Роль государства и иностранного сектора в модели кругооборота
Вмешательство государства в процесс воспроизводства в условиях рыночной экономики вносит существенные коррективы в движение товарно-денежных потоков (табл.2.1) .
Таблица 2.1
Табличное представление кругооборота в смешанной открытой экономике
От /К | Домашним хозяйствам | Предприни-мателям | Государ-ству | Иностранно- му сектору | Сектору имущества |
Домохо-зяйств | – | Оплата благ | Прямые налоги | Переводы части дохода | Сбереже- ния |
Предпри-нимателей | Оплата факторов | – | Прямые и косвен-ные на-логи | Оплата импорта | Нераспре- деленная прибыль, амортизация |
Государст-ва | Трансферт-ные платежи | Госзакупки, субсидии и субвенции | – | Экономи-ческая помощь | Избыток бюджета |
Иностран-ного сектора | Переводы | Оплата экспорта | Эконо-мическая помощь | – | Дефицит торгового баланса |
Сектора имущества | Потребление части имущества | Валовые инвестиции | Дефицит госбюд-жета | Избыток торгового баланса | – |
Государственный сектор связан с остальными элементами экономической системы следующими тремя способами: через налоги, через государственные закупки и через займы.
С точки зрения потока денежных средств налоги, уплачиваемые государству, представляют собой изъятия денежных средств у домашних хозяйств. Однако этот поток денежных средств частично возмещается обратным потоком трансфертных платежей, поступающих в распоряжение домохозяйств. Для достоверной оценки потока денежных платежей, поступающих от домашних хозяйств в государственный сектор экономики, при макроэкономическом анализе учитываются только чистые налоги, под которыми понимается разность общих налоговых поступлений (TV) и трансфертных платежей (TR). Основная особенность движения потока налоговых платежей состоит в том, что они связывают государственный сектор и домохозяйства напрямую, а не через систему рыночных взаимодействий.
Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.п.) являются лишь частью денежных расходов государства. Другая часть этих расходов - государственные закупки (G), которые включают в себя платежи федеральных и региональных правительственных учреждений за приобретенные у фирм товары и услуги, а также заработную плату всех государственных служащих. В целях упрощения оба эти вида государственных закупок объединены в единое целое и представлены в модели кругооборота таким образом, как будто на своем пути к домашним хозяйствам они проходят через рынок благ. Тем самым как бы подчеркивается, что система найма государственных служащих регулируется не законами рынка труда, а прямыми решениями правительства.
В том случае, если величина чистых налогов (Т) превышает объем государственных закупок (G) образуется избыток государственного бюджета, представляющий собой сбережения государства (Sg). Эти сбережения рассчитываются как разница между чистыми налогами и государственными закупками (Sg=T-G). Они поступают в сектор имущества и, наряду со сбережениями частного сектора экономики, являются потенциальным источником для финансирования инвестиций. Таки образом, источником финансирования валовых инвестиций (Iv=I+A) выступают валовые сбережения частного сектора экономики (Sv=S+Sg+A)
В противном случае, когда объем государственных закупок больше величины чистых налогов, возникает бюджетный дефицит (DEF=G-T=-Sg). Дефицит государственного бюджета должен покрываться за счет займов на рынках денег и ценных бумаг. В первом случае эти займы осуществляются либо путем получения правительством прямых кредитов у центрального банка, либо путем продажи ему государственных облигаций и других правительственных ценных бумаг. Во втором случае займы осуществляются путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг как непосредственно населению, так и финансовым посредникам. Первый путь связан с увеличением количества денег в обращении, которое, как уже отмечалось, ведет к изменению потоков денежных доходов и расходов и, следовательно, кругооборота в целом.
В современных условиях большинство стран относится к разряду открытых экономических систем. Основными показателями открытости национальной экономики являются:
· внешнеторговая квота в ВНП, измеряемая соотношением объемов внешнеторгового оборота и ВНП;
· доля экспорта в производстве;
· доля импорта в потреблении;
· сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВНП и ее доли в мировой торговле;
· соотношение зарубежных и внутренних инвестиций; объем внешнего долга и его соотношение с ВНП данной страны.
Как правило, малые индустриально развитые страны имеют особенно высокую степень открытости. Например, в таких странах, как Австрия, Бельгия, Голландия внешнеторговая квота в ВНП составляет 55-70%, В средних по численности государствах (Великобритания, Италия, Франция) значение этого показателя снижается до 40-45%. В крупных странах с высокой численностью населения (Индия, Китай, Россия, США), несмотря на значительные различия в уровне их индустриального развития, внешнеторговая квота не превышает 20%.
Иностранный сектор, так же как и государственный, связан с другими экономическими субъектами тремя основными способами.Первый из них - импорт товаров и услуг (Z). Импортируемые товары и услуги поступают в страну на рынок благ, а отраженный в модели кругооборота встречный поток денежных платежей - с рынка благ в иностранный сектор экономики.
Второй способ связи национальной экономики с зарубежными странами - экспорт товаров и услуг (E). Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ отечественным домашним хозяйствам и государству. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и денежных платежей по импорту называется чистым экспортом и входит составной частью в совокупный объем расходов на покупку национального продукта страны. Таким образом, чистый экспорт (NX) определяется как: NX= E- Z.
Третьим способом связи является проведение различного рода международных финансовых операций, обусловленных как получением займов и предоставлением ссуд, так и трансакционными сделками по купле-продаже реальных и финансовых активов. Эти операции приводят к возникновению определенных потоков платежей, направленных как внутрь экономической системы, так и за ее пределы. Первые из этих потоков в экономической теории принято называть притоками (импортом) капитала (ZK). Вторые - оттоками (экспортом) капитала (ЕК), хотя они отражают движение не реального, а фиктивного капитала, т.е. различного рода финансовых активов.
Разница между импортом и экспортом капитала называется чистым импортом капитала (NKZ= ZK-ЕК).Ее положительная величина означает, что за счет займов на мировых финансовых рынках страна привлекает средства для финансирования инвестиций. Если эта величина отрицательна, возникает чистый экспорт капитала (NKЕ=ZК-ЕК), означающий, что резиденты данной страны, размещая свои сбережения за рубежом финансируют инвестиции других стран.
Международные потоки финансовых средств и международные потоки товаров и услуг представляют собой две стороны одной медали. Если страна привлекает иностранный капитал, т.е. инвестиции внутри страны превышают национальные сбережения, то этот излишек должен финансироваться за счет займов на мировых финансовых рынках, Займы позволяют стране импортировать больше, чем экспортировать, Напротив, если внутренние национальные сбережения превышают внутренние инвестиции, а выручка от чистого экспорта является величиной положительной, то это означает, что данная страна использует избыток сбережений для выдачи кредитов иностранцам, нуждающимся в данных ссудах для оплаты товаров и услуг, экспортируемых из страны- кредитора.