Глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………
Глава 1. Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Методология макроэкономических исследований ……  
1.1. Предмет макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы ……………………………............ 1.2. Исторические корни становления макроэкономики и основные направления развития макроэкономической теории 1. 3. Методы макроэкономического анализа ……………………… 1.4. Выводы …………………………………………………………… 1.5. Задания для самостоятельной работы ………………………        
Глава 2. Система макроэкономических взаимосвязей в национальной экономике ……………………………........................ 2. 1. Макроэкономические субъекты и система взаимосвязей между ними. Модель народнохозяйственного кругооборота … 2.2. Роль государства и иностранного сектора в модели кругооборота …………………………………………………………… 2. 3. Основные макроэкономические тождества ……………....... 2.4. Идентификация равновесных и неравновесных систем в модели кругооборота ………………………………………………… 2.5. Выводы …………………………………………………………… 2.6. Задания для самостоятельной работы ………………………          
Глава 3. Результаты функционирования и основные макроэкономические пропорции реального сектора экономики 3.1. Макроэкономическая характеристика реального сектора экономики ………………………………………………………………. 3.2. Макроэкономические пропорции производства …................ 3.3. Макроэкономические пропорции в сфере занятости ……… 3.4. Особенности развития реального сектора экономики России …………………………………………………………………... 3.5. Выводы ……………………………………………………………. 3.6. Задания для самостоятельной работы ………………………    
Глава 4. Денежный сектор национальной экономики и номинальные макроэкономические показатели …………………. 4.1. Основные макроэкономические пропорции денежного сектора ………………………………………………………………… 4.2. Макроэкономическая система цен. Взаимосвязь реальных и номинальных показателей ………………………………………… 4.3. Взаимосвязь денежного и реального секторов экономики. Проблема нейтральности денег …………………………………. 4.4. Основные тенденции изменения макроэкономических пропорций в денежном секторе Российской Федерации ……… 4.5. Выводы …………………………………………………………… 4.6. Задания для самостоятельной работы ………………………            
Глава 5. Потребительские решения домохозяйств ……………… 5.1. Оптимизация потребительского выбора и межвременное бюджетное ограничение домохозяйств ………………………….. 5.2. Потребительские решения при экзогенном формировании дохода ………………………………………………………………… 5.3. Модификация функций потребления и сбережения при эндогенном формировании дохода ………………………………… 5.4. Влияние ограничений по заимствованию на потребительский выбор домохозяйств …………………………… 5.5. Потребительский выбор в условиях рациональных ожиданий 5.6. Выводы …………………………………………………………….. 5.7. Задания для самостоятельной работы ………………………...            
Глава 6. Инвестиционные решения фирм…………………………… 6.1. Мотивы принятия инвестиционных решений и виды инвестиций ……………………………………………………………….. 6. Оптимальный запас капитала и принцип акселератора в моделировании инвестиционного процесса …………………… 6.3. Оптимизация поведения фирм при формировании автономных инвестиций ……………………………………………… 6.4. Принятие инвестиционных решений в условиях неопределенности …………………………………………………… 6.5. Реальные инвестиции и фондовый рынок. Q-теория инвестирования ………………………………………………………. 6.6. Выводы ……………………………………………………………. 6.7. Задания для самостоятельной работы …………………………                
Глава 7. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения частного сектора экономики ………… 7.1. Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики ……………………………………………………… 7.2. Бюджетный дефицит и государственный долг ……………… 7.3. Управление государственным долгом ………………………… 7.4. Воздействие государства на потребительские решения домохозяйств ………………………………………………………… 7.5. Влияние государственных расходов и налогов на инвестиционные решения предпринимателей ………………… 7.6. Выводы ……………………………………………………………. 7.7. Задания для самостоятельной работы ……………………..            
Заключение …………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………

\





ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленное учебное пособие подготовлено коллективом авторов в соответствии с программой модульного курса «Макроэкономика», разработанной на кафедре общей экономической теории СПбГУЭФ. В нем дается систематизированное изложение макроэкономических проблем, изучаемых в первом модуле, и приводятся современные методы их научного анализа. Содержащийся в данной работе учебный материал вводит читателей в сложный и во многом противоречивый мир науки, исследующей национальную экономику рыночного типа как систему взаимосвязей между домашними хозяйствами, фирмами, государством и иностранным сектором экономики. Его изучение позволяет:

· сформировать представления о ключевых проблемах макроэкономики и методах их исследования;

· определить содержание, структуру и направленность системы народнохозяйственных взаимосвязей;

· определить сущность, функциональную роль и структурные характеристики реального и денежного секторов экономики;

· раскрыть мотивации и экономическое содержание тех решений домашних хозяйств, фирм и государства, которые имеют определяющее значение для формирования механизма и конечных результатов функционирования всей национальной экономики.

Многие из рассматриваемых проблем носят дискуссионный характер, неоднозначно трактуются представителями различных школ и направлений экономической мысли. Отличительная особенность изложения такого рода проблем в данной работе, заключается в том, что авторы не только проводят сравнительный анализ альтернативных концепций, но и акцентируют внимание на выявлении тех условий функционирования и развития национальной экономики, при которых та или иная концепция может адекватно описывать реальную действительность.

Учебное пособие предназначено студентов III курса экономических специальностей всех форм обучения и преследует как теоретические, так и практические цели.

Теоретической целью является формирование у студентов целостного представления о механизмах функционирования национальной экономики рыночного типа с точки зрения основных макроэкономических школ.

Практическая цель состоит в выработке у обучающихся элементарных навыков принятия решений в конкретной микроэкономической среде. Указанные навыки должны быть привиты студентам как а) потенциальным работникам государственных органов разного уровня, принимающим непосредственные макроэкономические решения; б) будущим специалистам бизнеса, умеющим модифицировать поведение фирмы в зависимости от динамики макроэкономических показателей.

Достижение поставленных целей предполагает необходимость решения следующих основных задач:

· изучение и осмысление понятийного аппарата макроэкономической теории;

· овладение методологией макроэкономических исследований;

развитие способностей к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;

· знание и понимание проблем, не решенных в настоящее время макроэкономической наукой;

· освоение методов экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;

· формирование понимания содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями и функциональными зависимостями;

· приобретение навыков самостоятельного анализа фактических данных и конкретных макроэкономических проблем;

· выработка представлений о возможных социально-экономических последствиях тех или иных мер макроэкономической политики государства для частного сектора экономики.

Пособие разработано в соответствии с государственными образовательными стандартами экономических специальностей: финансы и кредит, мировая экономика, бухгалтерский учет и аудит, статистика, маркетинг, коммерция, логистика, национальная экономика, менеджмент организации, экономика труда, управление персоналом, математические методы в экономике.

Выводы

1. Макроэкономика изучает функционирование и развитие национальной экономики в целом. Ее задача - объяснить содержание общих процессов и явлений в национальной экономике, влияющих на всю жизнь общества.

2. Основополагающими проблемами макроэкономики являются: экономический рост; безработица, инфляция и состояние платежного баланса страны.

3. Как самостоятельное научное направление макроэкономика сложилась в 30-е годы XX века, значительно позже, чем другие разделы экономической теории. Благодаря своей сравнительной «молодости» макроэкономика является наиболее динамично развивающейся частью экономической теории. Многие проблемы, изучаемые в макроэкономике, носят дискуссионный характер, неоднозначно трактуются представителями различных школ и направлений экономической мысли.

4. Проблемы макроэкономики изучаются представителями различных направлений экономической мысли, важнейшими из которых являются: кейнсианство и неоклассическая школа. Особенности этих научных направлений определяются различием взглядов на условия и механизм функционирования национальной экономики.

5. Фундаментальные выводы макроэкономической науки составляют теоретическую основу макроэкономической политики государства.

6. При изучении проблем макроэкономики используются как общенаучные, так и специфические методы. Основным специфическим методом является метод агрегирования.

7. Основной отличительной особенностью метода агрегирования является то, что в качестве понятий, которыми оперирует исследователь, выступают агрегаты, которые представляют собой научные абстракции, образуемые путем объединения в единое целое множества экономических явлений или процессов, имеющих какие-либо общие признаки.

8. При проведении макроэкономического анализа широко используются экономико-математические методы и модели. Построение последних опирается на учет 4 основных типов зависимостей: технлогических, дефиниционных, поведенческих и институциональных.

