Чистая и естественная монополия. Взаимодействие гос-ва и естественных монополии.
Чистая монополия – когда на рынке данного товара всего один производитель этого товара, он же продавец.
Такой товар не имеет близких заменителей. Чистая монополия это закрытая структура, т.е. есть барьеры на вход в отрасль:
1. Для начала дела необходим большой капитал.
2. Через чистую монополию реализуется положит-ый эффект масштаба про-ва.
3. Чистым монополистом фирма м. стать по воле гос-ва, когда только ей гос-во разрешает выпускать данный товар, такая монополия назыв. административной.
4. фирма м. стать чистым монополистом устранив своих конкурентов методом недобросовестной конкуренции.
5. Фирма м. стать чистым монополистом если она владеет стратегически главным сырьем для про-во данного товара.
6. Фирма м. стать чистым монополистом купив патент на разрешение пользоваться научными открытиями или техническими изобретениями.
Сущ. еще государственные монополии – чистым монополистом явл. гос-во, и экономические (естественные) монополии. Сущ-е этих монополии связано с тем, что в ряде отраслей с эконом. и соц-ой точки зр. выгоднее всего вести дело в виде одного предпр-я, способного насытить потребность об-ва в отдельных видах благ. Естеств. монополия – чистая монополия, когда в данной отрасли всего 1 предпр-е насышающее потребность об-ва в дан. благе и, с помощью кот. максим-но реализуется положит. эффект масштаба про-ва.
Монополии, кот. образуются по причинам 3 и последующ. м. оказаться искусственными, т.е. экономически невыгодными. Здесь д.б. несколько конкурирующих предпр-ий, а не одно.
В длинном периоде чист. монополия м.б. разрушена с помощью НТП, кот. предложит новые технологии, а значит и новые товары, м. появиться иностр-ые конкуренты.
Естесств. монополии сущ-ют обычно в таких отраслях, где спрос на производимое благо массовый, и в кот. прежде чем фирма заработает в полной мере, нужно сильно постараться на формирование произв-ых мощностей.
В России сущ. следующ. естесств. монополии: «ГАЗПРОМ», «Почта России» ОАО «РЖД», «Коммунальное хоз-во».
Гос-во регулирует д-ть естесств. монополии. Оно принимает меры по обеспечению монополиями нормального качества предоставляемых услуг и производимых товаров.
Для того чобы повысить конкурентность естеств. монополии, гос-во может:
а) за собств. счет создать паралелльную структуру.
б) вывести из естеств-ых монополий те виды д-ти, кот. целесообразнее осуществл. на более конкурентных рынках.
в) поделить естеств. монополии на несколько конкурирующих фирм.
Поведение фирмы чистого монополиста на рынке. Монопольно высокая цена.
Фирма чистый монополист тоже стремиться к равновесию, кот. наступает тогда, когда чистый монополист получает максим-ую прибыль. Прибыль чистого монополиста, к кот. он стремится назыв. монопольно высокой, и представл. собой избыток прибыли фирм монополиста над норм. прибылью.
Совершенно конкурентная фирма добивается максим-ой прибыли за счет изменения объема выпуска, а над ценой своего товара она не имеет власти. Чистый монополист добиваясь максим-ой прибыли меняет объем выпуска и работает с ценой своего товара.
Совершенно конкурентная фирма явл. ценополучателем, а чистый монополист - ценоискателем.
Чистый монополист имеет рыночную власть над ценой, но эта власть не абсолютная, чистый монополист не м. отменить закон спроса. Чист. монополист вынужден считаться с доходами покупателей, если он назначит монопольно высокую цену на свой товар и продаст товар тем, кто смог заплатить, монополист чтобы привлечь больше покупателей м. постепенно снижать цену на свой товар. Но при этом чистый монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса на свою продукцию.
На эластичном отрезке кривой спроса понижение цены на товар компенсируется ростом спроса на товар: если цена товара понизиться на 1%, то спрос увеличиться больше чем на 1%.
На неэластичном отрезке кривой спроса понижение цены не будет компенсироваться ростом выручки.
В отл. от рынка совершенной конкуренции, чистый монополист предлагает большее кол-ва данного товара, но это кол-во все равно будет меньше, чем на конкурентном рынке. Монопольный ранок, по сравнению с рынком совершенной конкуренции, явл дефицитнее, что и позволяет установить монопольно высокую цену.
График средних издержек: