Экономические блага — это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.

Вопросы к экзамену по экономической теории группы ЭОО 11/2

1. Понятие труд в рыночном хозяйстве, проблема мотивации труда.

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом.

Рынок труда - это особый рынок, где наемные работники могут торговать своей рабочей силой. Этот рынок и похож и не похож на товарные рынки. Поговорим о том, что на этом рынке общего с другими ресурсов производства. Прежде всего, здесь же участвуют, как уже говорилось законы спроса и предложения, и формируются равновесные цены здешнего товара рабочей силы. Цены эти называются зарплатой.

Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число могут нанять работодатели (закон спроса). И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы и заработная плата (з/п), при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, число рабочих мест, которые готовы предоставить работодатели.

Итак, биржи труда - это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими, при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить место работы, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.

Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожидание при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести кадров. для решения этой проблемы некоторые из компаний разработали программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой», которые дали возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.

2. Предмет, функции и методы экономической теории.

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.
Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.
Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.
Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:
1. Что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения?
2. Как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования и какое влияние оказывает принятие экономических решений?
3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой?
Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической теории - определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональные экономические решения, сделать правильный экономический выбор.
В силу сложности экономических систем экономическая теория в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, в современных условиях сформировалась достаточно стройная структура современной экономической теории
Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.
1. Экономическая теория развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.
2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так. философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метола в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов ранения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода как сбор информации, се анализ и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемый в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главное определяющее движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.
Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать "идеальные модели", не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах искажающих, деформирующих законы развития.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент,ценообразование

).

3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

3. Потребности и интересы. Классификация экономических потребностей и интересов.

Потребности-- это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями жизнедеятельности: отношение к природе (потребности в общении с природой, в охране природы); к существующим средствам жизни (потребности в средствах производства и предметах потребления); к себе и другим людям (потребность в самовыражении, саморазвитии, в социальном статусе, общении); к труду и досугу (потребность в интересном, творческом труде, в отдыхе и др.).

Сущность потребностей можно проиллюстрировать на примере становления новых потребностей, всегда возникающих из такого отношения людей к условиям жизнедеятельности, которое характеризуется желанием иметь эти условия. Например, потребность в повышении скорости передвижения, возникающая как желание изменить существующие способы передвижения. Материальные средства реализации этого желания еще отсутствуют, поэтому оно воплощается в сказочных коврах-самолетах. Между тем потребность уже возникла, и она побуждает человечество к поискам реальных путей ее удовлетворения -- к изобретению автомобиля, поезда, самолета.

На основе общего определения можно конкретизировать представление о потребностях как предмете исследования экономической теории.

Экономические потребности -- это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." -- отмечал Ф. Энгельс.

Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и объектам.

По субъектампотребности подразделяются на:

а) индивидуальные, коллективные и общественные. К индивидуальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях труда. Общественные -- это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы, в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.

б) потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого целого и др.

По объектампотребности классифицируют на:

а) порожденные существованием человека как биологического существа(физиологические потребности в еде, одежде, жилье) и порожденные существованием человека как социального (общественного) существа (социальные потребности -- в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании и т. п.). Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума
являются физиологические (биологические) потребности, то социальным потребностям общества -- потребности экономические. Поэтому иногда потребности классифицируют на экономические и социальные. Первые отражают отношение к труду как к вынужденной деятельности и проявляются как необходимость экономии труда, что является критерием развития экономики общества. Вторые -- это потребности в развитии его социальной сферы -- образования, науки, культуры, искусства. В механизме воспроизводства экономические и социальные потребности взаимосвязаны и равнозначны. Их равнозначность состоит в том, что образование, здравоохранение, воспитание детей, культура, удовлетворение от работы постоянно реализуются в экономии труда;

б) материальные --потребности в материальных благах и услугах и духовные -- потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

в) первоочередные --потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные -- потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

Эта классификация достаточно условна: то, что считается предметом роскоши при одном уровне развития производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более высоком уровне развития экономики; то, что является предметом роскоши для одного человека, считается предметом первой необходимости для человека с другим уровнем достатка.

Западные ученые большое значение уделяют градации потребностей по степени их неотложности. Так, А. Маслоу предложил иерархию потребностей в соответствии с их весомостью (рис. 8).

Рис. 8. Иерархия потребностей

Человек стремится удовлетворить прежде всего самые неотложные свои потребности. Если они удовлетворены, то на определенное время эти потребности перестают быть движущим мотивом для человека. У него возникает желание удовлетворить следующие по весомости потребности. Последние задают программу деятельности, а деятельность обеспечивает возможность их удовлетворения. Потребности определяют содержание будущей деятельности и необходимый уровень ее эффективности: деятельность должна удовлетворять потребности на приемлемом уровне.

По степени реализациипотребности можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.