9. В тот период времени, когда экономические субъекты принимают решения, их представления о будущем не являются определенными. В связи с этим в процессе принятия большинства решений они должны формулировать свои прогнозные оценки относительно будущего. Данные оценки называются ex ante. Наряду с ожиданиями ex ante существуют ожидания ex post, т. е. фактические оценки прошлого. Макроэкономика изучает в основном ожидания ex ante, в то время как ожидания ex post служат информационной базой для формирования оценок будущего.

10. Существует три основных подхода к определению модели формирования ожиданий ex ante: концепции статических, адаптивных и рациональных ожиданий. Согласно первой из них будущие значения показателей равны их значению в прошлом. Согласно второй- оценки будущего корректируются с учетом ошибок прошлого периода. Согласно третьей - экономические субъекты в процессе формирования своих прогнозных оценок используют всю доступную им информацию вкупе с собственными представлениями о модели управления экономикой.

11. Основу макроэкономическогоанализа составляет позитивный подход к исследованию, нормативный подход, как правило, дополняет позитивный при анализе макроэкономической политики государства.

1.5. Задания для самостоятельной работы

1. Какие из перечисленных проблем не изучаются макроэкономикой?

а) механизм установления относительных цен на рынке факторов производства;

б) уровень безработицы и темпы инфляции;

в) закономерности изменения отраслевой структуры производства;

г) формирование оптимального объема производства фирмы.

Объясните почему макроэкономика не исследует эти важные экономические проблемы.

2. Назовите, какие из приведенных ниже зависимостей могут быть отнесены к: поведенческим, институциональным, дефиниционным или технологическим:

а) совокупный спрос на товары и услуги зависит от спроса домохозяйств, фирм, государства и заграницы;

б) реальный объем производства определяется уровнем производительности труда;

в) сумма налоговых поступлений регулируется величиной налоговой ставки;

г) размер потребительских расходов зависит от располагаемого дохода домохозяйств.

Попытайтесь привести свои примеры перечисленных зависимостей.

3. Что можно сделать, используя нормативный подход при проведении макроэкономического анализа?

а) дать теоретическое обоснование модели поведения экономического субъекта;

б) изучить результаты воздействия поведения экономических субъектов на изменение макроэкономических показателей;

в) разработать рекомендаций по использованию инструментов макроэкономической политики;

г) проверить правильности теоретических гипотез.

Приведите примеры применения нормативного и позитивного подходов к анализу ключевых макроэкономических проблем.

4. Что дает использование метода научной абстракции при разработке макроэкономической модели?

а) делает модель более соответствующей действительности;

б) изменяет внутреннюю логику рассмотрения экономического процесса;

в) позволяет оценить наиболее значимые связи и зависимости;

г) приводит к учету всех экзогенных параметров.

Подумайте, является ли научная абстракция обязательной составной частью процесса разработки модели.

5. Объясните, какие характеристики являются отличительными признаками самостоятельной науки? Является ли макроэкономика отдельной наукой?

6. Раскройте различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Покажите, как они связаны между собой.

7. Объяснить причины возникновения различия взглядов кейнсианской и неоклассической экономических школ на роль государства в регулировании макроэкономических процессов?

8. Вспомните, какие макроэкономические проблемы наиболее активно обсуждаются в России в последнее время. Объясните, почему они вызывают интерес прессы и общественности. Как эти проблемы могут повлиять на Вашу жизнь или жизнь близких Вам людей?

9. Представьте, что Вы занимаетесь изучением влияния инфляции на реальные доходы граждан. Какой вид анализа Вы будете проводить в данном случае: статический, динамический или сравнительной статики?

10. Объясните, для каких целей ученые строят макроэкономические модели.

11. Предположим, что в ноябре курс рубля по отношению к доллару составил 26,5 руб./ долл., в то время как население ожидало, что валютный курс будет равен 27 руб./ долл.

Какая величина валютного курса будет ожидаться населением в декабре, если ожидания населения адаптивны, а при прогнозировании будущих показателей учитывается 60% от ошибок ранее сделанных прогнозов?

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Покажите, как они связаны между собой.

