет обратную зави­симость между ценой и величиной спроса (так называемый закон спроса). Эффект дохода может быть отрицательным для нормальных товаров и положительным для относительно худ­ших товаров.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ (substitution effect) - 1) влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и соответственно на коли­чество товара, которое потребитель готов купить при условии, что его реальный доход остается неизменным; 2) влияние, которое изменение цены на ресурс оказывает на количество дан­ного ресурса, используемого фирмой, при условии что объем производства фирмы остается неизменным.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА (economies of scale) - процесс увеличения выпуска производства за счет уве­личения использования всех производственных ресурсов, или изменения масштаба производства; если долгосрочные сред­ние издержки остаются неизменными, речь идет о постоянном эффекте масштаба производства (constant returns to scale). По­ложительный эффект масштаба производства является эконо­мической основой возникновения естественных монополий и естественных олигополии.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО ПАРЕТО - критерий, предло­женный Вильфредо Парето (1848—1923), позволяющий срав­нивать результаты различных экономических ситуаций; такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участни­ков. Экономическая эффективность предполагает производст­во с наименьшими издержками.

ЭФФЕКТИВНЫЙ – дающий определенный эффект, действенный. В экономике деятельность эффективна, если она приносит прибыль.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (productive effi­cient) - производство товаров с наименьшими издержками; использование минимального количества ресурсов для данно­го объема выпуска; производство данного объема выпуска при минимальных средних совокупных издержках.

ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (explicit cost) - определяются сум­мой расходов предприятия на оплату и приобретение ресурсов у внешних поставщиков.

Библиографический список:

1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. - М.: Крон-Пресс, 1993.

2. Баликоев В.З.Общая экономическая теория. - Новосибирск, 1996.

3. Бездникин А.С. Цена и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

4. Большой экономический словарь./ Под. ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1998.

6. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-ое изд.-СПб.:Питер, 2009, С. 448

7. Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями: Рабочая тетрадь № 5, 6. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2000.

8. Всемирная история экономической мысли. В 6 Т. – М.: «Мысль», 1997.

9. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

10. История экономических учений. / Под ред. В.С. Автономова и др.: Учеб. Пособие. – М., 2000.

11. История экономических учений / под ред. А.Г. Худокромова. – М.: ИНФРА – М,1998.

12. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 1997.

13. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

14. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег – Петрозаводск: Петраком,1993.

15. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика. 1998.

16. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

17. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.

18. Макконнелл К., Брю С. Экономикс / Пер. с англ. – М., 1999.

19. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др., Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

20. Маркетинг: Учебник. / А.Н. Романов, Ю.Ю. Кормогов, С.А. Красильников и др.; Под. ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

21. Мировая экономика: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Ю.А. Щербинина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

22. Мюллер, Клаус О. Неокейсеанство. – М.: Прогресс,1977.

23. Общая экономическая теория (Политэкономия) / Под. ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. – М., 1995.

24. Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 320 с.

25. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: Прогресс,1995.

26. Послание президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ //Российская газета. - 2003 - №93.

27. Риккардо Д. Сочинения. Т. 1. - М., 1955.

28. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2003.

29. Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. 224 с.

30. Смит А.Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1993.

31. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. - (МВА).

32. Фомина С.Ю.Основы экономической теории.- Волгоград: ВГЭТК, 2002.

33. Франк Р.Х.Микроэкономика и поведение. – М: ИНФРА – М, 2000.

34. Фридмен М., Хайкен Ф.А. О свободе. – Минск,1990.

35. Чепурин М.Н., Киселева Е.А.Курс экономической теории. – Киров: АСА, 1999.

36. Экономика и бизнес. / Под ред. В.Д. Камаева. - М, 1993.

37. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

38. Экономический словарь / Е.Г. Багудина (и др.); отв. Ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

39. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М.: ГУВШЭ, 2000.

[1] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.7.

[2] Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. Т.5 – М.: Центр интенсивных технологий образования. 2000. С.6.

[3] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.7.

[4] Фомина С.Ю. Основы экономической теории.- Волгоград: ВГЭТК, 2002. С. 5.

[5] Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.3.

[6] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 48.

[7] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.11.

[8] Камаев В.Д. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2005. С.17.

[9] Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.8.

[10] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.8.

[11] Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика. 1998. С.10.

[12] Всемирная история экономической мысли. Т. 1. – М.: «Мысль», 1997. С. 26.

[13] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. С. 65.

[14] Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. – М., Юрайт–Издат, 2005. С. 500.

[15] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес–школ. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С.422.

[16] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 52.

[17] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА, 1999. С. 51.

[18] Глоссарий.

[19] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.28.

[20] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.26.

[21] Общая экономическая теория (Политэкономия) / Под. ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. – М., 1995.

[22] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.29.

[23] Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.39.

[24] Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М: ИНФРА – М, 2000. С.2.

[25] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 22.

[26] Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.39.

[27] Основы экономики. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С.42

[28] Камаев Д.В. Учебник по основам экономической теории.-М.: ВЛАДОС, 1994. С. 23.

[29] Камаев Д.В. Учебник по основам экономической теории.-М.: ВЛАДОС, 1994. С. 23.

[30] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес–школ. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 27.

[31] Глоссарий.

[32] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С. 239.

[33] Бездникин А.С. Цена и ценообразование. – М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 10.

[34] Романов А.Н. Маркетинг. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С.

[35] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.40.

[36] Фомина С.Ю. Основы экономической теории. - Волгоград, 2002. С. 32.

[37] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.59.

[38] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.64.

[39] Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС» , 1997. С. 77.

[40] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С. 304. С. 92.

[41] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес–школ. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С.422.

[42] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005.

[43] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С.167.

[44] Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003.

[45] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 184.

[46] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 193.

[47] Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. Рабочая тетрадь. Т.5. – М. 2000. С. 70.

[48] Глоссарий.

[49] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С. 144.

[50] Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2003.

[51] Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. Рабочая тетрадь. Т.5. – М. 2000. С. 80.

[52] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 171.

[53] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.111.

[54] Камаев В.Д. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт - Издат, 2005. С. 385.

[55] Послание президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ //Российская газета. - 2003 - №93. С. 4

[56] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 186.

[57] Глоссарий.

[58] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003.С 155.

[59] Глоссарий.

[60] Глоссарий.

[61] Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 234.

[62] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 320.

[63] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 321.

[64] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 322.

[65] Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевлй Е.А., Киров: «Вятка», 1994.С.323.

[66] Глоссарий.

[67] Глоссарий.

[68] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С. 244.

[69] Вечканов Г.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. С. 344.

[70] Слагода В.Г. Основы экономики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. С.176.

[71] Камаев В.Д. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт - Издат, 2005. С. 528.

[72] Станковсткая И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 354.

[73] Камаев В.Д. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт - Издат, 2005. С. 307.

[74] Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: Гуманит. и

Наши рекомендации