Антициклическое государственное регулирование и его влияние на развитие экономики
Антициклическое государственное регулирование и его влияние на развитие экономики
Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS.
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний.
Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.
Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.
Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.
Государственный сектор: причины существования и развития
Роль государственного сектора в кругообороте доходов и продуктов
Рис.3. Модель кругооборота с участием государства
Госсектор связан с остальными элементами экономической системы 3 способами: через налоги, государственные закупки и госзаймы. Налоги являются изъятиями денежных средств. Чистые налоги – разница между налогами и трансфертными платежами.
Госзакупки включают платежи государства за товары и услуги, приобретенные у фирм, а также зарплату госслужащим. Правительству не удается сбалансировать бюджет. Дефицит госбюджета покрывается за счет займов на финансовых рынках (продажа государственных ценных бумаг).
Существуют 2 способа использования денежного дохода, которые непосредственно не приводят к потреблению товаров и услуг – чистые налоги и сбережения. Их называют «утечками» из кругооборота. Сумма чистых налогов, сбережений и расходов на потребление равна НД.
Существуют 2 вида расходов на товары и услуги, которые не являются расходами домохозяйств – инвестиции и госзакупки. Такие потоки называются «инъекциями» (вливаниями) в кругооборот. Сумма инвестиций, госзакупок и осуществленных расходов на потребление равна НП.
Равенство НД и НП не нарушается:
НП = Расходы на потребление + Инвестиции + Госзакупки =
= Расходы на потребление + Сбережения + Чистые налоги = НД.
Q
Рис. Кривая долгосрочных средних издержек (LATC).
Кривая (LATC)показывает наименьшие издержки пр-ва единицы продукции, с которыми м.б. обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов пр-ва.
Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от эффекта масштаба.
Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции.
В зависимости от характера изменения указанного соотношения различают положительный, постоянный и отрицательный эффект масштаба:
460 Q=210 Q=120 Q=80 Q=20 Q=40 1 2 3 4 5 6 7 8 Растущий Постоянный Снижающий эффект эффект эффект масштаба масштаба масштаба |
Положительный (растущий) эффект масштаба — свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов.
Постоянный (неизменный) эффект масштаба — свойство пpoизводственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов производства.
Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба — свойств производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты фактора производства.
Причины инфляции
Внутренние:
1)деформация экономики (отставание отраслей потребления от отраслей производства
2)дефицит гос бюджета из-за увеличения гос расходов
3)диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики
4)монополия государства на внешнюю торговлю
5)монополия крупнейших корпораций, фирм на установление цен на рынках
6)высокие налоги, процентные ставки на кредит
Внешние:
1)структурные мировые кризисы
2)обмен банками нац валюты на иностранную
3)сокращение поступлений от внешней торговли
4)отрицат сальдо внешнеторгового и платежного баланса
Инфляция внутри страны может идти со стороны спроса и со стороны предложения. Со стороны спроса - когда он растёт, а предложение остаётся фиксированным - цены повышаются. Со стороны предложения (использование дорогих материалов)- продукция производится с большими издержками, даже при высоких ценах происходит инфляция.
Последствия инфляции многообразны, противоречивы и зависят от вида инфляционного процесса.
Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства, уплачиваемый частным сектором. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков. Он обычно является регрессивным — более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые.
Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой, номиналов дополнительно выпушенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен напечатанных денег. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.
Прогнозируемая инфляция снижает экономическое благосостояние индивидов. Хранение наличных денег приводит к упущенной выгоде в виде процента, который может быть начислен в банке.
Кроме инфляционного налога государство может получать дополнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или уменьшающемся реальном доходе налоговые платежи возрастают. Располагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.
Так как основная часть подоходного налога уплачивается населением с минимальными и средними доходами, то более бедные люди несут наибольшие издержки. Поскольку доходы в бюджет поступают за прошлый период, то инфляция изменяет структуру и уменьшает реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.
Чистые экономические потери от ожидаемой инфляции кажутся незначительными по сравнению с тем неприятием даже умеренной инфляции, которое существует в обществе. Это связано с тем, что в экономике возникает инфляционная инерция. Она проявляется в медленной реакции темпа инфляции на изменения в государственном регулировании. Кроме того, поддержание инфляции в сбалансированной форме достаточно проблематично. Любой инфляционный импульс может усилить инфляцию, выведя ее из-под контроля.