2. Объяснить причины возникновения различия взглядов кейнсианской и неоклассической экономических школ на роль государства в регулировании макроэкономических процессов?

3. Вспомните, какие макроэкономические проблемы наиболее активно обсуждаются в России в последнее время. Объясните, почему они вызывают интерес прессы и общественности. Как эти проблемы могут повлиять на Вашу жизнь или жизнь близких Вам людей?

4. Представьте, что Вы занимаетесь изучением влияния инфляции на реальные доходы граждан. Какой вид анализа Вы будете проводить в данном случае: статический, динамический или сравнительной статики?

5. Объясните, для каких целей ученые строят макроэкономические теории и модели. Назовите, какие этапы включает в себя разработка теорий и моделей.

6. Раскройте специфику использования методов агрегирования для характеристки:

а) национальных рынков;

б) основных макроэкономических субъектов;

в) важнейших макроэкономических показателей;

г) поведенческих, институциональных, дефиниционных и технологических зависимостей.

7. Укажите основное отличие ожиданий ex ante от ожиданий ex post. Объясните , как Вы формируете ожидания ex ante.

Выводы

1. Основным инструментом анализа системы макроэкономических взаимосвязей является модель кругооборота доходов и расходов. Эта модель показывает, как реальный и денежный потоки опосредствуют друг друга, а расходы одних экономических субъектов превращаются в доходы других..

2. В процессе кругооборота участвуют четыре макроэкономических субъекта: домашние государства, фирмы, государство и иностранный сектор экономики. Каждый из них выполняет специфические функции в организации экономической деятельности.

3. Домашние хозяйства продают принадлежащие им факторы производства, а вырученный от этой продажи доход расходуют на уплату чистых налогов, покупку отечественных и импортных товаров. Неистраченную часть дохода они направляют на сбережения.

4. Фирмы используют факторы производства для выпуска товаров и услуг, продаваемых как внутри страны, так и за рубежом, расходуют доход от продажи товаров и услуг на оплату факторов производства и осуществляют инвестиции, финансируемые за счет займов.

5. Государство взимает налоги с частого сектора экономики, выплачивает трансферты, закупает товары и оплачивает услуги. Если доходы государства превышают расходы, образуются сбережения государства. В противном случае, когда расходы превышают доходы, государство берет займы на финансовом рынке.

6. Иностранный сектор связан с национальной экономикой по линии экспорта и импорта товаров и услуг, а также экспорта и импорта капитала.

7. Модель кругооборота отражает движение потоков, т.е. экономических величин, измеряемых их значением в единицу времени. Наряд с потоками существуют экономические величины, измеряемые на конкретный момент времени. Эти величины называются запасами. В модели кругооборота они аккумулируются в секторе имущества. Одной из важнейших проблем макроэкономики является изучение вопроса о том, как изменение запасов влияет на объемы потоков.

8. Анализ системы макроэкономических связей показывает, что доходы всех экономических агентов равны общему объему их расходов на производство товаров и услуг. Это положение называется базовым основным макроэкономическим тождеством. На его основе выводится система макроэкономических тождеств.

9. Экономические системы бывают равновесными и неравновесными. В равновесных системах нет незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы. Во неравновесных – незапланированные инвестиции являются положительной величиной в случае превышения объема выпуска над объемом запланированных совокупных расходов или отрицательной величиной при превышении запланированных расходов над объемом выпуска.

10. Приспособление к равновесию может происходить одним из трех способов: либо за счет изменения объемов при стабильном уровне цен, либо на основе изменения уровня цен при неизменном объеме выпуска, либо за счет однонаправленной динамики, как цен, так и объема выпуска.

11. Основным фактором, определяющим способ приспособления к равновесию является гибкость цен как в сторону повышения, так и в сторону снижения.

2.6. Задания для самостоятельной работы

1.Допустим, что в смешанной закрытой экономической системе национальный доход составил 3000 ед., чистые сбережения населения: 300 ед., государственные закупки: 200 ед., прямые налоги: 150 ед., амортизационные отчисления: 70 ед. Необходимо рассчитать: а) объем чистых и валовых инвестиций; б) потребительские расходы домохозяйств.

