Потребление и сбережения, их функциональное значение и взаимосвязь
Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.
Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится психологическая склонность людей к потреблению, а к объективным факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.
Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит от предельной склонности населения к потреблению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как отношение размеров потребления к величине дохода:
АРС = Потребление /Доход.
Предельная склонность к потреблению (МРС) есть соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода:
МРС = Изменение в потреблении /Изменение в доходе.
Здесь отражена следующая зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет также увеличиваться или уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.
Сбережение - это та часть дохода, которая не потребляется.
Склонность к сбережению - это психологический фактор, означающий желание человека сберегать.
Средняя склонность к сбережению (APS) есть отношение сум-мы сделанных сбережений к величине дохода.
APS = Сбережения /Доход.
Предельная склонность к сбережению (MPS) есть отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
MPS = Изменения в сбережениях /Изменения в доходе.
Показатели "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению" показывают, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую - сберегают.
Расходы на потребление – это сумма денег, которую домашние хозяйства расходуют на удовлетворение своих потребностей. Потребление является функцией располагаемого дохода.
С ростом дохода увеличив расходы на потребление. Зависимость между приростом потребления и приростом дохода называется предельной склонностью к потреблению МРС: МРС= / , где 0<MPC<1. С ростом дохода МРС падает, падает и сред склонность к потреб АРС=С/У, МРС<АРС, пусть МРС = b, то функция потребления С=с+b*У , где с – автономное потребление, не завис от располаг дохода, У - располагаемый доход (У =У-Т, У-доход, Т-% ставка), b-предельная склонность к потреб. Функция потребления С=с+ У . Линия С=У -линия нулевого сбережения. Левее т А размеры С превышают У. В этом случае человек живет в долг, на пособие по благотворительности или на сбережение. Правее т А доход превышает расходы на потребление В т А доход равен расходам на потребление(С=У). Разница между располаг доходом (У) и расходами на потребление (С) составляют сбережения дом хоз-в(S). Аналогично различают пред склонность к сбережению АРS=S/Y и пред склонность к сбережению: МРS= S/ Y, причем доля сбережений увел с ростом дохода, в то время как доля дохода потребления в располаг доходе сокращается. В сумме МРС+МРS=1, тогда MPS=1-b. Функция сбережения S=с+(I-b)* У . Правее т А1 эк делает сбереж, левее этой точки эк живет на сбережения. Сущ различ модели функц потреб и сбереж. Функция потреб учитывает рацион поведение потребителя С=b1* У +b2*А, где b1-МРС от располаг дохода, b2-склонность к приобретению ценных бумаг, зависит от величины А и процентной ставки, А-финансовые активы семьи (цен бум). В краткосрочном периоде весь располагаемый доход распадается на текущие потреб и сбережение: У=С+S1
Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств. На этом основании он рассматривал потребление как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств: С =f(Y).
Помимо дохода на объем потребления оказывают влияние многие другие факторы как объективного, так и субъективного порядка. К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т.д.