Одной из особенностей протекания современной инфляции является неравномерность. Колебания уровня цен становятся достаточно частыми и существенными. Это усложняет прогнозирование будущих темпов инфляции. Неполностью предвиденная инфляция увеличивает перераспределение национального дохода между различными слоями населения.
Непредвиденная инфляция перераспределяет не только банковский капитал, но и все другие финансовые активы и доходы. Активы, доходы от которых рассчитываются в номинальных ценах, будут обесцениваться в результате неожиданного роста цен.
Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Сокращается доля получателей фиксированных доходов в национальном доходе.
Разные слои населения имеют различную чистую позицию по активам. Установлено, что пожилые люди склонны держать больше номинальных активов и выступать в роли кредиторов. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.
Постоянный рост цен в экономике приводит не только к перераспределению национального дохода. Неожиданные высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это мо-сет привести к понижению благосостояния нации и занятости.
Инфляция оказывает воздействие на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, относительно более высокие темпы роста цен в "открытом" секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.
Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества. Не случайно большинство восстаний и революций XIX—XX вв. происходили в периоды драматического роста цен.
Кривая Филлипса
Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.
Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса. Английский экономист А. Филлипс создал эту кривую в работе «Кто сказал? Кто сделал?» (1958г.).
Рис.5. Кривая Филлипса
В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.
Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.
Функций конкуренции:
1) Регулирующая функция;
2)Аллокационная функция;
3) Инновационная функция;
4) Распределительная функция;
5) Адаптационная функция;
6) Контролирующая функция.
Виды конкуренции:
1. Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предприятиями, занятыми производством и реализацией одинаковой, либо взаимозаменяемой продукции, за наиболее выгодные условия сбыта, за получение максимальной прибыли.
2. Межотраслевая конкуренция - соперничество между предприятиями, функционирующими в разных отраслях, за наиболее прибыльное приложение капитала.
Принцип двойной записи.
Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебит.
Кредит - отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей из страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.
Дебет — приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны будут впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.
Общая сумма кредитадолжна быть равна общей сумме дебетаплатежного баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быть выделена несколько частей.
Все сделки между данной страной и остальным миром включает в себя текущие операции и операции с капиталом.Соответственно платежный баланс включает в себя три составных элемента:
1)счет текущих операций;
2)счет движения капитала и финансовых операций;
3)изменение официальных резервов.
Счет текущих операцийвключает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком +), импорт (со знаком минус), чистые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты. Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует собственно торговый баланс.В целом счет текущих операций выступает как расширенный торговый баланс.
Товарный экспорт(и все экспортоподобные операции) учитываются со знаком плюс и выступают как кредит потому, что создают запасы иностранной валюты
Принцип максимизации полезности. Бюджетное ограничение. Рациональный выбор потребителя
Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.
Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg ) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).
Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.
Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
Мы уже упоминали полезность товара (или блага), как свойство, которое характеризует выбор потребителя. Вспомним, что такое полезность:
Полезность блага (utility) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Безусловно, для каждого человека полезность отдельного продукта своя, ее непросто измерить и т. д. - у теории полезности немало сложных и даже противоречивых моментов, но существуют общие для всех потребителей закономерности, связанные с полезностью.
Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.
Рациональное поведение иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.
Функциональным рациональное поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности, которую мы рассмотрим на этом занятии позже.
Но мы-то с Вами знаем, что люди (а ведь потребители - прежде всего, люди) далеко не всегда ведут себя рационально.
Виды заработной платы:
1) Номинальной заработной платой (W) -называют сумму денег, полученную наемным работником.
2) Номинальной (W/Р) - совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.
Таблица 1. Критерии типологизации теневой экономики
Основные признаки | «Вторая» | «Серая» | «Черная» |
Субъекты | Менеджеры официального («белого») сектора экономики | Неофициально занятые | Профессиональные преступники |
Объекты | Перераспределение доходов без производства | Производство обычных товаров и услуг | Производство запрещенных дефицитных товаров и услуг |
Связи с «белой» экономикой | Неотрывна от «белой» | Относительно самостоятельна | Автономна по отношению к «белой» |
«Вторая» теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода.
«Серая» теневая экономика - разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг.
"Черная" теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг.
Причины развития теневой экономики.
- недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д.
- в силу природы самих рыночных отношений (жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики).
Функции теневой экономики (швейц. Эк. Д.Рассел):
1) «экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой.
2) «социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий.
3) «встроенный стабилизатор»- теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную.
Масштабы теневой экономики. Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов (см. рис.).