Абсолютные потребности порождены современным уровнем развития мировой экономики. Действительные потребности отвечают уровню развития экономики определенной страны. Платежеспособные -- потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии с собственными доходами и уровнем цен (т. е. они определяются соотношением цен на предметы потребления и денежные доходы населения). Потреблять, удовлетворяя таким образом потребности, можно лишь то, что уже произведено, и лишь то, что можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Тем самым противоречие между потребностями и производством приобретает форму несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.

4. Экономические и неэкономические блага. Товар и его характеристики.

Основополагающей категорией товарного производства является "товар". Однако исторически и логически этой категории предшествовала категория "благо".

Благо — все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.

Блага разделяют на неэкономические и экономические.

Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).

Полезность у неоклассиков, в отличие от потребительной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.

Один и тот же товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разную степень полезности для различных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты — для человека, который курит, и того, который не курит, и т. д. Но все эти товары, независимо от разной полезности для различных людей, не теряют своей объективной основы — потребительной стоимости.

Ценность. Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом рассматривают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и являются основой для определения произведенного блага как стоимости.

Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на их производство израсходован общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. С их точки зрения, лишь полезность экономических благ может придавать затратам труда общественно-необходимый характер. Ценность у них выполняет функцию выражения полезности товара и затрат труда (стоимости товара).

Соединение стоимости и ценности и их общественное признание выражается в цене. Цену можно считать формой денежного выражения стоимости и ценности товара.

Цена предопределяет возможность одновременного проявления интересов производителей и потребителей. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизводителя, равно как ценность — движущий мотив для потребителя.

С позиций неоклассических взглядов, ценность благ зависит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.

Труд как фактор производства. Труд есть целесооб-разная деятельность человека, направленная на преобра-зование вещества природы для удовлетворения своих по-требностей. Под трудом как фактором производства, по одной версии, подразумеваются любые умственные и физичес-кие усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйствен-ной деятельности. По другой - труд -- это трудовая дея-тельность человека, рассматриваемая с социально-эконо-мических позиций вне зависимости от ее конкретных ре-зультатов, как расходование рабочей силы или способнос-тей к труду.

Земля как фактор производства Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ре-сурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного на-значения: производство сельскохозяйственной и промыш-ленной продукции, социальной и промышленной инфра-структуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др.

К этому фактору относятся следующие элементы при-роды:

1) сельскохозяйственные земли;

2) леса;

3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;

4) химические элементы земной коры, именуемые по-лезными ископаемыми;

5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;

6) космические явления и процессы;

7) пространство Земли как место размещения веще-ственных элементов экономики, а также околоземное про-странство.

Капитал (от Mam.Capitalis - главный) как фактор производства. Определяя капитал таким образом, многие экономисты отождествляют его со средствами производ-ства. Капитал в широком смысле, по мнению других эко-номистов, -- это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получе-ния прибыли, богатства. Существует мнение, что капитал состоит из благ длительного пользования, созданных эко-номической системой для производства других товаров.

Предпринимательство как фактор производ-ства. Под предпринимательской способностью обыч-но понимают особый вид человеческого ресурса, зак-лючающийся в способности наиболее эффективно ис-пользовать все другие факторы производства. Специ-фика этой разновидности человеческого ресурса со-стоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды произво-димого продукта, технологий, форм организации биз-неса и возможности понести убытки. Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осу-ществления предпринимательской деятельности яв-ляется максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов произ-водства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убы-ток или он получит доход.

6. Производственные возможности и их граница. Альтернативные издержки.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s)) экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки - неотделимая часть любого принятия решений.

7. Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающей отдачи

Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, проверенной и учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек. .

Еще более известен закон, тесно связанный с вышеуказанным, — закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания — оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая. Рассмотрим это на примере (в расчете на 1 га):

Экономические блага — это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве. - student2.ru

Мы видим, что, начиная с четвертого увеличения производственного фактора, прирост урожая хотя и продолжается, но во все меньших размерах, а затем вообще прекращается. Иначе говоря, увеличение одного производственного фактора при неизменности других на том или ином этапе начинает затухать и в конечном счете сводится к нулю.

Закон убывающей отдачи можно интерпретировать и по-другому: прирост каждой дополнительной единицы продукции требует с определенного момента все больших затрат экономического ресурса. В нашем примере для прироста урожая пшеницы на 1 ц вначале требуется 0,2 мешка удобрений (ведь для увеличения урожая на 5 ц нужен один мешок), затем 0,143 и 0,1 мешка. Но потом (при увеличении урожая свыше 42 ц) начинается увеличение затрат удобрений на каждый дополнительный центнер пшеницы — 0,11; 0,143 и 0,25 мешка. После этого увеличение затрат удобрений вообще не дает прироста урожая. В такой интерпретации закон называется законом возрастающих альтернативных издержек (возрастающих затрат).