2. Если в стране ”А” экспорт товаров и услуг превышает их импорт, то можно утверждать, что

а) инвестиции в экономику данной страны превышают частные сбережения;

б) частные сбережения в данной стране превышают инвестиции;

в) инвестиции в экономику данной страны превышают национальные сбережения;

г) национальные сбережения в данной стране превышают инвестиции.

3. Покажите справедливость утверждения о том, что превышение сбережений частного сектора экономики над инвестициями равно сумме бюджетного дефицита и внешнеторгового сальдо.

4. Охарактеризуйте, как повлияет государство на движение доходов и расходов частного сектора экономики

а) осуществляя закупки на рынке товаров и услуг;

б) беря займы на рынке финансовых активов;

в) взимая налоги и выплачивая трансферты.

5. Объясните, что собой представляют следующие экономические переменные – запасы или потоки:

а) доходы предпринимателей;

б) богатство домохозяйств;

в) сбережения государства;

г) стоимость всех домов в стране.

6. Объясните, в каком из перечисленных случаев достигается равновесие в модели кругооборота смешанной закрытой экономики:

а) если «запасы» равны «потокам»;

б) если произведенный ВНП равен фактическим расходам на его покупку;

в) если чистые налоги равны государственным закупкам;

г) если национальные сбережения равны запланированным инвестициям

7.Предположим, что в условиях жестких цен планируемые расходы превысят фактический объем выпуск. В этом случае можно заключить, что:

а) произойдет истощение товарно-материальных запасов и объем выпуска будет уменьшен;

б) произойдет истощение товарно-материальных запасов и объем выпуска будет увеличен;

в) произойдет увеличение товарно-материальных запасов и объем выпуска будет уменьшен;

г) произойдет увеличение товарно-материальных запасов, и объем выпуска будет увеличен.

8. При расчете показателя чистых инвестиций учитываются расходы:

а) предпринимателей на приобретение акций вновь создаваемых фирм;

б) домохозяйств на приобретение товаров длительного пользования;

в) предпринимателей на замену изношенного оборудования новым;

г) одной фирмы на приобретение бывшего в употреблении оборудования другой фирмы;

д) предпринимателей на расширение парка действующего оборудования.

9. Допустим, что в смешанной открытой экономической системе национальный доход составил 3000 ед., сбережения населения: 300 ед., государственные закупки: 200 ед., прямые налоги: 150 ед., экспорт: 450 ед., импорт: 570 ед.

Необходимо определить: а) чистый приток зарубежного капитала в национальную экономику; б) объем чистых инвестиций; в) потребительские расходы домохозяйств.

10. Известно, что в смешанной закрытой экономике системе планы частного сектора на текущий год характеризовались следующими данными: 1500 ед. – потребительские расходы домохозяйств; 400 ед. – чистые инвестиции предпринимателей, Государство планировало собрать прямых налогов на 450 ед., довести объем бюджетных расходов до 470 ед., направить 60 ед. на выплату пенсий, стипендий и пособий.

Рассчитайте объем незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы, если известно, что фактический объем реального национального дохода оказался на 10% ниже равновесного.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите макроэкономическую структуру частных сбережений. Дайте характеристику основных направлений их использования.

2. Охарактеризуйте, как повлияет государство на движение доходов и расходов частного сектора экономики

а) осуществляя закупки на рынке товаров и услуг;

б) беря займы на рынке финансовых активов;

в) взимая налоги и выплачивая трансферты.

3. Объясните, что собой представляют следующие экономические переменные – запасы или потоки:

а) доходы предпринимателей;

б) богатство домохозяйств;

в) сбережения государства;

г) стоимость всех домов в стране.

4. Покажите, как национальное богатство связано с национальными сбережениями.

5. Оцените правильность следующих утверждений:

а) основное тождество в смешанной закрытой экономике выполняется при равенстве запланированных частных инвестиций и национальных сбережений;

б) величина национальных сбережений всегда превышает величину частных сбережений;

в) если в стране «Х» экспорт товаров и услуг превышает их импорт, то частные сбережения страны «Х» превышают внутренние частные инвестиции данной страны.