Эффект ТЭ
Позитивный
эффект
Результирующий эффект
А В
0Относительная
величина ТЭ
(в % от ВВП)
Негативный эффект
Рис. Зависимость эффектов теневой экономики от ее масштабов.
Графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности:
· общественное благосостояние максимизируется если величина теневой экономики = 0А→ результирующий эффект имеет максимально позитивное значение.
· если теневая экономика разрастание до величины 0В→ позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся.
· если величина теневой экономики превышает 0В→ то общество несет чистые потери.
Признаки фирм
1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.
2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):
3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)
4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом
5) она обладает организационной обособленностью.
Особенности
Современный кризис происходит в условиях глобализации мирового хозяйства, что придало ему всеобщий характер, охват им всех стран и континентов. Он стал первым кризисом XXI в., который приобрел глобальные масштабы. Это дало основание известным ученым и специалистам отметить, что он имеет системный характер и является наиболее глубоким по своим последствиям. Нынешний кризис происходит при убывающей тенденции пятого большого цикла. Качественно новая техника обеспечила многолетний подъем экономики большинства стран, но в меру насыщения экономики и общества этими видами техники и технологий пятый цикл перешел в убывающую фазу, что и обусловило современный финансово-экономический кризис.
Важная черта современного кризиса заключается и в том, что он свидетельствует о высоком уровне обобществления экономики, ограниченности частной собственности, ставшей причиной несоответствия интересов корпораций и банков, других хозяйствующих субъектов национальным интересам, обусловил ведущую и определяющую роль последних. Вопреки теориям о частной собственности как движущей силе рыночной экономики, кризис со всей остротой продемонстрировал объективную необходимость согласования частных интересов с общенациональными. Он показал большое значение модификации отношений частной собственности, находящей проявление в распространении собственности на знания, интеллектуальной собственности, в изменении положения человека на производстве и в обществе, о чем свидетельствует новая категория "человеческий капитал", превращение его в основную форму национального богатства.
Пути выхода:
1. На региональных рынках организовать еженедельный мониторинг базовых параметров состояния региональной экономики и финансов, социально значимых параметров (безработица, преступность и проч.) На правительственном уровне обобщать и анализировать эти показатели проводить оперативную адресную политику государственного регулирования и антикризисного управления.
2. Остановить эмиссию рубля, «привязать» рубль к золотому эталону стоимости. Перестать тратить золотовалютные резервы на поддержание курса рубля к доллару, зафиксировав обменный курс. Предоставить право осуществления валютных операций банкам по фиксированному курсу рубля с жёстким контролем со стороны государства. /Деньги, это всего лишь мера (эталон) стоимости и основное качество денег - неизменность содержания в них золотого эквивалента (эталона стоимости). Чудовищное заблуждение современной экономической теории - считать деньги инструментом изменения стоимостей! Это извращение понимания рыночных механизмов. Изменение величины меры стоимости (денег) никогда не являлось причиной изменение самой стоимости./ Для стабилизации курса рубля, ЦБ РФ следует начать активно кредитовать банки долларовыми накоплениями из резервного фонда, после чего конвертировать кредит в рубли по фиксированному курсу, под 5% годовых, чем постепенно "избавляться" от валютной необеспеченной ликвидности, переводя её в рублёвые обязательства. Закрыть валютную биржу, как спекулятивный механизм, торгующий эталонами стоимости, дестабилизирующий и извращающий стоимостные оценки, перейти к фиксированному государством курсу к основным мировым валютам. Корректировать его ежеквартально исходя из уровня их девальвации. Увеличить государственную долю участия в золотодобыче. Реанимировать отрасль.
3. В тоже время, заморозить цены на все базовые для общего ценообразования товары, продукцию естественных монополий, чем снизить внутреннюю инфляцию. Сформировать юридическое понятие "экономическая спекуляция", как деятельность по увеличению цены, без сообщения товару дополнительных потребительских свойств, без соразмерного увеличения в ней доли труда.Поправить "антиспекулятивное" законодательство и правовым механизмом её пресечь. Не ограничивать цены (это путь к дефицитам), а разработать критерии монопольных «злоупотреблений» и эффективные штрафные правовые механизмы для необоснованного повышения цен в регионах. Развитие производства обеспечивать не столько с прибыли, сколько за счёт доступных низкопроцентных кредитов (до 7-9 % годовых) на развитие производства. Прибыль, направляемую на расширение производства и открытие новых рабочих мест освободить от налогов.
