Структура финансовой системы
· централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты);
· внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);
· децентрализованные финансы (предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств).
Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.
Функции налогов:
· фискальная – образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;
· регулирующая – обеспечение макроэкономической стабильности;
· стимулирующая – создание благоприятных условий для повышения экономической активности;
· социальная – уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения ильгот лицам с малым доходом.
Налоговая система — совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.
Принципы налогообложения:
· всеобщность – налогами облагаются все субъекты;
· обязательность – налоги уплачиваются в строго установленный срок;
· равнонапряженность — налоги взимаются по единым ставкам;
· стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;
· простота и доступность для восприятия;
· гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;
· социальная справедливость;
Основные понятия налоговой системы:
– субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;
– носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;
– объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);
– источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);
– налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;
– налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;
– ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.
Налоги по объекту обложения:
1. прямые – налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;
2. косвенные – включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):
· на добавленную стоимость — стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;
· акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);
· таможенные пошлины – ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу). В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США – 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 17). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в «теневую» экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.
Рис. 17. Кривая Лаффера