8. Теория предельной полезности.

Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей, вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.

9. Экономическая эффективность. Оптимум Парето и принцип компенсаций.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Оптимум Парето

(Pareto efficiency)

- проблема заключается в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Определяющий вклад в решение данной проблемы внес итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923). Его выводы охватывают следующие положения:

1. Критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

2. Обеспечение экономического равновесия – необходимое условие достижения оптимума. Оптимум означает, что достигнут результат, отклонение от которого вызывает увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других. Распределение ресурсов в обществе становится оптимальным, если любое изменение этого варианта ухудшает положение хотя бы одного участника экономической системы.

3. Увеличение производства одного блага, не вызывающее снижения производства какого-либо другого блага, принято называть оптимумом Парето.


Экономические блага — это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве. - student2.ru

Рис.1. Эффективность по Парето


Любая точка на кривой (например, А или В) эффективна по Парето. Движение по кривой означает улучшение положения (ресурсов, расходов) одного потребителя при ухудшении положения других.

Точки внутри фигуры OMN расположены ниже кривой MN. Все точки внутри кривой характеризуют неэффективное распределение ресурсов. Движение, например, от точки I в сторону кривой – внутри фигуры ILP – означает улучшение по Парето.

Проблема в том, как определить уровень благосостояния не отдельного человека, а общества в целом. По Парето, оптимум достигается, когда устанавливается равновесие на всех рынках, во всех секторах экономики. К этому оптимуму стремится рыночный конкурентный механизм.

Принцип компенсации

В связи с тем, что потребности человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы их удовлетворения. Это является и основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит прибыль. Однако здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Причины этого носят отчасти объективный, а отчасти субъективный характер. Многие характеристики товара находятся в объективном противоречии (например, скоростные и топливосберегающие). С другой стороны, многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре. Успех фирмы на рынке зависит, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснова
нности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.
Действие принципа компенсации, однако, этим не ограничивается. Он распространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят. Применительно к фирмам он состоит в том что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за увеличение эффективности в одной области расплачивается ее снижением в другой. Иными словами, приспособление маркетинговой стратегии фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или сокращения возможности добиваться успеха на них.
Прямым следствием принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из: внешних факторов (анализа условий среды); и внутренних факторов (имеющиеся ресурсы фирмы).

10. Экономические агенты и их поведение.

Экономические агентыпредставляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.

В основном рассматривают три вида экономических агентов:

1) государство;

2) фирмы (предприятия);

3) домохозяйства (индивидуальные хозяйства). Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат прежде всего три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.

Первый тип – агенты-продавцы, которые определенным образом распределены по территории населенного пункта. Агенты-продавцы обеспечивают свою жизнедеятельность за счет потребления ресурсов – денежных средств покупателей. Объемы ресурсов ограничены и возобновляются по истечению промежутков времени по вполне определенным правилам взаимодействия. Можно считать, что агенты-продавцы в начальный момент времени обладают определенными генетическими свойствами и запасом денежных ресурсов, который расходуется ими с определенной скоростью. Если запас агента-продавца израсходован раньше, чем он смог его пополнить, он “погибает”. Агенты-продавцы подчиняются заданным правилам поведения, таким, как правила взаимодействия их между собой (например, требованиям не приближаться друг к другу ближе указанного минимального расстояния), или правилам перемещения агентов в поисках потребляемого ресурса.

Второй тип агентов – это агенты-потребители. Они – исключительные владельцы ресурсов, объем которых расходуется и возобновляется по заданным правилам. Агенты-потребители взаимодействуют с агентами-продавцами, целенаправленно перемещаясь по выбранным маршрутам в поиске подходящих партнеров.

Простейший тип взаимодействия определяется актом продажи агентами-продавцами товара агентам-потребителям с последующим возобновлением агентами-продавцами объемов исчерпываемых денежных ресурсов.

Поведение агентов-продавцов характеризуется попытками найти наиболее выгодное месторасположение торговой точки при условии соблюдения соглашений с другими агентами-продавцами, которые не могут приближаться друг к другу на расстояние действия их сфер влияния.

11. Экономическая неопределённость и риск. Проблема асимметрии информации.

Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода.

Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия.

В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций — все эти действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах.

Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере производить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоречивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.

Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполагает и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма различен — это зависит от колебаний курса и количества приобретенных акций.

Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопределенность до минимума. Каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее прогнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.

Итак, риск связан с элементом неопределенности, которая так или иначе отражается на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной (экономической) деятельности. Особое значение проблема риска приобретает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит.

Вложение средств в производство, ценные бумаги с целью извлечения дохода предполагает оценку ожидаемой рентабельности операции. Процесс страхования предполагает в

Наши рекомендации