Способы координации выбора в процессе хоз-ой деят-ти. Трансакционные издержки.

Экономич-ие отношения, возникающ. м/у людьми представл. собой систему, кот. м. разделить на 4 группы: произв-во, обмен распределение, потребление.

Координация действий людей может происходить разными способами:

1 способ – иерархия – из центра или самого гл. иерарха поступает указание (приказ), кот. д.б. исполнен теми, кому он направляется. Применяется на предпр-ях и в орг-ях.

2 способ – спонтанный порядок – ценовые сигналы, кот. поступают со свободного рынка подсказывают как действовать в экономике.

В связи с эксплуатацией рын-ой эк-ки возникают трансакционные издержки – издержки, сопутствующие процессу про-ва. к таким издержкам не относят затраты на закупку сырья, з/п, амортизац. отчисления. Они связаны с заключ. контрактов и сделок.

Основные виды трансакционных издержек:

1. Издержки поиска инфо., т.е. субъекты экономики ищут контрагентов хоз. сделок и наиболее выгодные условия К-ПВсе это требует определенных затрат.

2. Издержки заключения хоз-ых договоров и контактов, что также требует времени и денег.

3. Издержки спецификации и защиты прав собств-ти, т.е. людям приходиться тратится на установление объекта и субъекта собств-ти, на функционирование судебной системы. Если гос-во не справляется с решением вопросов спецификации защиты прав собств-ти, люди ищут др. структуры, кот. выполняют эту работу.

4. Издержки измерения – блага имеют различные св-ва, кот. полезны потребителю. Потребитель д. удостовериться, что данное благо действит-но имеет заявленные св-ва, и проверяет его. Все это затрудняет покупку и требует дополнит-ых, не связанных с произв-вом затрат.

5. Издержки, связанные с обманом или сокрытием инфо. Для того чтобы разобраться в ситуации, люди несут затраты связанные с выявлением и наказанием нарушителей договоров.

Поскольку произв-ые ресурсы ограничены, а потребности постоянно растут, нужно сокращать любын в т.ч. и трансакционные издержки. Для этого создаются разные институты, напр. гос-во с его юридич-ми и правовыми структурами.

9. Предпосылки появления рыночной экономики (товарного хоз-ва) и ее преимущества.

Различают товарное и натур-ое про-во. В натуральном продукт производиться для собств-го потребления и не продается, а в товарном – для продажи.

Причины появления рыночной экономики:

1. Развитие потребностей людей

2. Развитие произв-ых сил.

3. Экономическая обособленность товаропроизводителей (когда они действуют на принципах самоокупаемости и самофинансирования затрат). Поэтому на рынке продавцы и покупатели обмениваю равные ценности.

4. Общественное разделение труда – когда каждый специализируется на про-ве 1-го или нескольких видов продукции, а потом люди обмениваются этими благами.

Преимущества рыночной экономики:

- расширяется ассортимент товарной прод-ции, а значит больше удовлетворяются потребности людей.

- снижаются затраты на произв-во.

- возможность повышать качество товара.

- преодолевается экономическая замкнутость хоз-ых субъектов, а значит и конкуренция.

Недостатки:

- недобросовестная конкуренция

- переизбыток ненужных товаров.

Товарное хоз-во бывает простым и капиталистическим. Простое – мелкое товарное про-во, кот. ведется для удовл-я потребностей товаропроизводителя. Капиталистическое - ведется в крупных размерах ради получения прибыли и с применением наемного труда.

Товар и его св-ва. Цена. Теории цены.

Классики утверждали, что товар – это продукт труда, способный удовлетворить к-либо потребность ч-ка.

Для неоклассиков товар - любое редкое экономич-ое благо.

Товар имеет 2 св-ва:

1) Потребит-ая ст-ть (классики); полезность товара (неоклассики) – способность товара удовлетворять к-либо потребность ч-ка. Один и тот же товар м. удовлетворять разные потребности людей.

2) Меновая ст-ть (классики); ценность товара (неокл.) - способность товара обмениваться на др. товары в определенных пропорциях.

Денежная форма меновой ст-ти – это его цена, т.е. денежная стоимость единицы товара.

Факторы ценообразов-я:

- воплощенный в товаре труд.

- качество товара

- соотношение спрса и предложения на рынке данного товара.

- затраты на произв-во товаров

- редкость ресурсов

- значимость товара для покупателя.

Сущность и функции денег.

В первобытном об-ве было натуральное про-во и деньги были не нужны. Но с появлением товарного про-ва начался обмен товаров. Сначала был прямой обмен товарами, т.е. бартер. Но потом в качестве денег люди использовали товары-посредники (меха, скот, зерно). Постепенно на роль денег были выдвинуты металлы – золото и серебро, потому что это те же товары, но они обладают такими, кот. позволяют им лучше др. выполнять функцию денег (золото долго храниться, легко делиться и в небольшом объеме содержит большую стоимость). С появлением золота в качестве посредника появились деньги.

Деньги - товар, выдвинутый на роль всеобщего эквивалента. С помощью денег можно выразить стоимость и ценность любого товара. Деньги принимаются везде в любой стране.

Деньги - абсолютно ликвидное ср-во обмена. На деньги можно купить любой товар.

Сущность денег проявляется в их функциях:

1. Мера стоимости – деньги выражают стоимость товаров и определяют их цену.

2. Ср-ва обращения обмена товарами - деньги служат посредником в процессе обмена товаров. Обмен товаров происходит по формуле: Т-Д-Т. В условиях товарн. обращения обособляются продавцы и покупатели. Процесс обмена товарами делиться на 2 стадии: Т-Д – продажа; Д-Т – покупка.

Сначала в качестве денег были слитки, драг. металлы, и деньги принимались по весу, что неудобно. Постепенно перешли к чеканке монет.

Монета – слиток заранее установленного веса и пробы, кот. удостоверяется на монете спец-ым штампом.

Позже стали портить монеты и перешли к использ. бумажных денег.

Бумажные деньги – символ полноценных денег, у них низкая ст-ть. Покупательная способность таких денег обеспечивается гос-вом.

3. Средства платежа – когда у покупателя в момент приобретения не оказывается нужной суммы денег, то продавец продает товар с отсрочкой платежа. Временно будет использоваться долговое обязательство – вексель. В момент уплаты долга деньги выполняют функцию ср-ва платежа.

Постепенно кредитные операции стали получать все большее значение, и тогда люди стали рассчитываться друг с другом также векселями.

Частные векселя стали учитывать банки, кот. позже стали выпускать собственные векселя – банкноты. Так появились кредитные деньги.

4. Ср-ва накопления, образования сокровищ – если деньги извлекаются из обращения, то они становятся ср-вом накопления. Бум. деньги могут обесцениться. Сокровища м. образовать драг. металлы или камни.

Накопление денег разумнее всего организует капиталист, т.к. полученные деньги он направит на расширение своего про-ва.

5. Мировые деньги – когда деньги выходят за пределы своей страны и становятся всеобщим платежным покупательным ср-вом или ср-вом сбережения.

Наши рекомендации