6. Докажите справедливость утверждения о том, что превышение сбережений частного сектора экономики над инвестициями равно сумме бюджетного дефицита и внешнеторгового сальдо

7. Используя табл. 2.3, объясните специфику ценового и объемного механизмов приспособления к равновесию в процессе кругооборота.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

ИЗУЧИВ МАТЕРИАЛЫ ДАННОЙ ГЛАВЫ, ВЫ СМОЖЕТЕ:

· дать макроэкономическую характеристику реального сектора экономики и определить основные показатели его функционирования;

· классифицировать основные пропорции, складывающиеся при создании, распределении и изменении реального ВВП;

· раскрыть содержание и дать количественную интерпретацию макроэкономических пропорций в сфере занятости;

· определить основные тенденции развития реального сектора российской экономики

Выводы

1.Реальный сектор экономики представляет собой сферу экономики, связанную с производством и потреблением товаров и услуг, а также формированием занятости.

2.В сфере производства различают следующие виды макроэкономических пропорций: общие экономические пропорции; пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда; пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде (мультипликаторы); пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде ( разложение по Солоу). Для характеристики динамики макроэкономических пропорций используются такие показатели как индекс структурных изменений и индекс сходства структур. Произведенный продукт подле-

жит распределению, при этом выделяют функциональное и индивидуальное распределение.

3.Макроэкономические пропорции в сфере занятости выражаются в двух формах: классификацияразличных групп населения по их отношению к занятости; взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП . По отношению к занятости население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. Трудоспособное население подразделяется на институциональное и неинституциональное. В свою очередь, экономически активное население делится на занятых и безработных. Различают фрикционную, структурную, сезонную и циклическую безработицы. Существует также естественный уровень безработицы. Взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП выражает параметр Оукена

3.6. Задания для самостоятельной работы

1.Какой показатель является составной частью ЧНП, но не входит в национальный доход:

а) нераспределенная прибыль корпораций;

б) косвенные налоги;

в) прямые налоги;

г) амортизация.

2.Какой параметр непосредственно влияет на "силу " мультипликативного эффекта, т.е определяет значение мультипликатора:

а)приращение автономных расходов;

б) конечное приращение ВНП;

в) предельная склонность к потреблению.

3. Какой тип производственной функции следует использовать для того, чтобы охарактеризовать изменение пропорций реального сектора экономики как разложение по Солоу:

а) линейную производственную функцию;

б) производственную функцию типа Кобба – Дугласа;

в) производственную функцию, соответствующую закону убывающей отдачи.

4.Какой вид безработицы однозначно не может быть интерпретирован как "естественная безработица:

а) структурная безработица;

б) конъюнктурная безработица;

в) фрикционная безработица

5. Динамику каких экономических показателей связывает кривая Оукена:

а) уровня выпуска и инвестиционной активности предпринимателей;

б) уровня выпуска и уровня занятости в экономике;

в) уровня занятости в экономике и объема потребительских расходов;

г) уровня выпуска и квоты государственного регулирования экономики

6. Заданы следующие параметры: потребление домашних хозяйств – 300 ед.; инвестиции – 150 ед.; государственные закупки – 200 ед.; экспорт – 100 ед.; импорт – 80. Предельная склонность к потреблению равна 0,8. В результате благоприятной экономической конъюнктуры происходит автономное увеличение инвестиций на 100. Каким станет величина реального НД?

7. Даны следующие показатели: Y = 500; в течение определенного времени произошло увеличение капитала на 10%, количество используемых ресурсов – на 5%. Вклад научно-технического прогресса в экономический рост составляет 20%.

Определите, на какую величину (в процентах) возрастет ВНП и каким он станет, если показатель эластичности выпуска по капиталу в производственной функции Кобба - Дугласа составляет 0,6.

8.Заданы следующие параметры: доля безработных, устроившихся на работу за определенный период времени равна 0,8; доля занятых, ставших безработными за тот же период времени составляет 0,05. Определите естественную норму безработицы.

9. Предположим, что естественная норма безработицы в стране равна 6,5 %, а ее фактический в текущем году - 9,5%. Рассчитайте реальный объем фактически произведенного ВВП, если известно, что при коэффициенте Оукена, равном 2, потенциальный ВВП составил в данном году 1500 ед.