4. Активнее использовать механизм госзаказа через открытые тендеры на внутреннем рынке. Переориентировать максимально государственный импорт, активнее торговать с третьими странами, СНГ, Китаем и Индией уйти с ними от расчётов в долларах к расчёту в национальных валютах, в рублях, в золоте.
5. Минимизировать налоги у импортозамещающих производств. Создать беспрецедентные льготы, стимулирующие их появление и развитие. Перевести экономическую политику по созданию импортозамещающих производств, в ранг приоритетного национального экономического проекта.
6. Начать глубоко реструктуризировать валютный (особенно долларовый) резерв, переводя его в активы наукоёмких, высокотехнологичных компаний - производителей закупаемого Россией импорта за валюту.
7. Начать процесс выработки новых принципов и правил кризисного функционирования банков, исходя из их основного предназначения: обеспечения обменных банковских операций и кредитование реального сектора.
8. Выработать новые принципы и правила работы товарных и сырьевых бирж. Основу которых, должны составить строгие, однозначно трактуемые критерии информативности, открытости участников сделок, ответственности за нечистоту сделки.
9. Разработать однозначные критерии оценки стоимости экономических объектов и привести ценные бумаги в соответствие этим критериям. Произвести переоценку стоимости ценных бумаг.
10. Перевести борьбу с коррупцией в практическое, экономическое, правовое русло. Доработать закон о противодействии коррупции и методику проведения экспертизы нормативных актов и документов. Конкретизировать нормы и понятия права, глобально усилить ответственность. Ликвидировать многозначность и общие деклоративные фразы. Создать общественные эффективные обратные связи, регулирующие коррупциогенность системы. /Именно этот способ, есть единственный эффективный способ противодействия, исключающий бесконечную «матрёшечность» структур аппарата, контролирующих друг друга, истощающих бюджет, прокладывающих путь «в никуда»./
11. Обязать все предприятия, включая и малые опубликовывать на едином, открытом в доступе, государственном информационном портале в сети Интернет ответственную, строго формализованную, обязательную, ежеквартальную информацию о своих активах, балансе, ценах.Тому же обязать все бюджетные организации, включая все министерства и ведомства, включая силовые, в том числе, опубликовывать информацию о закупках на сумму более 50 000 рублей, поставщиках, закупочных ценах по ним. Это даст правительству дополнительные возможности оперативной статистической обработки экономической информации. Наличие оптового посредника (без фазы складирования) между продавцом и покупателем должно рассматриваться как признак "грязной" сделки и компенсироваться штрафом покупателя в размере спекулятивной маржи, а в бюджетных организациях привлечением к соответствующей последствиям мере ответственности сотрудника.
12. Ввести в обиход юридическое понятие "коррупционный случай" - событие купли-продажи, передачи (ликвидации) полномочий (преференций) характеризующееся критериями: отсутствием определённого законодательством механизма информативности события (о его времени, месте, об участниках, об их заблаговременном уведомлении); отсутствие общего конкурентного подхода к тендеру или не соблюдение критериев конкурентного подхода. Ответственность должна быть соразмерна коррупционным преференциям (предполагаемой выгоде, полученной от сделки). Факт наличия коррупционного случая - должен стать объектом следственного дознания и судебного разбирательства. Инициатором его может быть любое юридическое или физическое лицо, орган власти, налоговый орган, общественная организация. Определить меры ответственности инициатора и участников сделки.
13. Вывести маркетинговые, аналитические, информационные и прочие «сомнительные» услуги из статуса "производственных расходов" фирмы в статус "расходы за счёт прибыли".
14. Начать создавать новые рабочие места в инфраструктуре, системе ЖКХ, вводить повсеместно ресурсосберегающие технологии, создавать и модернизировать коммуникации, городской транспорт.
15. Организовать господдержку региональным биржам труда а системе переподготовки кадров, с участием предприятий, в системе дополнительного образования. Создать гласную, открытую систему адресной поддержки безработным.
16. Начать глубокую ревизию экономического, гражданского права, направленную на ликвидацию многозначности и неопределённости понятий права, разработать нормы однозначной, значительно более строгой ответственности за свою деятельность всех участников рынка. Начать процесс создания ответственного экономического сообщества.
17. Пересмотреть основные принципы функционирования госструктур. Начать ревизию «непроизводственной сферы», оптимизацию структур, их реструктуризацию и сокращение. Пересмотреть функции структур, конкретизировать их обязанности, разграничить полномочия, поставив во главу персональную ответственность.
Антициклическое государственное регулирование и его влияние на развитие экономики
Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS.
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний.
Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.
Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.
Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.