10. В результате конъюнктурных колебаний реальный объем ВВП сократился на 6%. Рассчитайте, как изменилась фактическая норма безработицы, если параметр Оукена составляет 3.

ГЛАВА 4. ДЕНЕЖНЫЙ СЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ГЛАВЫ, ДАСТ ВАМ ВОЗМОЖНОСТЬ:

· определить денежную массу и ее компоненты;

· дать характеристику структуры денежной массы и оценить экономическое значение пропорций между денежными агрегатами;

· назвать основные факторы, определяющие объем и структуру денежной массы;

· оценить роль Центрального банка и коммерческих банков в создании и уничтожении денег;

· понять экономическую сущность и определить количественные значения мультипликативного изменения денежной массы, банковских кредитов и депозитов;

· охарактеризовать макроэкономическую систему цен и установить связи между номинальными и реальными показателями;

· определить понятие нейтральности денег;

· оценить специфику влияния денежного сектора на реальную экономику в краткосрочном и долгосрочном периодах;

· проанализировать основные тенденции изменения макроэкономических пропорций в денежном секторе РФ.

Баланс центрального банка

Актив Пассив
H M0 RR UR

Баланс коммерческих банков

Актив Пассив
RR UR K D

Баланс «публики»

Актив Пассив
M0 D H K

Процесс создания денег банковской системой отражается в двух уравнениях:

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.5.)

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.6.)

а) Депозитный мультипликатор (mD). Данный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.7.)

Для того чтобы вывести данный мультипликатор воспользуемся ранее рассмотренными пропорциями и моделью создания денег:

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.8.)

Отсюда

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.9.)

б) Кредитный мультипликатор (mK). Данный мультипликатор характеризует максимальную величину, на которую может увеличиться сумма банковских кредитов при увеличении денежной базы на одну единицу:

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.10)

Поскольку глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru , справедливо выражение: глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru

Используя ранее сделанные преобразования, выразим кредитный мультипликатор:

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.11)

Отсюда

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.12)

в) Денежный мультипликатор (mМ). Данный мультипликатор показывает, на сколько максимально увеличится количество денег в стране при увеличении денежной базы на одну единицу. При заданной величине активов Центрального банка размер денежной массы в стране зависти от значений параметров rr, ur, cr, которые определяются поведением публики, Центрального банка и коммерческих банков.

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.13.)

Поскольку глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru , то

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru \ (4.14.)

Отсюда

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru (4.15.)

Значение денежной базы (H) и нормы обязательного резервирования (rr) определяется политикой, проводимой Центральным банком страны. Значение нормы избыточного резервирования (ur) и коэффициента кассовых остатков у «публики» (cr) находится в обратной зависимости от ставки процента. Рассмотрим это более подробно.

Рост ставки процента снижает величину избыточных резервов, которыми располагают коммерческие банки, поскольку в данной ситуации растет привлекательность кредитования (определенная часть избыточных резервов направляется на кредиты с целью получения дополнительного дохода коммерческими банками). Сокращение величины избыточных резервов при неизменности суммы средств, находящихся на депозитных счетах коммерческих банков, приводит к сокращению нормы избыточного резервирования.

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru

Рост ставки процента повышает привлекательность для населения депозитов коммерческих банков. При условии неизменности денежных доходов, получаемых экономическими субъектами, увеличение депозитов приводит к сокращению наличности, находящейся «на руках у публики» и сокращению коэффициента кассовых остатков.

глава 1. макроэкономика как особый раздел экономической теории. методология макроэкономических исследований - student2.ru

Таким образом, если денежная база и норма обязательного резервирования экзогенно заданы, рост ставки процента приводит к сокращению коэффициентов ur и cr , в результате чего значение денежного мультипликатора увеличивается. Поэтому, чем выше ставка процента, тем больше предложение денег при заданной денежной базе и фиксированной норме обязательного резервирования.

Выводы

1. Деньги – финансовый актив, обладающий свойством ликвидности и выполняющий три основные функции: мера стоимости, средство платежа, средство накопления.

2. В зависимости от степени ликвидности деньги измеряются различными денежными агрегатами, характеризующими денежную массу страны (М0, М1, М2, М3). Каждый из компонентов денежной массы предназначен для преимущественн

Наши рекомендации